Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2013 N А44-6915/2012 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2013 по делу N А44-6915/2012
Требование: О признании незаконными постановления о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям и системам пожарной сигнализации, предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2013 по делу N А44-6915/2012
Требование: О признании незаконными постановления о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям и системам пожарной сигнализации, предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2013 г. по делу N А44-6915/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности по Великому Новгороду Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 13 декабря 2012 года по делу N А44-6915/2012 (судья Киселева М.С.),
установил:
государственное бюджетное учреждение культуры "Новгородская областная универсальная научная библиотека" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности по Великому Новгороду Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области (далее - Отдел) о признании незаконным и отмене постановления от 13.09.2012 N 308 и признании недействительным предписания от 30.08.2012 N 453/1/193.
Решением суда от 13 декабря 2012 года требования удовлетворены.
Отдел в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и отказать Учреждению в удовлетворении требований. Считает доказанным наличие в действиях заявителя события и вины в совершении вменяемого ему правонарушения.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со
статьями 123,
156,
266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, должностными лицами Отдела на основании распоряжения от 23.08.2012 N 453 проведена внеплановая проверка с целью надзора за исполнением Учреждением ранее выданного предписания 26.12.2011 N 635/1/241 по устранению нарушений требований в области пожарной безопасности в занимаемом заявителем здании, расположенном по адресу: Великий Новгород, Кремль 4. Срок устранения нарушений - 01.07.2012.
В ходе указанной проверки административным органом выявлены нарушения законодательства в области пожарной безопасности, а именно: отсутствие второго эвакуационного выхода в здании Учреждения (
пункты 1.7*,
6.13* Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*).
Указанное нарушение требований пожарной безопасности образует событие административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам проведенной проверки 30.08.2012 составлен акт проверки N 453, в котором отражены выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а также выдано предписание N 453/1/193 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
По фактам выявленных в ходе проверки нарушений административным органом 07.09.2012 составлен протокол об административном правонарушении N 532, вынесено постановление от 13.09.2012 N 308, которым Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Согласно
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Исходя из положений
статей 2.1,
26.1 КоАП РФ для привлечения лица к административной ответственности необходимо установление состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно
вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с
пунктом 5.21 СНиП 21-01-97* помещение Учреждения относится к классу функциональной пожарной опасности Ф 2.1 (театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях).
Согласно
пункту 6.13 СНиП 21-01-97* здания, имеющие класс Ф2.1 должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.
Факт отсутствия второго эвакуационного выхода в здании, расположенном по адресу: Великий Новгород, Кремль, 4 подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается, тем самым событие административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, имеет место.
Согласно
частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно
пункту 3 статьи 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу
части 2 статьи 2.1 названного Кодекса для того, чтобы сделать вывод о наличии вины юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения, необходимо установить имелась ли у него возможность для соблюдения соответствующих правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вопрос о наличии вины Учреждения в совершении вменяемого ему нарушения Отделом не исследовался.
В соответствии с
постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" ансамбль Новгородского Кремля отнесен к памятникам архитектуры, подлежащим охране как памятники государственного значения.
Согласно охранному обязательству N 122 на объект культурного наследия от 15.05.2007 встроенное помещение в здании "Присутственные места XVII - XIX вв.", расположенное по адресу: Великий Новгород, Кремль, стр. 4, на Учреждение возложены обязанности пользователя объектом культурного наследия.
Таким образом, указанный объект должен эксплуатироваться с учетом особенностей, предусмотренных специальным федеральным законодательством об охране объектов культурного наследия.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный
закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В соответствии с
пунктом 9 части 2 статьи 33 Закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, согласование проведения строительных и иных работ и проектов проведения таких работ на данных объектах с соответствующими органами охраны объектов культурного наследия.
Согласно
частям 2,
4 статьи 35 названного Закона проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения
(часть 2). Проектирование и проведение работ по сохранению памятника осуществляется в отношении объектов культурного наследия федерального значения по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия
(часть 4).
В соответствии с
частью 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ сохранением объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона являются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Согласно
статье 44 данного Закона приспособление объекта культурного наследия для современного использования - это научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
Таким образом, исходя из смысла приведенных норм права, к работам по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования следует отнести, в том числе работы, направленные на обеспечение соблюдения действующих требований пожарной безопасности.
Проведение данных работ осуществляется, в том числе на основании письменного разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. Работы проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия и строительные нормы и правила применяются при проведении таких работ только в случаях, не противоречащих интересам сохранения указанного объекта (
статья 45 Закона N 73-ФЗ).
В соответствии со
статьей 46 этого же Закона физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с данным
законом.
В силу
части 3 статьи 63 Закона N 73-ФЗ впредь до включения объекта культурного наследия в государственный реестр объектов культурного наследия в порядке, установленном данным законом, в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия применяются охранные обязательства, установленные
постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865.
Таким образом, исполнение владельцем памятника истории и культуры требований пожарной безопасности возможно только при условии соблюдения им перечисленных выше положений
Закона N 73-ФЗ.
В силу
части 1 статьи 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Соответственно для разрешения вопроса о привлечении лица к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности необходимо установить факт нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а также с учетом
статьи 38 Закона N 69-ФЗ лицо, ответственное за соблюдение требований пожарной безопасности. В случае если нарушение требований пожарной безопасности связано с собственностью, владением юридическим лицом объектами защиты, или с эксплуатацией юридическим лицом объектов защиты, определить наличие либо отсутствие вины юридического лица в соответствии с правилами
части 2 статьи 2.1,
частями 1,
2 статьи 2.10 КоАП РФ.
Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу
статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование Учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами Учреждения.
Субъектом правонарушения в этом случае должен являться собственник здания, являющегося памятником истории и культуры.
В рассматриваемом случае при вынесении оспариваемого постановления административный орган ограничился лишь констатацией факта выявленного нарушения, вопрос о наличии вины Учреждения в совершении вменяемого ему административного правонарушения ответчиком не исследовался.
В нарушение
статьи 29.10 КоАП РФ в оспариваемом постановлении не указано, в чем конкретно состоит вина заявителя, привлеченного к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
При этом в ходе административного производства причины невыполнения заявителем на объекте культурного наследия, эксплуатируемого Учреждением, работ, направленных на обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности, предусмотренных
СНиП 21-01-97*, Отделом не выяснялись.
Доказательств наличия у Учреждения возможности исполнить данные работы, административным органом также не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности вины заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения, в том числе вины в совершении противоправных действий (бездействия), в силу
пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения Общества к административной ответственности и выдачи оспариваемого предписания у Отдела не имелось.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь
статьями 269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 13 декабря 2012 года по делу N А44-6915/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности по Великому Новгороду Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.Б.РАЛЬКО