Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 N 15АП-431/2014 по делу N А53-19061/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 N 15АП-431/2014 по делу N А53-19061/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2014 г. N 15АП-431/2014
Дело N А53-19061/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Гефест"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.12.2013 по делу N А53-19061/2013, принятое судьей Ереминым Ф.Ф.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Гефест"
к заинтересованному лицу - Отделу надзорной деятельности по г. Волгодонску Главного управления МЧС России по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, о прекращении производства по делу об административном правонарушении
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Гефест" (далее - ООО "Гефест", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к отделу надзорной деятельности по г. Волгодонску Главного управления МЧС России по Ростовской области (далее - отдел) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10 декабря 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного
частью 4 ст. 20.4 КоАП РФ и отсутствии нарушений норм процессуального права со стороны административного органа при привлечении общества к административной ответственности.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Гефест" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование жалобы общество указывает на недоказанность наличия в своих действиях состава вменяемого ему административного правонарушения, поскольку надлежащие доказательства совершения правонарушения отсутствуют, а также - на формальный подход к определению выявленных правонарушений.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, что в силу
статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является процессуальным препятствием к рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие. Ходатайство общества об отложении судебного заседания отклонено протокольным определением суда.
Как следует из материалов дела, 09.08.2013 административным органом в отношении общества на основании распоряжения от 21.06.2013 N 376 с целью исполнения ежегодного плана проведения проверок проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в эксплуатируемых им помещениях по адресу: г. Волгодонск, ул. 2-я Бетонная д. 17 а. Результаты проверки оформлены актом от 09.08.2013 N 376.
По факту выявленных в ходе проверки нарушений обществом пунктами 1.7, 6.24 "СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений", пунктами. 36, 61
Правил противопожарного режима, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390,
Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "
Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" (далее - НПБ 110-03),
статьей 32 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), п. 6.4 "ГОСТ Р 12.2.143-2009 Национальный
стандарт Российской Федерации. Система
стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля", утвержденного
Приказом Ростехрегулирования от 23.07.2009 N 260-ст (далее - ГОСТ Р 12.2.143-2009) административным органом составлены протокол об административном правонарушении от 09.08.2013 N 100-601/2013/1 по
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
20.08.2013 на основании составленного протокола и материалов административного дела заинтересованным лицом вынесено постановление N 100-601/2013/4, которым заявитель привлечен к административной ответственности по
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
При проведении проверки отделом надзорной деятельности были выявлены следующие нарушения:
1) нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и установленные Федеральным
законом N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент безопасности".
2) также, в офисном помещении ООО Торговый Дом "Гефест", линии связи между техническими средствами автоматической установки пожарной сигнализации выполнены кабельным изделием без учета обеспечения их функционирования при пожаре в течение времени, необходимого для обнаружения пожара, выдачи сигналов об эвакуации, в течение времени, необходимого для эвакуации людей, а также времени, необходимого для управления другими техническими средствами, что является нарушением
Правил противопожарного режима в Российской Федерации. утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 25.04.2012.
3) обществом не обеспечен планово-предупредительный ремонт и техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации (
п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 25.04.2012).
4) в нарушение пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, на объекте отсутствует исполнительская документация на систему автоматической пожарной сигнализации.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
В соответствии с
частью 1 статьи 198,
частью 4 статьи 200,
частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения (
часть 2 ст. 28.7 КоАП РФ).
Согласно
части 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
В силу
части 6 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
В соответствии со
ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу
ч. 1,
2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, прежде всего, протоколом об административном правонарушении.
Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, закреплено в
статье 30.1 КоАП РФ, его реализация осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных
статьями 189 -
190,
207-211 АПК РФ.
В силу
ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в
Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных
Постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.
Согласно п. 3 наряду с настоящими
Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Объектом административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами стандартами, направленные на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и
стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается с правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточного самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
В соответствии с
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
ч. 2 ст. 103 Закона N 123-ФЗ линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.
Как указано в
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Пунктом 63 Правил N 390 предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).
В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов от пожаров.
Таким образом, решение административного органа о привлечении общества представляется обоснованным и мотивированным.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод заявителя о формальном подходе контролирующего органа, так как в постановлении от 20.08.2013 N 100-601/2013/4 отделом надзорной деятельности обозначены выявленные правонарушения, со ссылкой на статьи нормативно-правовых актов. Исходя из смысла
статей 37,
38 Закона N 69-ФЗ и
пункта 61 Правил N 390, руководитель организации обязан самостоятельно обеспечить исправное состояние противопожарной системы объекта.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. О совершении процессуальных действий (о возбуждении дела, о проведении административного расследования, о проведении осмотра помещений, о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях и рассмотрения дела) общество было извещено надлежащим образом путем вручения процессуальных определений и уведомлений, а также протоколов об административных правонарушениях.
В соответствии со
ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В
п. 18,
п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу
ч. 2,
ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Обстоятельств, позволяющих признать совершенное Учреждением правонарушение малозначительным, судом первой и судом апелляционной инстанции не установлено. Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить
ст. 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в
п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Оценив в совокупности обстоятельства совершения правонарушения, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу
ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 258,
269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.12.2013 по делу N А53-19061/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном
главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА