Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 05.12.2022 N 308-ЭС22-22732 отказано в передаче дела N А53-45429/2021 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.08.2022 N Ф08-7546/2022 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 N 15АП-8008/2022 по делу N А53-45429/2021
Требование: О признании незаконным предписания административного органа, выданного по результатам проверки выполнения законодательства об архивном деле.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 N 15АП-8008/2022 по делу N А53-45429/2021
Требование: О признании незаконным предписания административного органа, выданного по результатам проверки выполнения законодательства об архивном деле.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2022 г. N 15АП-8008/2022
Дело N А53-45429/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от администрации Шолоховского района Ростовской области посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Фролова Т.Н. по доверенности от 11.05.2022, паспорт;
от Комитета по управлению архивным делом Ростовской области: представитель Лысов Р.Э. по доверенности от 10.01.2022, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Шолоховского района Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.03.2022 по делу N А53-45429/2021
по заявлению Администрации Шолоховского района Ростовской области
к Комитету по управлению архивным делом Ростовской области
об оспаривании предписания,
установил:
Администрация Шолоховского района Ростовской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным предписания Комитета по управлению архивным делом Ростовской области (далее - Комитет) от 30.09.2021 N 11.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.03.2022 в удовлетворении заявления Администрации было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что пункты предписания Комитета являются не исполнимыми.
На сайте ФГИС "ЕРП" внесены сведения о выданном предписании, которое содержит только один пункт нарушения срок исполнения до 01.09.2022.
Выполнение предписания в части выделения новых помещений, отвечающих требованиям в срок до 10.09.2022 не может быть исполнено, поскольку необходимые средства в бюджете отсутствуют. Администрация поясняет, что выделение денежных средств Правительством Ростовской области возможно только при помощи и инициативе Комитета.
В акте проверки отсутствует указание на использование технических средств фиксации нарушения, акты замеров не оформлены и не приобщены к акту проверки. Таким образом данные доказательства н могут считаться допустимыми.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке
главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Администрации об участии в судебном с использованием системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Комитета просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со
статьями 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с планом проверок Комитета по управлению архивным делом Ростовской области 30.09.2021 главным специалистом отдела организационно-методической и научной работы, хранения, комплектования, учета и использования архивных документов была проведена плановая проверка Администрации Шолоховского района по выполнению законодательства об архивном деле.
По результат проверки составлен акт от 30.09.2021 N 8 и выдано предписание от 30.09.2021 N 11, согласно которому Администрации надлежало:
- в срок до 01.01.2022 создать с выделением помещения ведомственный архив администрации района в целях хранения, комплектования, учета и использования, образовавшихся в процессе его деятельности архивных документов;
- в срок до 01.09.2022 выделить помещение для муниципального архива, соответствующее требованиям "Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных, документов в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организациях Российской академии наук";
- в срок до 01.07.2022 установить распашные решетки на окна сектора, что позволит провести эвакуацию документов в чрезвычайной ситуации;
- в срок до 01.04.2022 установить технически укрепленные двери во все помещения сектора;
- в срок до 01.09.2022 установить в архивохранилище системы кондиционирования воздуха;
- в срок до 01.07.2022 приобрести и установить металлические стеллажи;
- в срок до 01.12.2021 определить ответственное лицо за работу по формированию и подготовке дел к передаче на муниципальное хранение;
- в срок до 01.07.2022 разместить имеющиеся в архивохранилищах стеллажи в соответствии с Правилами;
- в срок 01.09.2022 организовать передачу на хранение в органы местного самоуправления похозяйственные книги с не истекшими сроками ведомственного хранения;
- в срок до 01.09.2022 организовать передачу на хранение в ведомственные архивы действующих источником комплектования документы по личному составу согласно номенклатуре дел действующих организаций;
- в срок до 01.12.2021 установить на окнах архивохранилища жалюзи (шторы);
- в срок до 01.07.2022 оборудовать пожарный гидрант, срок исполнения;
- в срок до 01.12.2021 установить в архивохранилище специализированный шкаф для хранения наблюдательных дел.
Не согласившись с предписанием Комитета по управлению архивным делом Ростовской области, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав представленные доказательства, по правилам
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей
статьи 198,
200 и
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания действий (бездействия) судебных приставов незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания действий (бездействия) судебных приставов незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (
статьи 198,
200 и
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с
пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации обеспечивают в соответствии с правилами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства, отбор, подготовку и передачу в упорядоченном состоянии документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы. Все работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств органов и организаций, передающих документы.
