Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 по делу N А05-8018/2013
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований в области пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 по делу N А05-8018/2013
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований в области пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2014 г. по делу N А05-8018/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 января 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 октября 2013 года по делу N А05-8018/2013 (судья Быстров И.В.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" (далее - предприятие; ОГРН 1022900510709) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и об отмене постановления о назначении административного наказания от 04.06.2013 N 206.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11 октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований предприятию отказано.
Предприятие с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на неправомерность привлечения предприятия к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку предметом проверки явилось исполнение ранее выданного предприятию предписания.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, административным органом на основании распоряжения от 24.04.2013 N 65 в отношении заявителя проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 06.06.2012 N 136/1/1-97, срок исполнения которого истек 01.05.2013.
В ходе проверки выявлены нарушения Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315, пункта 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
По фактам выявленных нарушений требований пожарной безопасности административным органом составлен акт от 29.05.2013 N 65 и протокол от 31.05.2013 N 206 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановлением от 04.06.2013 N 206 предприятие привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Также 29.05.2013 предприятию выдано предписание N 65/1/2 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Не согласившись с указанным постановлением, предприятие обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 указанного Кодекса и частями 3 - 8 данной статьи.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В данном случае судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что предприятием нарушены требования пожарной безопасности и в действиях предприятия имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, что подателем жалобы не оспаривается.
Вместе с тем, предприятие, не оспаривая факты допущенных им нарушений требований пожарной безопасности, считает, что в соответствии с нормами Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375 (далее - административный регламент), а также Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Закон N 294-ФЗ) административный орган правомочен выносить постановление о привлечении к административной ответственности по статье 20.4 КоАП РФ только за новые нарушения требований пожарной безопасности, тогда как в рассматриваемом случае при проведении проверки управлением новых нарушений не выявлено. Также считает, что поскольку в данном случае проверка проводилась с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 06.06.2012 N 136/1/1-97, то за его неисполнение должна быть применена административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 КоАП РФ.
Апелляционной инстанцией не принимаются указанные доводы подателя жалобы в силу следующего.
Как обоснованно указано судом первой инстанции в данном случае нарушения, выявленные в ходе проверки, проведенной управлением на основании распоряжения от 24.04.2013 N 65, с учетом более позднего периода из обнаружения, в сравнении с ранее обнаруженными (для устранения которых и было выдано предписание от 06.06.2012 N 136/1/1-97), являются вновь выявленными в установленном законом порядке и влекут самостоятельную административную ответственность.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.10.2009 N 6417/09, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.08.2012 по делу N А05-11966/2011.
Таким образом, в данном случае управлением выявлены два события длящегося административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в июне 2012 года (когда заявителю было выдано предписание от 06.06.2012 N 136/1/1-97) и в мае 2013 года (когда была проведена проверка выполнения заявителем этого предписания).
С учетом изложенного следует, что оспариваемым постановлением заявитель был правомерно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ за вновь выявленное правонарушение.
Приведенные подателем жалобы положения Закона N 294-ФЗ, а также административного регламента, не устанавливают запрет на выявление административным органом в ходе проверок (как плановых, так и внеплановых) нарушений требований пожарной безопасности, и, вопреки доводам заявителя, не предопределяют квалификацию выявленных нарушений.
Тот факт, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности были сопряжены с нарушением, выразившимся в неисполнении ранее выданного предписания, не освобождает заявителя от административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы предприятия не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 октября 2013 года по делу N А05-8018/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА