Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.01.2017 по делу N А13-9628/2015 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 по делу N А13-9628/2015
Требование: Об отмене предписания уполномоченного органа об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 по делу N А13-9628/2015
Требование: Об отмене предписания уполномоченного органа об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2016 г. по делу N А13-9628/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 5 сентября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 сентября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от учреждения Капустиной О.А. по доверенности от 12.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения комбината "Онега" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному округу на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 мая 2016 года по делу N А13-9628/2015 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Онега" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному округу (место нахождения: 162010, Вологодская область, район Грязовецкий, город Грязовец; ИНН 3509001027, ОГРН 1023501453106; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании предписания N 38/1/1 Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее - Управление).
Определением от 09.09.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного комплекса Вологодской области (далее - Департамент).
Решением суда от 26 мая 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение с таким судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции ссылается на неправильное применение норм материального права.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу оставил разрешение вопроса о правомерности предписания Управления на усмотрение суда, просит рассмотреть жалобу без участия его представителя.
Управление и Департамент о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя учреждения, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Управлением на основании распоряжения от 22.04.2015 N 38, изданного во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 09.02.2015 N АХ-П4-733, проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности на объекте заявителя, по результатам которой составлен акт проверки от 29.04.2015 N 38.
В ходе проверки Управлением выявлено нарушение обязательных требований пожарной безопасности, предусмотренных пунктом 3 статьи 4, пунктом 3 статьи 69, пунктом 2 статьи 70 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктами 6.1.6, 6.4.5, 6.4.7 таблицы 14 СП 4.13130.2013 (далее - Закон N 123-ФЗ) в части минимальных расстояний от зданий и сооружений складов нефти и нефтепродуктов со взрывопожароопасными и пожароопасными производствами до лесных массивов.
По результатам проверки учреждению выдано предписание от 29.04.2015 N 38/1/1 (далее - предписание) об устранении нарушений вышеуказанных обязательных требований пожарной безопасности в срок до 14.03.2016.
Считая предписание незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно отказал учреждению в удовлетворении заявленных требований.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 6 Закона N 69-ФЗ, подпунктов "г", "д" пункта 8, подпункта "е" пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, заместители главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору вправе выдавать организациям и гражданам предписания, в частности, об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 2 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя названный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Исходя из положений части 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах.
На основании статьи 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
В силу частей 1, 2 статьи 53.1 названного Кодекса предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а меры противопожарного обустройства лесов в числе прочих мероприятий - прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
Частью 4 этой же статьи предусмотрено, что противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и ЛК РФ.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении условия: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу пункта 1 статьи 59 Закона N 123-ФЗ ограничение распространения пожара за пределы очага должно обеспечиваться, в том числе, устройством противопожарных преград.
Согласно пункту 1 статьи 37 Закона N 123-ФЗ противопожарные преграды в зависимости от способа предотвращения распространения опасных факторов пожара подразделяются, в том числе на противопожарные разрывы и противопожарные минерализованные полосы.
В соответствии с пунктом 36 статьи 2 Закона N 123-ФЗ противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями и (или) сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
В силу пункта 3 статьи 69 Закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния от критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов до границ лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны составлять не менее 100 метров, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 70 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что расстояние от складов для хранения нефти и нефтепродуктов до границ лесных насаждений смешанных пород (хвойных и лиственных) лесничеств (лесопарков) допускается уменьшать в два раза. При этом вдоль границ лесных насаждений лесничеств (лесопарков) со складами нефти и нефтепродуктов должны предусматриваться шириной не менее 5 метров наземное покрытие из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния от зданий и сооружений категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности, расположенных на территориях складов нефти и нефтепродуктов, до граничащих с ними объектов защиты следует принимать в соответствии с таблицей 12 приложения к настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 6.1.6 СП 4.13130.2013 расстояние от зданий производственных объектов (независимо от степени их огнестойкости) до границ лесного массива хвойных пород и мест разработки или открытого залегания торфа принимаются 100 м, смешанных пород - 50 м, а до лиственных пород - 20 м. При размещении производственных объектов в лесных массивах, когда строительство их связано с вырубкой леса, указанные расстояния до лесного массива хвойных пород допускается сокращать в два раза.
