Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.06.2017 N Ф07-6181/2017 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017 по делу N А13-8418/2016
Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017 по делу N А13-8418/2016
Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2017 г. по делу N А13-8418/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 7 марта 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 марта 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.,
при участии от заявителя Леонтьевой Н.В. по доверенности от 19.09.2016, от ответчика Ногтевой А.М. по доверенности от 16.01.2017 N 276-2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания "ЦФМ" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 декабря 2016 года по делу N А13-8418/2016 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания "ЦФМ" (ОГРН 1023500886551, ИНН 3525107574; место нахождения: 160009, город Вологда, улица Зосимовская, дом 107; далее - ООО "ЛК "ЦФМ", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к отделу надзорной деятельности по городу Вологде Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (ОГРН 1043500086112, ИНН 3525143533; место нахождения: 160009, город Вологда, Окружное шоссе, дом 13а; далее - отдел, управление) о признании незаконным предписания от 15.03.2016 N 44/1/1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт Всероссийского добровольного пожарного общества по обеспечению пожарной безопасности" (ОГРН 1137746610561, ИНН 7734704613; место нахождения: 123423, город Москва, проспект Жукова Маршала, дом 39, корпус 1; далее - институт).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 15 декабря 2016 года по делу N А13-8418/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ЛК "ЦФМ" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой с учетом дополнений к ней просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, в том числе Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ, Технический регламент). Считает, что у отдела не имелось оснований для выдачи ему оспариваемого предписания от 15.03.2016 N 44/1/1, поскольку первоначальное предписание от 20.03.2015 N 145/1/1 исполнено. Помимо того, считает, что предписание от 15.03.2016 N 44/1/1 является незаконным в связи с его неисполнимостью и отсутствием в нем перечня конкретных работ, которые необходимо выполнить.
Отдел в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Институт отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со
статьями 123,
156,
266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной на основании распоряжения от 28.01.2016 N 44 внеплановой выездной проверки деятельности общества по вопросу выполнения им предписания от 20.03.2015 N 145/1/1 на объекте, расположенном по адресу: г. Вологда, ул. Зосимовская, д. 107, управлением составлен акт проверки от 15.03.2016 N 44, в котором отмечен факт невыполнения обществом пунктов N 7 (частично), 10, 11, 12, 13, 16, 17, 18, 20 (частично) предписания от 20.03.2015 N 145/1/1.
В частности, установлено, что в помещении N 10 (3-й этаж по литере А5) высота эвакуационного выхода (два проема) в свету - менее 1,9 м; лестница для сообщения между подвальным (цокольным этажом) и первым этажом не ограждена противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур - шлюза с подпором воздуха при пожаре; высота эвакуационного выхода ведущего на лестницу N 7 (3-й этаж по литере А5), в свету - менее 1,9 м (1,75 м); ширина - менее 0,8 м (0,78 м), ширина эвакуационного выхода, ведущего на лестницу N 6 (2-й этаж по литере А5), - менее 1,2 м (1 м); ширина эвакуационного выхода, ведущего с лестницы N 13 непосредственно наружу, - менее 1,2 м (80 см); ширина эвакуационного выхода ведущего с лестницы N 19 непосредственно наружу - менее 1,2 м (77 см); ширина эвакуационных выходов в свету из помещений ночного клуба - менее 1,2 м (выход из помещения N 2 - 107 см, выход из помещения N 11 - 87 см); на объекте не хранится исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (1, 2, 3-й этажи площадей, арендуемых обществом с ограниченной ответственностью "ТО "Восторг", подвальные помещения, арендуемые обществом с ограниченной ответственностью "Интерра".
В связи с этим отдел пришел к выводу о нарушении обществом требований
части 2 статьи 4,
статьи 89 Закона N 123-ФЗ;
пункта 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений",
пункта 4.18 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", пункта 7.23*,
пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390).
По результатам проверки обществу выдано предписание от 15.03.2016 N 44/1/1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.03.2017.
Не согласившись с этим предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из
части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
В силу положений
статьи 1 указанного Закона невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности свидетельствует о нарушении требований пожарной безопасности, под которыми, в свою очередь, понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
При этом согласно
статьям 1 и
20 Закона N 69-ФЗ нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Из
части 4 статьи 4 Технического регламента следует, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84,
частей 1.1 и
1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального
закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу
части 1 статьи 6 Технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Статьей 38 Закона N 69-ФЗ определено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Как следует из материалов дела, общество является собственником помещений административно-торгового здания с торгово-выставочным центром (блок А, блок Б), расположенного по адресу: город Вологда, улица Зосимовская, дом 107 (том 2, листы 47 - 53).
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию N 35-31 здание построено 11.04.2007 (том 2, листы 54 - 55).
Наряду с офисными помещениями в здании располагается ночной клуб (подвал, Блок А), кафе (первый этаж литера А), помещения ресторана (2-й этаж блок Б, литера А5), бар-караоке (3-й этаж блок Б, литера А5) (том 2, лист 88), что не отрицается обществом.
В соответствии с
частями 2 и
3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В силу
пункта 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*), высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина - не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.; 0,8 м - во всех остальных случаях.
Пунктом 7.23 СНиП 21-01-97* установлено, что в зданиях всех классов функциональной пожарной опасности, кроме Ф1.3, допускается по условиям технологии предусматривать отдельные лестницы для сообщения между подвальным или цокольным этажом и первым этажом. Они не учитываются при эвакуации, за исключением случая, оговоренного в
п. 6.9. Эти лестницы должны быть ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре.
На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (
пункт 61 Правил N 390).
Согласно
пункту 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется
пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые утратили силу с 01.10.2003. В соответствии с
пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие
СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
В силу
части 3 статьи 80 Закона N 123-ФЗ при изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным
законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений.
На основании
части 2 статьи 89 Закона N 123-ФЗ размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании".
В рассматриваемом случае из технических паспортов 2007, 2014 годов следует, что функциональное назначение помещений административно-торгового здания по адресу: г. Вологда, ул. Зосимовская, д. 107, изменено с административных на общественное питание, произведены многочисленные объемно-планировочные изменения, при этом помещения ночного клуба (на 150 мест), ресторана (25 мест), бара-караоке (45 посетителей) предназначены для массового пребывания людей (том 2, лист 88; том 3, листы 50 - 70, 91 - 161).
Выявленные нарушения правил пожарной безопасности непосредственно влияют на процесс эвакуации людей из помещений в случае возникновения пожара, задымления помещений, на его дальнейшее распространение по элементам конструкций здания, создают угрозу для жизни и здоровья людей, в связи с этим у общества имеется обязанность обеспечить соблюдение требований
Закона N 123-ФЗ и
СНиП 21-01-97* при эксплуатации здания.
Следовательно, требований, изложенные в предписании от 15.03.2016 N 44/1/1, основаны на вышеприведенных нормах права.
Довод общества об отсутствии у отдела оснований для выдачи названного предписания ввиду исполнения предыдущего предписания от 20.03.2015 N 145/1/1 не может быть принят, поскольку опровергается актом проверки от 15.03.2016 N 44, содержащим подпись представителя общества, который на наличие замечаний по выявленным нарушениям не указал.
Кроме того, факт неисполнения вышеуказанных норм, а также предписания от 20.03.2015 N 145/1/1 установлен постановлением и.о. мирового судьи по судебному участку N 6 от 29.04.2016 по делу N 5-932/16, в рамках которого рассматривался вопрос о привлечении к административной ответственности директора общества за неисполнение предписания от 15.03.2016 N 44 (том 2, листы 35 - 38).
Приведенные обществом в апелляционной жалобе доводы об исполнении ранее выданного предписания от 20.03.2015 N 145/1/1 путем представления расчета об оценке пожарного риска были предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонены.
В соответствии с
пунктом 48.1 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС от 28.06.2012 N 375 противопожарное мероприятие, содержащееся в предписании об устранении нарушений, влияющее на расчетные величины пожарного риска, считается исполненным при выполнении одного из следующих условий:
1) исполнение в полном объеме данного мероприятия;
2) исполнение комплекса необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, при котором расчетом по оценке пожарного риска подтверждается выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, - для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу
Закона N 123-ФЗ;
3) наличие расчета по оценке пожарного риска в случаях, установленных
Законом N 123-ФЗ, с результатом, не превышающим допустимые значения, установленные указанным Федеральным
законом, - для объектов защиты, которые запроектированы и построены, а равно на которых были произведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, после вступления в силу настоящего
Закона.
