Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.08.2015 N А05-9761/2014 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу N А05-9761/2014
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и предотвращению угрозы возникновения пожара.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу N А05-9761/2014
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и предотвращению угрозы возникновения пожара.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2015 г. по делу N А05-9761/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 марта 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Архангельскгражданреконструкция" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 ноября 2014 года по делу N А05-9761/2014 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Архангельскгражданреконструкция" обратилось (ОГРН 1022900534700; ИНН 2901030646; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Попова, дом 17; далее - общество, ОАО "Архангельскгражданреконструкция") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Главному управлению МЧС России по Архангельской области (ОГРН 1042900042822; ИНН 2901129780; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Свободы, дом 27; далее - управление, МЧС) о признании недействительным предписания от 18 июля 2014 года N 416/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и предотвращению угрозы возникновения пожара.
Решением суда от 28 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование жалобы указывает на то, что не строило деревянные сараи, перенести которые предписано управлением. Указывает, что данные сараи им не возводились и оно не знает, кто является их собственником.
Управление в отзыве просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора г. Архангельска по пожарному надзору от 17.06.2014 N 416 управлением проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения выданного обществом предписания от 14.08.2013 N 342/1/1, по результатам которой составлен акт от 18.07.2014 N 416 и выдано предписание от 18.07.2014 N 416/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и предотвращению угрозы возникновения пожара.
Названным предписанием управление со ссылкой пункт 4.3 табл. 1 свода правил СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 (далее - СП 4.13130.2013), возложило на общество обязанность снести либо переместить деревянные сараи на расстояние не менее чем 15 метров от жилых домов N 9а, 11, 13 по ул. П. Усова. Срок для устранения нарушения установлен до 01.03.2015.
Общество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, а также обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Как следует из статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (пункт 3 указанной статьи) и в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного названным Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара (пункт 4 статьи 5 Закона N 123-ФЗ).
Согласно пункту 36 статьи 2 этого же Закона противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - это нормированное расстояние между зданиями, строениями и (или) сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
Противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности в силу пункта 1 статьи 69 Закона N 123-ФЗ, в редакции, действовавшей до 12.07.2012, были предусмотрены в таблице 11 приложения к названному Федеральному закону, которая утратила силу с принятием Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии с общими правилами, установленными частью 1 статьи 69 Закона N 123-ФЗ, противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Данное требование нашло отражение в своде правил СП 4.13130.2013, принятом уже после внесения изменений в статью 69 Закона N 123-ФЗ, взамен ранее действовавшего свода правил СП 4.13130.2009.
Свод правил СП 4.13130.2013, как следует из его содержания, обеспечивает соблюдение требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях, установленных Закона N 123-ФЗ. Названный свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
В пункте 4.1 указанного свода правил приведены требования к объектам защиты различных классов функциональной пожарной опасности, представляющим собой отдельно стоящие здания и сооружения, а также требования к частям зданий, группам помещений и отдельным помещениям, входящим в состав объектов защиты.
Противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями, а также между жилыми, общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения (за исключением отдельно оговоренных в разделе 6 названного свода правил объектов нефтегазовой индустрии, автостоянок грузовых автомобилей, специализированных складов, расходных складов горючего для энергообъектов и т.п.) в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности принимаются в соответствии с таблицей 1 (пункт 4.3 свода правил СП 4.13130.2013).
Анализ указанных положений Закона о пожарной безопасности, Закона N 123-ФЗ, названного выше свода правил, свидетельствует о наличии у общества обязанности при проектировании и строительстве зданий и сооружений соблюдать требования о противопожарных расстояниях между зданиями, сооружениями, которые должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
В силу пункта 4.3 таблицы 1 СП 4.13130.2013 минимальное противопожарное расстояние между зданиями деревянных жилых домов (V степени огнестойкости) и деревянных сараев (V степени огнестойкости) составляет 15 метров.
Из материалов дела следует, что на основании заключенного между ПЖСК "На П. Усова" (застройщик-инвестор) и обществом (заказчик-генеральный подрядчик) договора строительного подряда и оказание услуг заказчика от 03.03.2010 N 06/01-233 (в редакции дополнительного соглашения от 15 марта 2010 года N 1) застройщик-инвестор поручает заказчику-генеральному подрядчику осуществить строительство объекта "Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения на 1-м этаже в угловой блок секции в Ломоносовском территориальном округе по ул. Павла Усова в г. Архангельске" и выполнить функции заказчика и технического надзора по строительству данного объекта. Заказчику - генеральному подрядчику переданы, в том числе, полномочия по обеспечению освобождения территории строительства, организации управления строительством, технического надзора, определения и согласования с субподрядчиками договорных цен на строительство, оформления договоров субподряда на строительство. Он несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за приемку и эксплуатацию объектов, построенных с нарушением требований нормативных документов и проектной документации (пункт 1.2).