Согласно части 13 статьи 1 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа и внутригородского района обязаны создавать архивы для хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов.
В соответствии с
пунктом 4.33 "Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденных Приказом Министерства культуры РФ от 31.03.2015 N 526" (далее - Правила) передача дел в архив организации осуществляется по графику, согласованному с руководителями структурных подразделений, передающих документы в архив, и утвержденному руководителем организации.
В период подготовки дел на бумажном носителе структурным подразделением к передаче в архив организации сотрудником архива проверяется правильность их формирования, оформления и соответствие количества дел, включенных в опись, количеству дел, сформированных в соответствии с номенклатурой дел организации.
Все выявленные при проверке недостатки в формировании и оформлении дел работники структурного подразделения обязаны устранить.
Прием-передача дел в архив организации производится работником архива организации в присутствии работника структурного подразделения. На экземплярах описи дел, документов проставляется отметка о наличии дела. В конце каждого экземпляра описи указываются цифрами и прописью количество фактически принятых в архив дел, номера отсутствующих дел, дата приема-передачи дел, а также подписи лица, ответственного за архив, и лица, передавшего дела. Соответственно, законодательством четко регламентировано создание ведомственного архива администрации Шолоховского района в целях хранения, комплектования, учета и использования, образовавшихся в процессе его деятельности архивных документов. А также процедура и обязанность передачи должностными лицами ведомственного архива документов, образовавшихся в процессе деятельности Администрации Шолоховского района, в муниципальный архив Администрации Шолоховского района.
Согласно распоряжению главы Администрации Шолоховского района от 30.12.2021 N 468 назначено ответственное лицо Нечепурнова Е.А. за ведомственный архив Администрации и закреплено помещение для "комплектования и хранения документов ведомственного архива Администрации Шолоховского района". Данное обстоятельство указывает на фактическое признание Администрацией законности выданного предписания.
Согласно
пункту 3.2 Правил размещение архива в приспособленном здании (помещениях) допускается только после его обследования (в том числе подвальных и чердачных помещений, работоспособности электросетей, отопительных и вентиляционных систем, прочности межэтажных перекрытий с учетом потенциальных нагрузок) представителями архива, соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти в сфере архивного дела или органа местного самоуправления.
Предназначенные для хранения архивных документов помещения в приспособленном под архив здании должны быть изолированы от остальных его помещений.
Не допускается размещение архива: в зданиях, в которых расположены предприятия общественного питания, готовящие горячую пищу, продуктовые магазины и (или) склады, организации, хранящие и (или) применяющие пожароопасные и агрессивные химические вещества; в ветхих строениях, деревянных постройках, помещениях с относительной влажностью воздуха более 55% и с печным отоплением; в подвалах и помещениях, расположенных ниже уровня поверхности земли, за исключением хранилищ (помещений), обеспечивающих защиту от проникновения в них грунтовых, талых и паводковых вод.
Как следует из материалов дела, муниципальный архив Администрации находится в отдельно стоящем ветхом помещении, при этом в цокольном этаже (фактически в подвале) вышеуказанного здания находится предприятие общепита кафе "Погребок", что нарушает не соответствует требованиям Правил.
Помещения муниципального архива Администрации не соответствует санитарным, температурно-влажностным, санитарно-гигиеническим, охранным, световым и противопожарным режимам. Кровля здания требует ремонта, на потолке архива имеются многочисленные потеки, сильное отслоение штукатурки от стен со стороны улицы, многочисленные сквозные щели в полу через которые просматривается кухня, расположенного под архивом предприятия общепита, а также поступает пар и продукты горения от приготовления пищи на кухне предприятия общепита, что подтверждается фотоматериалами.
Подобное состояние здания, требующего капитальный ремонт, может привести к порче, а также безвозвратной утрате документов, находящихся на хранении в муниципальном архиве Администрации и имеющих жизненно важное значение, затрагивающее права и социальные гарантии граждан Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления и т.д.
