Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 по делу N А52-3024/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований в области пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 по делу N А52-3024/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований в области пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 февраля 2012 г. по делу N А52-3024/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 февраля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Забалуевой Н.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Гриал" Гридина А.Е. по доверенности от 29.03.2011, Попова В.Ф. по доверенности 14.12.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности по Печорскому и Палкинскому районам Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 22 декабря 2011 года по делу N А52-3024/2011 (судья Леднева О.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гриал" (ОГРН 1066027035250; далее - Общество, ООО "Гриал") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к отделу надзорной деятельности по Печорскому и Палкинскому районам управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области (далее - Отдел) о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2011 N 182 о назначении административного наказания, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 22 декабря 2011 года требования удовлетворены.
Отдел в апелляционной жалобе, ссылаясь на наличие в действиях заявителя состава вменяемого ему правонарушения и отсутствие процессуальных нарушений при привлечении Общества к административной ответственности, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Гриал" в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со
статьями 123,
156,
266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей заявителя, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между муниципальным образовательным учреждением "Печорская средняя общеобразовательная школа" (далее - Школа) (муниципальный заказчик) и ООО "Гриал" (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 01.08.2011 N 015730021111000058-0238397 (далее - контракт) на проведение ремонта помещений спортивного зала Школы, расположенного по адресу: Псковская область, Печорский район, г. Печоры, ул. Индустриальная, 13.
На основании заявления директора Школы от 12.09.2011 о выдаче заключения о соответствии требованиям пожарной безопасности помещений раздевалок N 1, 2, 3, 4 спортивного зала Школы должностным лицом Отдела проведено обследование названных помещений и изучение документации (реестр документов от 13.09.2011).
В ходе обследования ответчиком выявлены нарушения
статей 82,
134,
142,
143,
145 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), а именно: при монтаже электрооборудования в помещениях раздевалок N 1, 2, 3, 4 спортивного зала Школы применены материалы, не имеющие соответствующих сертификатов пожарной безопасности (деклараций соответствия): кабель электрический НУМ 3 x 1,5 (сертификат соответствия РОСС RU АИ 50В1073, сертификат соответствия С RU ПБ14В 00048); труба гибкая гофрированная (сертификат пожарной безопасности СПБ RU ОП 019 В02206, сертификат пожарной безопасности СПБ RU ОП 019 В02413, сертификат пожарной безопасности СПБ RU ОП 035 В01039), кабель-канал (короб) "Лигранд" (сертификат отсутствует). Имеющиеся сертификаты соответствия (пожарной безопасности) не соответствуют требования нормативных документов (просрочен срок действия, копии сертификатов не заверены держателем подлинника сертификата, нотариусом, органом, выдавшим сертификат); монтаж электрокабеля НУМ 3 x 1,5 в помещениях раздевалок спортивного зала за подвесным потолком выполнен с нарушением требований пожарной безопасности - кабель электрический не защищен негорючим материалом, защита от распространения огня отсутствует; подвесной потолок в помещениях раздевалок спортивного зала выполнен с применением умеренно горючего материала (Г2) - лист гипсокартонный ООО "Кнауф Гипс Колпино" сертификаты соответствия РОСС RU СЛ 38 Н 00558, С RU ПБ37В 00027 - класс пожарной опасности материала КМ3.
Поскольку условиями контракта предусмотрено выполнение ремонтных работ из материалов подрядчика, в техническом задании к муниципальному контракту указано на обязательное соответствие материалов требованиям пожарной безопасности, проверяющим сделан вывод о том, что лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности при применении вышеуказанных материалов, является подрядчик.
По факту выявленных нарушений в отношении организации - подрядчика - общества с ограниченной ответственностью "Гриал" составлен протокол от 13.09.2011 N 182 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы административного дела, главный государственный инспектор Печорского и Палкинского районов по пожарному надзору Мищенко А.В. вынес постановление от 15.09.2011 N 182, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 170 000 рублей.
ООО "Гриал", не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно
вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу
части 1 статьи 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно
части 4 статьи 145 Технического регламента объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности, к которым устанавливаются настоящим Федеральным
законом и (или) федеральными законами о технических регламентах, содержащих требования к отдельным видам продукции, подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности.
Из содержания
части 3 этой же статьи усматривается, что обязательное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям настоящего Федерального закона осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации.
Требования пожарной безопасности к электротехнической продукции и электрооборудованию установлены
статьями 142,
143 Технического регламента.
Из материалов дела усматривается, что при монтаже электрооборудования помещений раздевалок N 1, 2, 3, 4 спортивного зала Школы Обществом применены кабель электрический НУМ 3 x 1,5, труба гибкая гофрированная.
В подтверждение соответствия названной продукции требованиям пожарной безопасности заявителем предъявлены копия сертификата соответствия N С RU ПБ14В 00048 на кабель электрический НУМ 3 x 1,5 сроком действия с 21.08.2009 по 20.08.2014; копия сертификата пожарной безопасности N СПБ RU ОП 019 В02206 на трубу гибкую гофрированную сроком действия с 16.04.2008 по 15.04.2011.
На копии сертификата N С RU ПБ14В 00048 проставлена печать держателя сертификата - общества с ограниченной ответственностью "Алюр" (далее - ООО "Алюр").
Названная информация соответствует сведениям, указанным в соответствующих разделах сертификата: "Заявитель" и "Изготовитель" и подтверждается также выпиской из Единого реестра сертификатов соответствия.