В июле 2014 года МЧС проведена проверка общества, которой предшествовали проверки в мае 2010 года, октябре 2011 года, августе 2013 года.
Актами по итогам названных проверок, проведенных с участием уполномоченных представителей общества, зафиксировано, что расстояние от деревянных сараев до жилых домов составляет менее 15 метров.
По итогам названных проверок заявителю выданы три предписания, аналогичные оспариваемому по настоящему делу: от 25 мая 2010 года (том 1, листы 50 - 51), от 3 октября 2011 года (том 1, листы 57 - 58), от 14 августа 2013 года (том 1, листы 66 - 67).
Однако требования указанных предписаний выполнены не были, сами предписания не оспаривались.
Общество не согласилось с предписанием от 18.07.2014 N 416/11, поскольку считает, что дом, застройщиком которого оно является на основании вышеуказанного договора, сдан в эксплуатацию, заявитель не является лицом, ответственным за совершение выявленного нарушения.
Указанные доводы являются необоснованными на основании следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
На основании пункта 16 статьи 1 этого же Кодекса (в редакции, действовавшей до 2013 года) застройщиком признается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Пунктом 2.4 СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 N 84, определено, что строительно-монтажные организации несут ответственность за выполнение строительных и монтажных работ в соответствии с проектом и в установленные сроки, за надлежащее качество этих работ, проведение индивидуальных испытаний смонтированного ими оборудования, своевременное устранение недоделок, выявленных в процессе приемки строительных и монтажных работ и комплексного опробования оборудования, своевременный ввод в действие производственных мощностей и объектов.
Согласно пункту 6.2.2 СП 48.13330.2011 "Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 781 (далее - СП 48.13330.2011), в строительную площадку кроме земельного участка, находящегося во владении застройщика, при необходимости могут быть включены дополнительно территории других (в том числе соседних) земельных участков.
Пунктом 6.2.3 СП 48.13330.2011 установлено, что охрану строительной площадки, соблюдение на строительной площадке требований по охране труда, охрану окружающей среды, безопасность строительных работ для окружающей территории и населения, а также выполнение разного рода требований административного характера, действующими нормативными документами или местным органом самоуправления, обеспечивает застройщик. В силу пункта 6.2.4. в случае осуществления строительства на основании договора в течение всего срока строительства предусмотренные пунктом 6.2.3 обязанности в соответствии с договором подряда выполняет подрядчик (генподрядчик).
В силу пункта 5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 (далее - Инструкция), проект застройки разрабатывается в составе графических и текстовых материалов. Графические материалы проекта разрабатываются в масштабе 1:500 или 1:1000 в составе: генерального плана застройки, плана благоустройства и озеленения, схемы организации рельефа, плана земляных масс, схем инженерной инфраструктуры.
Как установлено пунктом 6 названной Инструкции, на генеральном плане застройки показываются все сохраняемые, реконструируемые и проектируемые здания и сооружения, участки зданий социального и культурно-бытового обслуживания населения, территории отдыха, спорта и другого назначения, проезды и пешеходные проходы, зеленые насаждения, этапы реализации.
В пункте 7 Инструкции определено, что на плане благоустройства и озеленения показываются проектируемые и сохраняемые проезды, проходы, площадки всех видов, зеленые насаждения с указанием их ассортимента, приводится перечень малых архитектурных форм и оборудования площадок.
Из пояснений представителя управления, представленных в материалы дела стройгенплана (том 1, лист 46) и письма Инспекции государственного строительного надзора Архангельской области от 17.10.2014 следует, что Планом благоустройства (шифр I-2765-ГП лист 3), согласованным 07.11.2008 главным архитектором г. Архангельска, при строительстве объекта "Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения на 1-м этаже в угловой блок секции" в Ломоносовском территориальном округе по ул. Павла Усова в г. Архангельске вместо хаотично установленных деревянных сараев принято решение о возведении двух отдельно стоящих двухэтажных кирпичных сараев на 64 ячейки. Строительство возлагалось на генподрядчика - ОАО "Архангельскгражданреконструкция" по договору от 03.03.2010 N 06/01-23.
После сноса деревянных сараев и неоднократных жалоб жильцов, проживающих в домах N 9, 9а, 11, 13, 15, 17, 19, 21 по ул. П. Усова, на их отсутствие общество сообщило о постройке одного кирпичного двухэтажного сарая и о ремонте и временном строительстве деревянных сараев, на период возведения второго кирпичного.