Довод Администрации на отсутствие необходимости в установке распашных оконных решеток в помещении архивов, однако судом первой инстанции данный довод отклонен, поскольку, согласно пунктам 3.1, 3.2 Специальных
правил пожарной безопасности государственных и муниципальных архивов Российской Федерации, утвержденных приказом Минкультуры РФ от 12.01.2009 N 3, апелляционный суд находит необоснованным.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определено, что аварийный выход - дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасания людей, но не учитываются при оценке соответствия необходимого количества и размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов и которые удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре. Аварийный (эвакуационный) выход у здания муниципального архива Администрации Шолоховского района, а также схема эвакуации людей в случае пожара отсутствует.
В соответствии с
пунктом 2.20 Правил архивохранилища (за исключением архивохранилищ, располагающихся на охраняемой территории) оборудуются дверями с повышенной технической открепленностью против возможного взлома, оснащенными замками повышенной секретности. Окна помещений первого этажа должны быть оборудованы запирающимися решетками.
Фактически в муниципальном архиве Шолоховского района технически укреплена и имеет запирающее устройство (замок) только входная металлическая дверь. Остальные двери деревянные и не являются технически укрепленными (ни от взлома, так как не имеют элементарных замков, ни от пожара, так как не являются огнеупорными.), в связи с чем доводы заявителя об отсутствии необходимости установки технически укрепленных дверей во все помещения сектора неправомерны.
Согласно
пункту 5.12 Правил архивные документы должны храниться в вентилируемом помещении, обеспечивающим рециркуляцию воздуха с кратностью воздздухообмена не менее 2/3 в час и стабильность температурно-влажностных характеристик воздушной среды".
Пункт 5.13 Правил раскрывает требования к влажности и температуре воздуха в архивохранилище, согласно которым параметры воздушной среды в архивохранилище документов на бумажном носителе, оборудованном системой кондиционирования воздуха, должны составлять; температура 17-19°С, относительная влажность воздуха 50-55 процентов.
Фактически архивохранилище муниципального архива Администрации кондиционер имеется только в рабочем кабинете. Его мощность не может обеспечить соблюдение норм температурно-влажностного режима хранения документов, что впоследствии приводит к порче документов, находящихся на хранении в результате сырости и перепадов температур окружающей среды. Данные негативные факторы снижают качество хранящихся документов, происходит осыпание текста, появляется грибок (бактериологическое поражение).
На момент проверки из-за отсутствия кондиционеров и циркуляции воздуха, а также из-за выключенного в целях экономии бюджета обогревающего оборудования (газовый котел) в помещения муниципального архива не был соблюден температурный режим, в связи с чем довод заявителя об отсутствии необходимости установки кондиционеров для соблюдения температурно-влажностного режима хранения документов, правомерно был отклонен судом первой инстанции, как не соответствующий нормам законодательства.
Довод Администрация об отсутствии необходимости закупки и установки металлических стеллажей для хранения документов у муниципального архива, апелляционный суд находит необоснованным.
На момент проведения выездной проверки загруженность архивохранилища составила 94 процента. Документы, находящиеся на хранении в муниципальном архиве хранятся на полу при входе в помещение архива, что является прямым нарушением правил хранения. Данный факт подтверждается фотографиями, сделанными при проведении проверки. Учитывая, что объемы архивных документов находящихся на хранении постоянно пополняются, а стеллажи для хранения документов заполнены, что указывает о нарушении требований пункта 64 Правил.
В соответствии с
пунктом 4.2 Правил в архивохранилище с естественным освещением стеллажи и шкафы открытого типа устанавливаются перпендикулярно стенам с оконными проемами, в архивохранилище без окон - с учетом конструкционных особенностей помещения и используемого оборудования.
Согласно
пункту 6 Порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, утвержденных Приказом Минсельхоза РФ от 11.10.2010 N 345, завершенные книги хранятся в органе местного самоуправления до их передачи в государственные и муниципальные архивы в течение 75 лет.
Пунктам 2.24 Правил установлено, что архивные документы следует хранить в темноте. Все виды работ с документами должны проводиться при ограниченных или технологически необходимых уровнях освещения. Защита документов от действия света обеспечивается хранением документов в коробках, папках и переплетах, в шкафах или на стеллажах закрытого типа. Естественное освещение в архивохранилище допускается при условии применения на окнах свето-рассеивателей, защитных фильтров, штор, жалюзи, нанесенных на стекло покрытий. Для искусственного освещения применяются лампы накаливания в закрытых плафонах с гладкой поверхностью. Уровень освещенности в диапазоне видимого спектра не должен превышать: на вертикальной поверхности стеллажа, на высоте одного метра от пола - 20-50 люксов, на рабочих столах - 100 люксов.
