Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2019 N 15АП-19754/2019 по делу N А32-45826/2019
Требование: Об отмене определения об отказе в принятии заявления.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2019 N 15АП-19754/2019 по делу N А32-45826/2019
Требование: Об отмене определения об отказе в принятии заявления.
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2019 г. N 15АП-19754/2019
Дело N А32-45826/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2019 года.
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Соловьева М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новый ЖУК"
на определение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.09.2019 об отказе в принятии заявления к производству арбитражного суда по делу N А32-45826/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новый ЖУК"
к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (отдел надзорной деятельности г. Новороссийск)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Новый ЖУК" (далее - заявитель, ООО "Новый ЖУК", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (отдел надзорной деятельности г. Новороссийск) от 19.09.2019 N 13/288 о привлечении к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2019 отказано ООО "Новый ЖУК" в принятии заявления. Заявление ООО "Новый ЖУК" с приложениями возвращено заявителю. Определение мотивировано тем, что оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Новый ЖУК" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, ссылаясь на то, что заявитель является управляющей компанией, то есть осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
В услуги, оказываемые собственникам помещений в данных многоквартирных домах, входит ремонт и содержание общего имущества, в состав которого в том числе входят и общедомовые системы пожарной безопасности и автоматики.
Согласно
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, а также обеспечивающее первичные меры пожарной безопасности.
Таким образом, привлечение ООО "Новый ЖУК" к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в многоквартирном доме N 91 А по пр. Ленина в г. Новороссийске обусловлено исключительно его статусом управляющей компании данного дома.
Следовательно, привлечение заявителя к административной ответственности было непосредственно и неразрывно связано с его предпринимательской деятельностью. Если бы заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность по управлению указанным домом, привлечение его к административной ответственности за указанное нарушение было бы в принципе невозможно.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке
главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ОНД и ПР г. Новороссийска просит решение суда признать законным, а заявление ООО "Жилищная управляющая компания" оставить без удовлетворения.
В силу
абзаца 2 части 2 статьи 272 АПК РФ (в редакции Федерального закона N 451-ФЗ) апелляционная жалоба на определение арбитражного суда первой инстанции рассматривается судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично.
От ООО "Новый ЖУК" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство общества о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке
статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно
части 1 статьи 27 АПК Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с
пунктом 3 части 1 статьи 29 АПК Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об административных правонарушениях, если Федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Частью 2 статьи 207 АПК Российской Федерации прямо предусмотрено, что производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Согласно
части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Из совокупности приведенных норм
КоАП Российской Федерации и
АПК Российской Федерации следует, что арбитражным судом рассматриваются жалобы (заявления) только на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006
N 262-О и от 20.02.2014
N 261-О,
часть 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации не предполагает возможности рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 170 АПК Российской Федерации предусмотрено, что в мотивировочной части решения арбитражного суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Следовательно, при принятии решений (постановлений) арбитражным судам необходимо руководствоваться сформированными Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации правовыми подходами.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в
пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", жалобы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на постановления о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в
части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации и
пункте 3 части 1 статьи 29 АПК Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области пожарной безопасности.
Кроме того, в вопросе 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, Верховный Суд Российской Федерации изложил правовую позицию относительно спорного вопроса рассматриваемого дела, согласно которой если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в
части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и
пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Указанный вывод прямо следует из содержания пункта 33 Постановления Пленума ВС РФ о вопросах, возникающих у судов при применении
КоАП РФ.
В
пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" также разъяснено, что решения административных органов о привлечении к административной ответственности могут быть обжалованы в арбитражный суд в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем совершено административное правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом приведенных выше разъяснений судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что арбитражным судом рассматриваются дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если только совершенные ими административные правонарушения непосредственно связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельностью. Дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции.
В
Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, разъяснено, что из положения
части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации следует, что в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством обжалуется любое постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное административным органом, при условии, что это правонарушение связано с осуществлением совершившим его юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предпринимательской или иной экономической деятельности.
При установлении такой связи необходимо учитывать, что в государственном регулировании предпринимательской и иной экономической деятельности используются как правовые средства, так и средства административного регулирования - разрешение совершения определенных действий (в том числе лицензирование); обязательные предписания совершения каких-либо действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; контроль и надзор и т.д.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством в нормативных правовых актах правил, норм и стандартов влечет за собой применение к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся предпринимательской и иной экономической деятельностью, административной ответственности.