Главный архитектор г. Архангельска 27.06.2012 согласовал корректировку Плана благоустройства, по которому вместо второго не построенного сарая требовалось строительство четырех отдельно стоящих одноэтажных кирпичных сараев на 44 ячейки.
Из проекта благоустройства следует, что площадь благоустройства территории составляет 11 537,5 кв. м, при этом предусмотренные Проектом благоустройства кирпичные сараи находятся в границах этой площади.
Письмом от 18.05.2010 N 462, направленным Инспекции государственного строительного надзора Архангельской области, общество сообщило, что по факту многочисленных жалоб жильцов домов N 9, 9а, 11, 13, 15, 17, 19, 21 по ул. П. Усова по поводу строительства временных деревянных сараев при подготовке площадки под строительство многоэтажного жилого дома по ул. П. Усова необходимо снести все существующие деревянные постройки, а взамен проектом предусмотрено строительство двух кирпичных двухэтажных сараев на шестьдесят четыре ячейки для хранения дров. В настоящее время построен один двадцатисекционный кирпичный сарай. На период строительства второго кирпичного сарая были отремонтированы и частично построены вновь временные деревянные сараи, в которых находятся дрова жильцов вышеуказанных домов.
На основании совокупности перечисленных доказательств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что именно общество является застройщиком вышеуказанного жилого дома, в силу чего обязано принять меры для исполнения оспариваемого предписания и переноса сараев с соблюдением установленных противопожарных расстояний.
Апелляционная коллегия отклоняет доводы подателя апелляционной жалобы о том, что заказчик не передавал обществу как застройщику обязанности по строительству вышеуказанных кирпичных сараев.
Из содержания договора от 03.03.2010 N 06/01-23 не следует вывод о том, что ПЖСК "На П. Усова", передав функции заказчика и генерального подрядчика заявителю, оставил строительство кирпичных сараев себе.
Материалами дела подтверждается, что ПЖСК "На П. Усова" 26.12.2013 ликвидировано.
При этом согласно пункту 2.3 договора от 03.03.2010 N 06/01-23 общая стоимость работ составляет 595 780,3 руб. Заявитель пояснил, что дополнительное соглашение от 15 марта 2010 года об изменении пункта 2.3 договора (уменьшение стоимости работ) сделано по инициативе застройщика, после составления обществом сметного расчета.
С учетом изложенного апелляционная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции о том, что если стороны договора строительного подряда действительно не намеревались включить в смету строительство кирпичных сараев, то их поведение является недобросовестным по отношению к жителям деревянных домов, чьи сараи снесены ввиду строительства многоэтажного дома и для которых построен один кирпичный сарай (в плане благоустройства под N 3) и не построены другие предусмотренные проектом благоустройства кирпичные сараи. При этом временные деревянные поставлены на опасном в пожарном отношении расстоянии к деревянным домам.
Кроме того, в главе 8 сводного сметного расчета стоимости строительства (том 2, лист 14) указаны расходы в сумме 5 083 361,16 руб. на строительство временных зданиях и сооружениях.
При проведении предыдущих проверок (в 2010, 2011, 2013 годах) общество не ссылалось на отсутствие обязательства по строительству кирпичных сараев, а напротив указывало построены временные деревянные и просил об отсрочке в отношении постройки кирпичных.
Постановлениями МЧС от 04.09.2013 N 614 (том 1, листы 68 - 69), постановлением от 06.08.2014 N 176, постановлением мирового судьи от 20.09.2013 по делу N 4-1172/2013 (том 1, лист 73) общество и его генеральный директор привлечены к административной ответственности за неисполнение ранее выданных и оспариваемого по настоящему делу предписания.
Ранее выданные предписания, равно как и постановления о привлечении к административной ответственности за неисполнение этих предписаний общество не обжаловало. Возражений относительно необходимости переноса вышеуказанных сараев представители общества, участвовавшие при проведении проверок не заявляли.
Как указал суд первой инстанции, на сегодняшний день сложилось так, что застройщик ликвидирован, а генеральный подрядчик, он же - заказчик при строительстве объекта, отказывается от исполнения работ, предусмотренных проектом благоустройства. Это влечет нарушение прав жителей деревянных домов по ул. П. Усова, N 9а, 11, 13. Оспариваемое предписание вынесено в защиту их безопасности при наличии угрозы имуществу и жизни людей в случае пожара.
На основании изложенного апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 ноября 2014 года по делу N А05-9761/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Архангельскгражданреконструкция" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.ОСОКИНА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.Б.РАЛЬКО