В муниципальном архиве Администрации шторы (жалюзи) на окнах, а также светорассеиватели на момент проверки отсутствовали. При проведении проверки главным специалистом отдела организационно-методической и научной работы, хранения, комплектования учета и использования архивных документов в присутствии начальника отдела организационно-методической и научной работы, хранения, комплектования учета и использования архивных документов совместно с сотрудниками муниципального архива Администрации был проведен осмотр здания архивохранилища, а также прилагаемой территории (произведен обход здания вокруг, а также по всей территории двора архива) с целью обнаружения пожарного гидранта. Проведенный осмотр подтвердил отсутствие пожарного гидранта.
С учетом изложенного, Администрацией были нарушены требования
частей 1 и
2 статьи 127 Федерального закона N 123-ФЗ, согласно которым пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения. Пожарные колонки должны обеспечивать возможность открывания (закрывания) подземных гидрантов и присоединения пожарных рукавов для отбора воды из водопроводных сетей и ее подачи на цели пожаротушения.
Довод Администрации о том, что пункты предписания являются неисполнимыми не принимается апелляционным судом, поскольку противоречит материалам дела.
18.01.2022 из Администрации в Комитет поступило письмо об исполнении пунктов предписания. Замечаний, возражений относительно исполнения пунктов предписания в Комитет от Администрации не поступало.
Довод Администрации о том, что на официальном сайте отражены сведения о выданном предписании, которое содержит нарушения по одному пункту сроком исполнения 01.09.2022, отклоняется судебной коллегией, поскольку сайт ФГИС "ЕРП" находится на стадии доработки и при взаимодействии Комитета, прокуратуры Ростовской оболасти и службы тех. поддержки ФГИС "ЕРП", а также иных контрольных органов, постоянно производится пополнение сайта информацией. Нормативные документов, строго регламентирующих наполнение сайта, в настоящее время отсутствуют.
Кроме этого, предписание выдано на бумажном носителе, содержит полную и достоверную информацию о нарушениях, сроках их исправления и более того исполнено Администрацией.
Указание Администрацией на то, что сотрудником контрольного органа при проведении проверки нарушены положения постановления Правительства Ростовской области от 08.10.2022 N 86 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства об архивном деле в Ростовской области" и фотоматериалы не могут быть использованы в качестве допустимых доказательств, несостоятельны, поскольку на момент проведения проверки с 27.09.2021 по 30.09.2021 вышеуказанное постановление не было принято Правительством Ростовской области.
В пункте 4.16 данного постановления указано на право должностного лица использовать средства видео фиксации, но не обязанность.
Довод Администрации о том, что оспариваемое предписание фактически обязывает выделить новое помещение и проведения капитального ремонта, апелляционный суд находит несостоятельным. Оспариваемое предписание содержит лишь указание на необходимость наличия помещения соответствующее нормам хранения архивных документов в соответствии с пунктом 3.2 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и др. архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках и научных организациях, утвержденных Приказом Росархива от 02.03.2020, предусматривающего размещение архива в приспособленном здании допускается только после его обследования представителями архива, соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти в сфере архивного дела или органа местного самоуправления.
Доводы Администрации о том, что выделение необходимых администрации денежных средств возможно только при помощи и инициативе Комитета противоречит Федеральному закону N 131-ФЗ, апелляционный суд находит несостоятельным.
Согласно
пункта 22 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование содержание муниципального архива относится к вопросам местного значения муниципального образования.
В полномочия Комитета, определенных Постановлением Правительства Ростовской области от 01.12.2011 N 83 "Об утверждении Положения о комитете по управлению архивным делом Ростовской области", финансирование Администрации не входит.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным предписания Комитета от 30.09.2021 N 11, в связи с чем заявленные Администрацией требования удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы Администрации, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу
статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно
пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Администрация, в силу
статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае, освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 258,
269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.03.2022 по делу N А53-45429/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в порядке, определенном
главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
С.В.ПИМЕНОВ
Судьи
И.Н.ГЛАЗУНОВА
О.Ю.ЕФИМОВА