В соответствии с пунктом 6.4.5 СП 4.13130.2013 минимальные расстояния от зданий и сооружений категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности, а также наружных установок категорий АН, БН, ВН и ГН по пожарной опасности, расположенных на территориях складов нефти и нефтепродуктов, до других объектов предусмотрены в таблице 14 СП 4.13130.2013.
Согласно таблице 14 СП 4.13130.2013 в том случае, если объектами, граничащими со зданиями и сооружениями складов нефти и нефтепродуктов, являются лесные массивы хвойных и смешанных пород, лиственных пород, то противопожарные расстояния составляют: при категории склада I - 100 (20) м; при категории склада II - 50 (20) м; при категории склада IIIа - 50 (20) м; при категории склада IIIб - 50 (20) м, при категории склада IIIв - 50 (20) м.
В силу пункта 6.4.7 СП 4.13130.2013 при размещении складов для хранения нефти и нефтепродуктов в лесных массивах, если их строительство связано с вырубкой леса, расстояние до лесного массива хвойных пород допускается уменьшать в два раза, при этом вдоль границы лесного массива вокруг складов должна предусматриваться вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.
В соответствии с пунктами 5.1, 6.1 Свода правил "СП 155.13130.2014. Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26.12.2013 N 837 (далее - СП 155.13130.2014), и таблицами 1, 2 СП 155.13130.2014 противопожарные расстояния от зданий и сооружений складов нефти и нефтепродуктов I категории до граничащих с ними лесничеств (лесопарков) с лесными насаждениями хвойных и смешанных пород должны составлять 100 метров; лиственных пород - 100 метров.
В данном случае, как установлено Управлением в ходе проверки, минимальное расстояние от зданий и сооружений складов нефти и нефтепродуктов с взрывоопасными производствами до лесных массивов не соответствует установленным требованиям.
Также факт несоответствия расстояний от зданий и сооружений складов нефти и нефтепродуктов с взрывопожароопасными и пожароопасными производствами до границ лесного массива на объекте заявителя (категория склада - I) минимальным расстояниям, установленным обязательными требованиями пожарной безопасности и отсутствие оснований для уменьшения минимальных расстояний до лесного массива (смешанного леса) установлен решением Арбитражного суда Вологодской области от 13.02.2015, постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015, постановлением суда Северо-Западного округа от 18.01.2016 по делу N А13-9201/2014.
Указанные обстоятельства в силу статьи 69 АПК РФ носят преюдициальный характер для рассмотрения настоящего дела.
Также суд первой инстанции правомерно не принял во внимание доводы общества со ссылкой на часть 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, о необходимости применения ранее действовавших Норм и технических условий проектирования складских предприятий и хозяйств для хранения легко воспламеняющихся и горючих жидкостей НиТУ 108-56), поскольку нефтебаза введена в эксплуатацию в 1964 году, а резервуары РВС-5000 построены в 1964 - 1965 годах, поскольку они получили соответствующую оценку при рассмотрении судами дела N А13-9201/2014.
Кроме того, исходя из положений части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Между тем, положения части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ касаются только требований этого Закона, а не положений сводов правил.
Не могут быть приняты во внимание доводы учреждения о несоразмерности установленного срока исполнения предписания, поскольку заявителем не приведены какие-либо доказательства о невозможности исполнения предписания в установленный Управлением срок. Кроме того, оспариваемое предписание по содержанию аналогично предписанию от 21.05.2014 N 37/1/1, являвшемуся предметом оспаривания в деле N А13-9201/2014, поэтому установленный срок исполнения оспариваемого предписания, как обоснованно указал суд первой инстанции, является достаточным.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
В связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы учреждения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26 мая 2016 года по делу N А13-9628/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения комбината "Онега" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.ОСОКИНА
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
В.И.СМИРНОВ