Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 N 15АП-12709/2013 по делу N А32-8266/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 N 15АП-12709/2013 по делу N А32-8266/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. N 15АП-12709/2013
Дело N А32-8266/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Близнюк
при участии:
от ИП Сапрыкиной Людмилы Павловны: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Отдела надзорной деятельности г. Армавира Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сапрыкиной Людмилы Павловны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.07.2013 по делу N А32-8266/2013, принятое судьей Погореловым И.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Сапрыкиной Людмилы Павловны
к Отделу надзорной деятельности г. Армавира Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления по делу о привлечении к административной ответственности,
установил:
Индивидуальный предприниматель Сапрыкина Л.П. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Отделу надзорной деятельности г. Армавира Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (далее - отдел, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 26.02.2013 N 58 о привлечении к административной ответственности по
части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размер 20 тыс. рублей.
Решением суда от 01.07.2013 предпринимателю в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях предпринимателя имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена
частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ. Административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована нарушением отделом процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности, поскольку административным органом не предприняты все меры по извещению законного представителя заявителя о вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с
гл. 34 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.
Учитывая изложенное, на основании
ч. ч. 1,
3 ст. 156 АПК РФ, суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке
главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 09.01.2013 N 5 отдел провел выездную плановую проверку предпринимателя Сапрыкиной Л.П.
По результатам проверки составлены акт проверки от 28.01.2013 N 5 и протокол об административном правонарушении от 28.01.2013 N 58 по признакам правонарушения по
части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данных документах указано, что 28.01.2013 в 10 часов 00 минут в помещениях и на территории магазина заявителя, расположенного по адресу: г. Армавир, ул. Лавриненко, 3, нарушены требования пожарной безопасности - Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены
постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390), а именно: допускается эксплуатация электрораспределительной коробки без защитной крышки (
статьи 5,
82 и
151 Закона N 123-ФЗ; ПТЭЭП).
Ак проверки и протокол об административном правонарушении составлены в присутствии представителя предпринимателя Сапрыкина Е.В., их копии вручены ему под роспись. В протоколе указано, что дело об административном правонарушении будет рассмотрено 31.01.2013 в 10 часов 00 минут.
Определением от 31.01.2013 административный орган отложил рассмотрение дела об административном правонарушении на 26.02.2013 на 10 часов 10 минут. Копия определения вручена представителю заявителя Сапрыкину Е.В. под роспись.
26 февраля 2013 года отдел, в отсутствие представителя предпринимателя, вынес постановление N 58 по делу об административном правонарушении, в котором заявитель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 тыс. рублей.
Не согласившись с постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с
частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно
пункту 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективной стороной вмененного предпринимателю правонарушения, ответственность за которое установлена
частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Федерального закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Под нарушением требований пожарной безопасности согласно указанной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
абзацу 4 статьи 20 Закона о пожарной безопасности техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Закон N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (
часть 1 статьи 1 данного Закона).
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, что предусмотрено
статьей 38 Закона о пожарной безопасности.
В нарушение требований Закона N 123-ФЗ предпринимателем допускается эксплуатация электрораспределительной коробки без защитной крышки. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 28.01.2013 N 5 и протоколом об административном правонарушении от 28.01.2013 N 58 и, по сути, не оспариваются предпринимателем.
Изложенное свидетельствует о доказанности факта совершения предпринимателем правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств принятия всех зависящих мер по недопущению указанных нарушений предпринимателем не представлено (
статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание назначено предпринимателю в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией
части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с
частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно
части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу
части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего
Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с
частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности,
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В силу
части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с
частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным
Кодексом.
В силу
части 2 статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии с
пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
В
пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 указано, что положения
статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Более того, названным пунктом постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений
статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого
решения административного органа (
часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с
пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными
статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что уведомлением от 25.01.2013 N 23/9.10-109 предприниматель извещен о необходимости прибытия 28.01.2013 для составления протокола об административном правонарушении. Указанное уведомление получено представителем предпринимателя по специальной доверенности от 25.01.2013 Сапрыкиным Е.В.
Протокол об административном правонарушении от 28.01.2013 N 58 составлен в присутствии представителя предпринимателя по специальной доверенности Сапрыкина Е.В., о чем свидетельствует его подпись.
Определением от 31.01.2013 назначена дата рассмотрения материалов административного дела на 26.02.2013. Указанное определение получено представителем предпринимателя по специальной доверенности Сапрыкиным Е.В.
Постановление от 26.02.2013 N 58 вынесено в отсутствии предпринимателя, извещенного надлежащим образом.
Довод апелляционной жалобы о том, что нарушен порядок привлечения к административной ответственности, так как распоряжение о проведении плановой проверки было вручено представителю Сапрыкину Е.В. 11.01.2013 г., который не имел доверенности, подлежит отклонению.
Как следует из материалов дела распоряжение N 5 от 09.01.2013 г. было вручено Сапрыкину Е.В., как ответственному за пожарную безопасность согласно приказу N 1. При проведении проверки Сапрыкину Е.В. представлял интересы ИП Сапрыкиной Л.П. на основании доверенности N 3 от 25.03.2013 г.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции также правомерно пришел к выводу о том, что вменяемое заявителю правонарушение не может быть признано малозначительным.
В соответствии со
статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с
пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь
частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и
статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пунктом 18 названного постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно
пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Так, из материалов дела следует, что совершенное предпринимателем правонарушение несет реальную угрозу охраняемым общественным отношениям, жизни и здоровью населения.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что постановление административного органа от 26.02.2013 N 58 является законным и обоснованным, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Все доводы, приведенные предпринимателем в апелляционной жалобе, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и сводятся к несогласию предпринимателя с выводами суда первой инстанции, положенных в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы предпринимателя и отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу
статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 258,
269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2013 по делу N А32-8266/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном
главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья
М.В.СОЛОВЬЕВА