Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 по делу N А13-17288/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 по делу N А13-17288/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2012 г. по делу N А13-17288/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Твороговой И.В.,
при участии от заявителя Левшина А.А. по доверенности 27.05.2010, от Департамента лесного комплекса Вологодской области Королевой Е.В. по доверенности от 02.11.2011 N 141,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Заргаряна Гарлема Григорьевича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 2 марта 2012 года по делу N А13-17288/2011 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
предприниматель Заргарян Гарлем Григорьевич (ОГРН 304352824500541) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента лесного комплекса Вологодской области (далее - Департамент, административный орган) от 24.11.2011 N 25/145 о привлечении к административной ответственности по
части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 7500 руб.
Решением арбитражного суда от 2 марта 2012 года заявленные требования удовлетворены частично. Заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Предприниматель Заргарян Г.Г. оспорил судебный акт в апелляционном порядке, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения. По мнению подателя жалобы, находящиеся на момент проверки на территории лесного участка предметы (бетонные блоки, доски, бревна, полиэтиленовая пленка) использовались предпринимателем в качестве строительных материалов.
Департамент в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, изучив изложенные в жалобе доводы, апелляционная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда отмене, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 21.10.2011 N 117 Череповецким районным отделом - государственным лесничеством совместно с Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой 24.10.2011 проведен рейд по выявлению, пресечению и предотвращению нарушений лесного законодательства лесопользователями и иными лицами на территории Уломского участкового лесничества в квартале 56. Результаты проверки зафиксированы в акте от 24.10.2011 N 169.
По результатам рейда составлены акт от 24.10.2011 N 169 и протокол от 09.11.2011 N 143 об административном правонарушении (листы дела 47 - 50).
Согласно указанному протоколу в ходе проведения рейда выявлено нарушение предпринимателем Заргаряном Г.Г. на используемом им в целях рекреации лесном участке площадью 2,5 га (договор аренды от 18.11.2009 N 02-02-16/973-2009)
пункта 9 Правил пожарной безопасности в лесах утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), а именно весь участок завален строительным и бытовым мусором, порубочными остатками, которые уложены в кучи и не сожжены после окончания пожароопасного сезона, а также иными отходами.
Начальник Череповецкого районного отдела - государственного лесничества Костыгова Н.К., рассмотрев указанный протокол и приложенные к нему материалы, вынесла постановление от 24.11.2012 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по
части 1 статьи 8.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 7500 руб. (листы дела 14 - 15).
Предприниматель Заргарян Г.Г. с постановлением не согласился и оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения. Вместе с тем признал незаконным и изменил постановление в части назначения наказания.
В соответствии со
статьей 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах предусмотрена административная ответственность.
В силу
части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно
части 1 статьи 99 данного Кодекса лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах запрещено засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Согласно
статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации
(пункт 1); запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву
(пункт 2); отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации
(пункт 3).
Правовые основы деятельности в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным
законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства).
В силу
статьи 1 данного Закона к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Как видно из оспариваемого постановления и протокола от 09.11.2011 N 143, в ходе рейда административным органом установлено, что предприниматель Заргарян Г.Г. использует лесной участок площадью 2,5 га в целях рекреации по договору аренды, заключенному с Департаментом лесного комплекса Вологодской области. На основе проекта освоения лесов ведет строительство домов, беседок, хозяйственных построек и другое. Предпринимателю вменяется нарушение требований
пункта 9 Правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в засорении арендуемого лесного участка в квартале 56 выделе 2 Уломского участкового лесничества Череповецкого государственного лесничества строительным и бытовым мусором, а также порубочными остатками, которые уложены в кучи и не сожжены после окончания пожароопасного сезона, а также иными отходами.
В названных документах конкретно не отражено, что подразумевается под строительным и бытовым мусором, иными отходами.
При этом согласно материалам дела, в том числе фототаблице (листы дела 52 - 56), а также пояснениям представителя Департамента Королевой Е.В., данными ею в судебном заседании апелляционной инстанции, под строительным и бытовым мусором административный орган в данном случае посчитал находящиеся на территории лесного участка бетонные блоки, строительные доски и бревна в полиэтиленовой пленке. В части порубочных остатков выводы суда не оспариваются.
В свою очередь, представитель подателя жалобы ссылается на то, что указанные материалы использовались предпринимателем в качестве строительных материалов: бетонные блоки - для монтажа фундаментов под временные постройки; доски - непосредственно для строительства, а также в качестве прокладок в штабелях с бревнами; полиэтиленовая пленка - для гидроизоляции и защиты строительных материалов от осадков. Сухие ветки были сложены в кучу с целью дальнейшего их вывоза.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе государственной экспертизой, утвержденной приказом Департамента от 26.07.2010 N 511, и ответчиком не опровергнуты.
Таким образом, находящиеся на спорном участке бетонные блоки, строительные доски и полиэтиленовая пленка не являются строительным или бытовым мусором, поскольку не соответствуют понятию "отходы производства и потребления" закрепленному в
Законе об отходах производства. Доказательств обратного Департаментом не представлено.
Также апелляционная коллегия принимает во внимание, что проверка проводилась в 10 час. 30 мин. во время рабочего дня, что не позволило предпринимателю произвести надлежащий порядок на участке, в том числе осуществить вывоз сухих веток с участка. При этом факт выполнения заявителем данной обязанности подтверждается заключенным предпринимателем с обществом с ограниченной ответственностью "СтройГрупп" договором на оказание услуг по сбору и транспортировке отходов от 01.03.2011, соответствующими талонами, счетами-фактурами, товарными накладными, актами, соглашениями о зачете взаимной задолженности (листы дела 26 - 40).
При таких обстоятельствах, поскольку факт наличия на лесном участке строительных отходов и иного мусора не доказан, в данном случае отсутствует событие вмененного предпринимателю Заргаряну Г.Г. административного правонарушения.
Следовательно, постановление Департамента о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, является незаконным.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует отменить.
Руководствуясь
статьями 269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 2 марта 2012 года по делу N А13-17288/2011 отменить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Департамента лесного комплекса Вологодской области от 24.11.2011 N 25/145.
Председательствующий
Н.С.ЧЕЛЬЦОВА
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА