Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018 N 14АП-11333/2017 по делу N А52-2585/2017
Требование: О признании недействительным предписания органа исполнительной власти субъекта РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018 N 14АП-11333/2017 по делу N А52-2585/2017
Требование: О признании недействительным предписания органа исполнительной власти субъекта РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2018 г. по делу N А52-2585/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 января 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от управления Кизиной Е.В. по доверенности от 26.04.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Псковской области "Государственный архив Псковской области" на решение Арбитражного суда Псковской области от 31 октября 2017 года по делу N А52-2585/2017 (судья Буянова Л.П.),
установил:
государственное казенное учреждение Псковской области "Государственный архив Псковской области" (ОГРН 1026000969081, ИНН 6027023983; место нахождения: 180019, город Псков, улица Петрова, дом 1; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области (ОГРН 1046000322961, ИНН 6027085570; место нахождения: 180019, город Псков, улица Инженерная, дом 92; далее - управление) о признании недействительным предписания от 28.03.2017 N 26/1/1.
Решением суда от 31 октября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Полагает, что требование управления оборудовать здание архива автоматической установкой пожаротушения относится не к режиму эксплуатация здания, а к инженерно-техническим системам. Считает, что для признания учреждения архивом не обязательно наличие на хранении уникальных и особо ценных документов, и отсутствие таковых не влечет изменение функционального назначения здания и переход его в разряд складов. Указывает на отсутствие возможности исполнения оспариваемого предписания ввиду отсутствия необходимого объема финансирования.
Управление в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу учреждения - без удовлетворения.
Учреждение о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, поэтому дело рассмотрено в его отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в оспариваемой части, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в период с 15.09.2014 по 24.09.2014 управлением проведена плановая проверка соблюдения учреждением обязательных требований пожарной безопасности по месту нахождения отделения, расположенного по адресу: г. Великие Луки, ул. Чайкиной, д. 17а.
По итогам проверки в связи с выявленными нарушениями управлением в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) учреждению выдано предписание от 24.09.2014 N 303/1/2 об устранении в срок до 01.02.2016 нарушений требований пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390), пункта 3 таблицы А1, пункта 4 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03); пункта А.4, пункта 3 таблицы А.1 приложения А "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 N 175 (далее - СП 5.13130.2009), выразившихся в незащищенности здания архива установкой автоматического пожаротушения.
На основании распоряжения от 17.03.2017 N 26 управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении учреждения по месту нахождения здания архива, расположенного по адресу: г. Великие Луки, ул. Чайкиной, д. 17а, с целью контроля исполнения ранее выданного предписания от 24.09.2014 N 303/1/2, по результатам которой составлен акт проверки от 28.03.2017 N 26.
При проверке управлением установлено неисполнение учреждением выданного предписания от 24.09.2014 N 303/1/2 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а именно здание архива не защищено установками автоматического пожаротушения.
В связи с этим управление выдало учреждению предписание от 28.03.2017 N 26/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в соответствии с которым в срок до 01.10.2017 необходимо устранить нарушения пункта 61 Правил N 390, пункта 3 таблицы А1, пункта 4 НПБ 110-03; пункта А.4, пункта 3 таблицы А.1 приложения А СП 5.13130.2009.
Не согласившись с предписанием от 28.03.2017 N 26/1/1, учреждение обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции правомерно отказал учреждению в удовлетворении заявленных требований.
Согласно статье 6 Федерального закона N 69-ФЗ и подпункта 5 пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 N 290, государственные инспекторы по пожарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии со статьей 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу положений статьи 37 названного Закона собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания должностных лиц пожарной охраны.
Согласно абзацу 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения определены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) (часть 1 статьи 1 названного Закона).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В силу части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно пункту 3 НПБ 110-03, а также пункту 3 таблицы 1 "обязательного Приложения" к НПБ 110-03 здания архивов, уникальных изданий, отчетов, рукописей и другой документации особой ценности, независимо от площади и этажности, подлежат защите автоматическими установками пожаротушения.
В пунктах А.1 и А.4 приложения А, а также в пункте 3 таблицы А.1 приложения А СП 5.13130.2009, определено, что здания архивов уникальных изданий, отчетов, рукописей и другой документации особой ценности, независимо от их площади, подлежат защите автоматическими установками пожаротушения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" под государственным архивом понимается федеральное государственное учреждение, создаваемое Российской Федерацией, или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое субъектом Российской Федерации, которые осуществляют комплектование, учет, хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.
Особо ценный документ - это документ Архивного фонда Российской Федерации, который имеет непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для общества и государства и в отношении которого установлен особый режим учета, хранения и использования; уникальный документ - особо ценный документ, не имеющий себе подобных по содержащейся в нем информации и (или) его внешним признакам, невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и (или) автографичности.
В данном случае, как установлено судом первой инстанции и не опровергается учреждением, в спорном здании расположен архив, в котором кроме прочего находятся 2075 дел на бумажной основе, отнесенные к категории особо ценных, 285 180 управленческих документов, документов по личному составу, научно технической документации, в том числе и отчетной документации.
В уставе учреждения указано, что на хранении в здании архива находятся документы, включенные в Архивный фонд Российской Федерации, а именно: документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в деятельности ликвидированных структур КПСС и ВЛКСМ, действовавших на территории Псковской области; документы государственной федеральной собственности Архивного фонда Российской Федерации, образующихся в деятельности территориальных органов федеральных органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов, расположенных на территории Псковской области.
Таким образом, здание архива, расположенное по адресу: г. Великие Луки, ул. Л. Чайкиной, д. 17а, является архивом, осуществляющим хранение отчетов, рукописей и иных ценных документов, в отношении которых также не исключена возможность отнесения их в последующем к уникальным документам.
Кроме того, пунктом 9.1 Специальных правил пожарной безопасности государственных и муниципальных архивов Российской Федерации, утвержденных приказом Минкультуры Российской Федерации от 12.01.2009 N 3, определено, что автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, внутреннего противопожарного водопровода и противодымной вентиляции, а также первичные средства пожаротушения должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя о том, что требования НПБ 110-03 и СП 5.13130.2009 не могут распространять свое действие на здание, введенное в эксплуатацию в 1959 году, то есть ранее вступления в силу Закона N 123-ФЗ и принятых в его развитие нормативных правовых актов.
Пунктом 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, вступившего в силу с 30.04.2009, предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной приказом МЧС России от 16.03.2007 N 140, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.03.1997 N 18-7 принята и введена в действие Система нормативных документов в строительстве. Строительные нормы и правила Российской Федерации. Пожарная безопасность зданий и сооружений СНиП 21-01-97, согласно пункту 1.7 которых действующие нормативные документы должны применяться в случае изменения функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
Аналогичная норма закреплена в части 3 статьи 80 Закона N 123-ФЗ.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97 объектов данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиП 21-01-97 требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации.
Также требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Поскольку учреждение относительно здания, расположенного в г. Великие Луки, расчет пожарного риска не проводило, декларацию пожарной безопасности в управление не представляло, суд первой инстанции правомерно посчитал, что в отношении рассматриваемого объекта заявителем не соблюдены условия, установленные в частью 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ, в связи с чем отсутствуют основания считать, что на объекте защиты обеспечена пожарная безопасность.
При этом оборудование объекта автоматической установкой пожаротушения не относится к работам, которые влекут за собой реконструкцию или капитальный ремонт зданий, строений или сооружений, а относится к мероприятиям, связанным с эксплуатацией объекта.
Кроме того, необорудование спорного здания автоматической установкой пожаротушения может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей, работающих в учреждении.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы заявителя о том, что предписание не может считаться законным, поскольку установленный срок его исполнения ввиду отсутствия финансирования не отвечает принципу исполнимости.
Из установленных судом обстоятельств следует, что нарушение учреждением требований законодательства в части необходимости обеспечения помещений здания архива автоматической установкой пожаротушения были выявлены еще в 2014 году.
Поэтому у учреждения имелось достаточно времени для устранения данного нарушения. При этом заявитель не представил какие-либо доказательства, подтверждающие, что им с 2014 года предпринимались меры для устранения указанного нарушения.
Отсутствие достаточного финансирования, как обоснованно указано судом первой инстанции, само по себе не может указывать на незаконность выданного предписания.
Также учреждение не представило какие-либо доказательства, подтверждающие отсутствие финансирования для обеспечения помещений здания архива автоматической установкой пожаротушения, а также того, что заявителем предпринимались меры для получения данного финансирования, начиная с 2014 года.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы учреждения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 31 октября 2017 года по делу N А52-2585/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Псковской области "Государственный архив Псковской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.ОСОКИНА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
Н.В.МУРАХИНА