Таким образом, для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов законодатель в данной норме установил необходимость в каждом конкретном случае учитывать следующие критерии:
1) административное правонарушение совершено определенным в
КоАП РФ субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота;
2) административное правонарушение совершено этим лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Указанный вывод прямо следует из содержания
пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Статьей 20.4 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Так,
часть 1 названной статьи устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 - 8 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Правовая норма, предусматривающая состав данного административного правонарушения, имеет объектом посягательства общественные отношения в области требований пожарной безопасности.
Оснований полагать, что указанное административное правонарушение совершено обществом исключительно в связи с осуществлением ею предпринимательской или иной экономической деятельности, не имеется.
В
пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и
Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, указано, что если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области пожарной безопасности, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.
Правоотношения, вытекающие из соблюдения требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, не обусловлены лишь наличием статуса юридического лица либо осуществлением им экономической деятельности. Вмененные обществу нарушения посягают на общественные отношения в сфере пожарной безопасности и не зависят от характера осуществляемой деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что привлечение к административной ответственности связано не с осуществлением обществом предпринимательской деятельности, а с необходимостью соблюдения требований пожарной безопасности.
Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от
12.09.2014 N 306-АД14-207, от
16.09.2014 по делу N 308-АД14-221 и N 304-АД14-334, 17.09.2014 по делу N 304-АД14-291, от 29.09.2014 по делу N 305-АД14-475 и от 27.10.2014 N 306-АД14-4214, а также в постановлениях Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.09.2014
по делу N А19-235/2014, от 02.02.2015
по делу N А33-9342/2014, от 14.05.2015 по делу N А69-4296/2014, от 10.08.2015
по делу N А58-863/2015 и от 29.10.2015
по делу N А10-2653/2015.
Учитывая, что
статья 20.4 КоАП Российской Федерации направлена на охрану правоотношений в области пожарной безопасности, при этом доказательств оспаривания постановления административного органа от 26.06.2018 N 253 о привлечении к административной ответственности по
ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей в суде общей юрисдикции и отказа последним в судебной защите обществом ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не представлено, суд первой инстанции правомерно отказал в принятии заявления к производству в связи с тем, что оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае общество оспаривает постановление о привлечении к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Диспозицией
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ является "нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 КоАП РФ и
частями 3 - 8 названной статьи".
Статья 20.4 КоАП РФ находится в
главе 20 КоАП РФ "Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность". Состав данного правонарушения имеет объектом посягательства общественные отношения в области пожарной безопасности.
Суд апелляционной инстанции, основываясь на правовом подходе Верховного Суда Российской Федерации, отклоняет довод подателя жалобы о том, что ООО "Новый ЖУК" привлечено к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в многоквартирном доме N 91 А по пр. Ленина в г. Новороссийске обусловлено исключительно его статусом управляющей компании данного дома, поскольку объектом совершенного обществом административного правонарушения выступают публично-правовые, а именно административные правоотношения, возникающие по поводу соблюдения требований в области пожарной безопасности, а не по поводу осуществления предпринимательской деятельности. Вмененное обществу административное правонарушение не связано с осуществляемой ею предпринимательской деятельностью, поскольку общество обязано в силу соответствующих публично-правовых норм выполнять необходимые мероприятия, направленные на соблюдение требований в области пожарной безопасности. Указанная публично-правовая обязанность подлежит безусловному исполнению лицом, соблюдение соответствующих требований не включается в содержание предпринимательской деятельности, осуществляемой подателем жалобы. Наличие у общества статуса юридического лица, осуществление ею предпринимательской и иной экономической деятельности, сами по себе, не дают оснований для безусловного отнесения спора с ее участием к компетенции арбитражного суда. Выполнение лицом требований в области пожарной безопасности не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в принятии заявления общества, поскольку оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно
пункту 1 части 1 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии исковое заявление, заявление подлежат рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства либо не подлежат рассмотрению в судах.
На основании
части 4 статьи 3 АПК Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
Согласно статье 21 Закона N 451-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, определяемого в соответствии с
частью 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 29.07.2018 N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции".
На основании указанных положений рассмотрение жалобы подлежит с учетом норм Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент вынесения определения суда, без учета внесенных изменений.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 188,
258,
269 -
271,
272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2019 об отказе в принятии заявления к производству арбитражного суда по делу N А32-45826/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке
статьи 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Судья
М.В.СОЛОВЬЕВА