Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2011 N 15АП-14625/2010 по делу N А53-20707/2010
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушения требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2011 N 15АП-14625/2010 по делу N А53-20707/2010
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушения требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2011 г. N 15АП-14625/2010
Дело N А53-20707/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2011 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.,
судей А.В. Гиданкиной, Т.И. Ткаченко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от Администрации г. Гуково: Мельниченко Э.В. по доверенности от 11.01.2011 N 28,
от ОГПН г. Гуково: Тихонов Е.В. (удостоверение N 55871 от 08.06.2010) по доверенности от 22.10.2010,
от Прокуратуры: не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 28.12.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Гуково
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01 декабря 2010 года по делу N А53-20707/2010,
принятое судьей Гришко С.В.
по заявлению Администрации г. Гуково
к начальнику отдела государственного пожарного надзора по г. Гуково Главного управления Министерства Чрезвычайных ситуаций России по Ростовской области
при участии третьего лица: прокурор г. Гуково
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ,
установил:
Администрация г. Гуково Ростовской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к начальнику отдела государственного пожарного надзора по г. Гуково Главного управления Министерства Чрезвычайных ситуаций России по Ростовской области (далее - ОГПН по г. Гуково) о признании незаконным и отмене постановления N 0110-202/2010/2 от 24.09.2010 о привлечении Администрации к административной ответственности, предусмотренной
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен прокурор г. Гуково.
Решением суда от 01.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение административного правонарушения в виде нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обжаловала его в порядке, определенном
главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что представителю Администрации вручили постановление о привлечении к ответственности, без обеспечения возможности участия в рассмотрении дела. Заявителем указано, что законом на Администрацию не возложена обязанность по созданию пожарных постов; материалами дела не доказано наличие на территории микрорайона горючих отходов и сухой растительности; Администрацией произведена опашка территории, прилегающей к жилым и дачным постройкам.
В судебное заседание не явился представитель Прокуратуры г. Гуково, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Прокуратуры в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность решения суда.
В соответствии со
ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Прокуратуры.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности. Полагает, что материалами дела об административном правонарушении не подтверждается совершение Администрацией вменяемого правонарушения.
Представитель ОГПН г. Гуково в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела, в соответствии с указанием прокуратуры Ростовской области N 7/2-48-2010 от 08.09.2010 о проведении проверки готовности региональных и муниципальных властей к осуществлению противопожарных мероприятий помощником прокурора г. Гуково с привлечением в качестве специалистов сотрудников ОГПН по г. Гуково проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в деятельности администрации г. Гуково в части реализации первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта.
Результаты проверки оформлены Актом от 13.09.2010 (л.д. 44 - 45 том 1).
По результатам проверки заместителем прокурора г. Гуково вынесено постановление от 15.09.2010 о возбуждении в отношении Администрации г. Гуково дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена
частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
В постановлении зафиксированы следующие нарушения: администрацией не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны на территории г. Гуково, а именно в микрорайоне Алмазном, где имеется лесной массив, не создан пожарный пост, обеспечивающий нормативное время прибытия для тушения пожара - 10 минут. На территории микрорайона "Алмазный" г. Гуково участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам не очищены от горючих отходов, мусора и сухой травы. Администрацией г. Гуково не выполнены мероприятия по устройству защитных противопожарных полос, удалению сухой растительности, исключающей возможность переброса огня при лесных и степных пожарах на здания, жилые дома и другие объекты микрорайона "Алмазный". В постановлении указано, что вышеизложенным нарушены
ст. 19 ФЗ N 69 от 21.12.94 "О пожарной безопасности",
ст. ст. 4,
76,
151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Правила пожарной безопасности в РФ ППБ (01-03), утв. Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
Постановление вынесено с участием представителя Администрации Изварина В.Н., действовавшего на основании специальной доверенности N 6112/3404 от 15.09.2010, выданной Изварину в день вынесения постановления прокурора - 15.09.2010 в целях представления интересов Администрации в связи с рассмотрением административного дела о привлечении к административной ответственности по
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ с правом давать необходимые пояснения (л.д. 46 том 1).
В объяснениях представитель Администрации указал, что с постановлением не согласен, вину не признает.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении главным государственным инспектором города Гуково по пожарному надзору вынесено постановление N 0110-202/2010/2 от 24.09.2010 о привлечении Администрации г. Гуково к административной ответственности, предусмотренной
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Постановление вынесено с участием представителя Администрации Изварина В.Н., действовавшего на основании доверенности N 6112/3404 от 15.09.2010. О месте и времени рассмотрения дела Администрация была извещена путем вручения 21.09.2010 сотруднику Администрации Изварину В.Н. определения о назначении времени и места рассмотрения административного дела от 20.09.2010 (л.д. 63 том 1).
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, Администрация г. Гуково обжаловала его в судебном порядке.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Администрации.
В соответствии с
ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого
решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно
ст. 30 Закона о пожарной безопасности в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим, в период действия которого устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми документами по пожарной безопасности.
В соответствии с
пп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселений относится, в том числе, обеспечение мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу
ст. 19 Закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Статьей 32 Устава муниципального образования "Город Гуково" также предусмотрено, что администрация г. Гуково обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах города Гуково.
Постановлением Администрации г. Гуково N 680 от 04.08.2010 на территории г. Гуково в срок с 03.08.2010 до 01.10.2010 был введен особый противопожарный режим.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" установлен перечень требований пожарной безопасности обязательный для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии с
пунктом 11 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:
реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях;
создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач;
создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;
организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению;
обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
Согласно
пункту 21 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.
При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления) (
пункт 94 ППБ 01-03).
В силу
пункта 112 ППБ 01-03 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
В соответствии с
пунктами 116,
117 ППБ 01-03 в летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах и предприятиях, дачных поселках, садовых участках по решению органов исполнительной власти, местного самоуправления разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, топка печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе, может временно приостанавливаться.
В этих случаях необходимо организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовку для возможного использования имеющейся водовозной и землеройной техники, провести соответствующую разъяснительную работу о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара.
В весенне-летний пожароопасный период необходимо при пожарном депо в помощь членам добровольной пожарной дружины (пожарно-сторожевой охраны) организовывать дежурство граждан и работников предприятий, расположенных в населенном пункте.
Согласно
ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в том числе акта проверки и постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в нарушение приведенных
Правил и требований пожарной безопасности администрацией не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны на территории г. Гуково в микрорайоне Алмазном, где имеется лесной массив, не создан пожарный пост, обеспечивающий нормативное время прибытия для тушения пожара - 10 минут; на территории микрорайона "Алмазный" г. Гуково участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам не очищены от горючих отходов, мусора и сухой травы; администрацией г. Гуково не выполнены мероприятия по устройству защитных противопожарных полос, удалению сухой растительности, исключающей возможность переброса огня при лесных и степных пожарах на здания, жилые дома и другие объекты микрорайона "Алмазный"
При этом указанные нарушения допущены в условиях особого противопожарного режима.
Таким образом, наличие в действиях Администрации объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, является доказанным.
Администрация г. Гуково, будучи органом местного самоуправления на соответствующей территории, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена
частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ. С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Имея возможность для соблюдения установленных требований пожарной безопасности, Администрация не приняла необходимых мер по соблюдению возложенной на нее обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена
частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности заявителем не представлено.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Администрации о том, что законом на Администрацию не возложена обязанность по созданию пожарных постов.
Из положений
ст. 19 Закона о пожарной безопасности,
ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ",
пункта 11 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) следует, что именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по реализации мер пожарной безопасности на подведомственных территориях.
Указанное обстоятельство также не оспаривается Администрацией г. Гуково.
Статьей 19 Закона о пожарной безопасности и
пунктом 11 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 на органы самоуправления возложена обязанность по оказанию необходимой помощи пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; созданию условий для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; созданию условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; обеспечению необходимых условий для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
Актом проверки и постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, составленными в установленном порядке уполномоченными лицами, являющимися в силу
ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении, установлено, что на территории микрорайона "Алмазный" г. Гуково отсутствует пост пожарной охраны либо организация добровольной пожарной охраны, которые могли бы обеспечить нормативное время прибытия на место пожара.
В нарушение
ст. 65 АПК РФ Администрацией не представлено доказательств того, что в микрорайоне "Алмазный" имеется какое-либо противопожарное подразделение (в виде добровольной пожарной охраны либо поста госпожарного надзора, пожарного депо, пожарной мотопомпы), позволяющее эффективно и своевременно бороться с пожаром, в том числе с использованием первичных средств пожарной защиты.
Администрацией также не представлено надлежащих доказательств того, что существующие на территории г. Гуково пожарные посты позволяют обеспечить нормативное время прибытия пожарных во все точки микрорайона "Алмазный". В том числе не представлено сведений 8 ОФПС по г. Гуково, на которые ссылалась Администрация в своих объяснениях (л.д. 48 том 1).
Таким образом, Администрацией не соблюдены требования законодательства об оказании необходимой помощи пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач и созданию условий для организации добровольной пожарной охраны, что образует состав административного правонарушения по
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку бездействие администрации допущено в условиях особого противопожарного режима.
Из имеющихся в материалах дела об административном правонарушении протоколов заседаний комиссии КЧС и ПБ г. Гуково также следует, что Администрация была осведомлена о сложной пожарной обстановке в городе, в том числе о наличии на территориях горючего мусора и сухой растительности. В связи с этим руководителям организаций было предписано организовать очистку и уборку подведомственных территорий.
Вместе с тем, Администрацией не было принято мер по надлежащему контролю за очисткой территорий от сухой растительности, в частности на территории микрорайона "Алмазный", что подтверждается Актом проверки и постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении. При этом территории, указанные в акте - прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам - должны были быть очищены именно силами Администрации, как неподведомственные каким-либо учреждениям.
Из материалов административного дела также следует, что микрорайон "Алмазный" прилегает к территории лесов, что увеличивает пожароопасность данного района.
В апелляционной жалобе Администрация указала, что была произведена опашка территории, прилегающей к жилым и дачным постройкам.
Вместе с тем, дальнейшее устранение выявленных нарушений не исключает ответственности за совершенное правонарушение.
Апелляционной инстанцией не могут быть приняты во внимание ссылки Администрации на судебные акты по делу А53-3350/2008, как не имеющие преюдициального значения, поскольку предметом рассмотрения по указанному делу являлась оценка законности постановления Управления ГПН ГУ МРФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области от 08.02.2006 N 34.
Таким образом, материалами дела подтверждается виновное совершение Администрацией административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции также отклоняются как неподтвержденные надлежащими доказательствами доводы Администрации о том, что представителю Администрации вручили постановление о привлечении к ответственности, без обеспечения возможности участия в рассмотрении дела.
С учетом изложенного, постановление главного государственного инспектора города Гуково по пожарному надзору N 0110-202/2010/2 от 24.09.2010 о привлечении Администрации г. Гуково к административной ответственности, предусмотренной
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей является законным.
Согласно
ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы. Произведя их оценку, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований Администрации.
Таким образом, судом принято законное и обоснованное решение от 01.12.2010. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 258,
269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01 декабря 2010 года по делу N А53-20707/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном
главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
А.В.ГИДАНКИНА
Т.И.ТКАЧЕНКО