В материалах дела действительно имеется письмо общества от 15.02.2016 N 13 (том 2, лист 34) о направлении управлению во исполнение предписания от 20.03.2015 заключения от 27.05.2015 N 7 "Определение расчетных величин пожарного риска для здания ООО "Лизинговая компания "ЦФМ" по адресу: город Вологда, улица Зосимовская, дом 107", подготовленного институтом (далее - расчет пожарного риска N 7) (том 2, листы 84 - 185).
Факт получения указанного заключения до проведения проверки (15.03.2016) представителем отдела не отрицается, но при этом он ссылается на то, что данное заключение не принято в связи выполнением его ненадлежащим образом.
Наличие в нем недостатков фактически не оспаривается и обществом, что следует из подготовки и предъявления им в материалы рассматриваемого дела расчета от 11.03.2016 N 25 "Определение расчетных величин пожарного риска для здания ООО "Лизинговая компания "ЦФМ", подготовленного Вологодским филиалом НИИ ВДПО ОПБ (том 1, листы 13 - 233).
При этом следует также отметить, что в акте проверки от 15.03.2016 зафиксировано, что отчет о результатах расчета пожарного риска обществом не представлен. При этом, как отмечалось ранее, акт проверки подписан обществом без возражений и замечаний.
Помимо того, расчет пожарного риска N 7 содержит дополнительные мероприятия, при выполнении которых считается соблюденным необходимый уровень пожарной безопасности: разделение этажей здания на противопожарные отсеки, установление противопожарных дверей в проемах между отсеками, установление в лестничных клетках N 1 и 2 противопожарных перегородок с дверями шириной не менее 1,2 м, установление дверей в лестницу N 2 на 2-м этаже, выполнение выхода на улицу с лестницы N 5 через отдельный вестибюль, устройство доводчиков и уплотнителей в притворах дверей всех помещений каждого этажа, выходящих на лестницы или в коридоры на путях эвакуации. Наряду с дополнительными мерами расчетом предусмотрены изменения: вместо кафе на 1-м этаже устроены офисные помещения.
Вместе с тем обществом не представлены доказательства, позволяющие установить, что оно на момент выдачи предписания от 15.03.2016 выполнило комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, при котором указанным расчетом по оценке пожарного риска подтверждается выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Доказательств вручения отделу расчета пожарного риска N 25 в материалы дела также не предъявлено.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции представитель управления отрицал его получение.
В связи с этим суд первой инстанции правильно отразил в своем решении, что само по себе наличие у ООО "ЛК "ЦФМ" расчета не является достаточным основанием для вывода об обеспечении заявителем пожарной безопасности спорного здания и отсутствии основания для выдачи оспариваемого предписания.
Общество также ссылается на неисполнимость предписания.
С такой позицией апелляционная коллегия также не может согласиться.
В соответствии со
статьей 6 Закона N 69-ФЗ государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В
постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13 разъяснено, что исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
В рассматриваемом случае оспариваемое обществом предписание управления соответствует названным требованиям.
Предписание является реально исполнимым и содержит четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить обществу.
В рассматриваемом случае арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что формулировка оспариваемого предписания соответствует принципам конкретности и исполнимости властного предписания контролирующего органа.
Суд первой инстанции верно отметил, что в предписании указаны выявленные нарушения, при этом в обязанности контролирующего органа не входит перечисление технических действий по исполнению предписаний.
Каких-либо неясностей или неточностей оспариваемое предписание не содержит.
Ссылка общества на приведенную в апелляционной жалобе и приложении к ней судебную практику также не может быть принята, поскольку указанные обществом судебные акты в силу положений
статьи 69 АПК РФ не имеют для рассмотрения настоящего дела преюдициального значения.
Преюдиция судебного акта обусловлена ранее установленными судом фактами с учетом определенной полноты (глубины) исследования им спорных правоотношений.
Выводы суда, изложенные в решении от 15.12.2106, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Руководствуясь
статьями 269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 декабря 2016 года по делу N А13-8418/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания "ЦФМ" - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
Н.Н.ОСОКИНА