Ссылка подателя жалобы на прекращение действия сертификата 23.03.2010 в связи с "перерегистрацией предприятия", на что указано в данной выписке правомерно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с
пунктом 50 статьи 147 Технического регламента для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), сертификат действителен после ее поставки, продажи в течение срока годности (службы), в течение которого изготовитель в соответствии с законодательством Российской Федерации обязуется обеспечивать потребителям возможность использования продукции по назначению. Если срок изготовителем не установлен, то для данной продукции сертификат действителен в течение 1 года после даты окончания его действия. В течение этих же сроков действителен и сертификат на партию продукции.
Согласно отметке на сертификате копия данного документа была заверена ООО "Алюр" 03.09.2009, следовательно организацией - изготовителем электротехническая продукция реализована в период срока действия сертификата.
ООО "Гриал" предъявлены также в материалы дела товарные накладные от 01.04.2011 N 4295, от 20.04.2011 N 5386, подтверждающие приобретение кабеля электрического НУМ 3 x 1,5 в период срока годности указанной продукции и в период срока действия сертификата. При этом факт не указания в товарных накладных сведений о производителе товара и сведений о подтверждении его соответствия установленным требованиям не опровергает названных обстоятельств.
На копии сертификата N СПБ RU ОП 019 В02206 на трубу гибкую гофрированную проставлена печать держателя сертификата - закрытого акционерного общества "ДКС" (далее - ЗАО "ДКС").
В ходе проверки обстоятельств того, что данный сертификат не выдавался или был выдан другому юридическому лицу, не зарегистрирован в Государственном реестре Системы сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации ответчиком не установлено.
ООО "Гриал" предъявлены в материалы дела товарные накладные от 21.03.2011 N 3606, от 01.03.2011 N 2626, подтверждающие приобретение трубы гибкой гофрированной в период срока действия сертификата, поскольку сертификат действителен в течение 2-х лет - гарантийного срока хранения данной продукции.
Выявленные административным органом недостатки в оформлении копий сертификата соответствия РОСС RU АИ 50В1073, сертификата пожарной безопасности СПБ RU ОП 019 В02413, сертификата пожарной безопасности СПБ RU ОП 035 В01039, а также факт отсутствия сертификата на кабель-канал (короб) "Лигранд" не имеют в рассматриваемой ситуации правового значения, поскольку из пояснений представителя заявителя следует, что электротехническая продукция и электрооборудование, на которую выданы данные сертификаты, при осуществлении ремонта в Печорской средней общеобразовательной школе не использовались.
Названные обстоятельства Отделом не опровергнуты.
Передача вышеперечисленных документов Обществом в комплекте с остальными документами с целью оформления акта приемки выполненных работ по контракту от 01.08.2011 N 015730021111000058-0238397 не свидетельствует об использовании указанных материалов при выполнении ремонтных работ.
Сертификат пожарной безопасности СПБ RU ОП 019 В02413 указан также в акте освидетельствования скрытых работ от 11.08.2001 N 5.
Вместе с тем данный документ не подписан всеми лицами, участвующими в освидетельствовании, соответственно не является надлежащим доказательством.
Апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции об отсутствии нарушений требований пожарной безопасности при монтаже электрокабеля НУМ 3 x 1,5 в помещениях раздевалок спортивного зала за подвесным потолком, при монтаже подвесного потолка.
Апелляционная жалоба не содержит каких-либо доводов и возражений относительно указанных выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности наличия в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое установлена
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Отсутствие события административного правонарушения в силу
пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает возможность привлечения лица к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции также согласен с выводом суда первой инстанции о том, что административным органом не были соблюдены гарантии, направленные на защиту прав привлекаемого к ответственности лица, в связи с чем Общество было лишено возможности воспользоваться своими процессуальными правами, предоставленными
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, уведомлением от 12.09.2011 Общество извещено о необходимости явиться 13.09.2011 к 16 час. 00 мин. в Отдел по адресу: Псковская область, г. Печоры, ул. Мира, 19 с целью предоставления документов, связанных с выполнением работ по ремонту помещений раздевалок спортивного зала Печорской средней общеобразовательной школы. ООО "Гриал" предупреждено об административной ответственности по
статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности. Также административным органом указано, что при представлении документов, не соответствующих требованиям пожарной безопасности, в отношении заявителя будет составлен протокол по признакам правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Названное уведомление направлено по юридическому адресу Общества г. Псков, Рижский проспект, 14 по каналу факсимильной связи 12.09.2011 в 18 час. 03 мин.
Учитывая территориальную отдаленность ООО "Гриал" (г. Псков) от места составления протокола об административном правонарушении (г. Печоры), получив 12.09.2011 в 18 час. 03 мин. извещение о составлении протокола об административном правонарушении 13.09.2011 в 16 час. 00 мин., апелляционный суд считает, что заявителю не были предоставлены разумные и необходимые сроки для подготовки документов и организации явки законного представителя или представителя по доверенности на рассмотрение дела.
В рассматриваемом случае (согласно совокупности имеющихся в деле доказательств) следует признать, что Общество принимало разумные и адекватные меры к исполнению требований Отдела. В то же время, принимая во внимание значимость и объем запрашиваемой у заявителя информации, административным органом не доказано, что срок, установленный в уведомлении от 12.09.2011 (с учетом его получения адресатом 13.09.2011), отвечает критериям разумности и целесообразности.
Таким образом, ООО "Гриал" было лишено предоставленных
КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, представлять необходимые доказательства.
Такие нарушения являются существенными и не позволили объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
В силу
части 2 статьи 211 АПК РФ,
пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и
пункта 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь
статьями 269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 22 декабря 2011 года по делу N А52-3024/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности по Печорскому и Палкинскому районам Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
О.Б.РАЛЬКО