Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 01.08.2018 N 307-КГ18-10254 отказано в передаче дела N А05-1849/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.04.2018 N Ф07-831/2018 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2017 по делу N А05-1849/2017
Требование: О признании недействительным распоряжения в части утверждения отрицательного заключения государственной экспертизы.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2017 по делу N А05-1849/2017
Требование: О признании недействительным распоряжения в части утверждения отрицательного заключения государственной экспертизы.
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2017 г. по делу N А05-1849/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 ноября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от общества Сергеевой Ю.С. по доверенности от 13.01.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сапсан-М" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 июля 2017 года по делу N А05-1849/2017 (судья Звездина Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сапсан-М" (ОГРН 1022900520334; ИНН 2901099165; место нахождения: 163020, город Архангельск, остров Мосеев, дом 20, корпус 5, кабинет 1НП, далее - общество, ООО "Сапсан-М") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356; ИНН 2901200111; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, далее - министерство) о признании недействительным распоряжения от 10.02.2017 N 167р в части утверждения отрицательного заключения государственной экспертизы от 10.02.2017 N 14.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Сервис-лес".
Решением суда от 18 июля 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
От министерства отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с решением суда первой инстанции, поддержав доводы апелляционной жалобы общества.
Министерство и третье лицо о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании
статей 123,
156,
266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела, ООО "Сапсан-М" (арендатор) и Департаментом лесного комплекса Архангельской области (арендодатель) заключен договор аренды лесных участков от 28.04.2008 N 300, в соответствии с которым обществу переданы в аренду лесные участки, расположенные в Архангельском лесничестве (Ижемское и Лодемское участковые лесничества) в целях ведения охотничьего хозяйства.
В соответствии с данным договором обществом в 2014 году подготовлен проект освоения лесов на арендуемые лесные участки в целях ведения охотничьего хозяйства, который согласован территориальным органом Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Архангельским лесничеством 31.03.2014.
Данный проект получил положительное заключение государственной экспертизы от 29.04.2014 N 90, которое утверждено распоряжением министерства от 29.04.2014 N 278р.
Также между заявителем как охотопользователем и министерством заключено охотхозяйственное соглашение от 06.07.2012 N 7, по которому общество обязалось обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры. В соответствии с данным соглашением заявитель обязан в течение 3-х лет с момента заключения охотхозяйственного соглашения провести внутрихозяйственное охотустройство и утвердить схему использования и охраны охотничьего угодья.
В целях приведения проекта освоения лесов в соответствие с проектом внутреннего охотустройства ООО "Сапсан-М" в 2017 году разработало и направило министерству изменения и дополнения в проект освоения лесов. В разделе 3 изменений и дополнений таблица 9 "Характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесных участках" была дополнена информацией по эксплуатации шлагбаума - заградительного сооружения шириной 4 метра в квартале 57 выдел N 31 Лодемского участкового лесничества Архангельского лесничества.
При этом шлагбаум, как следует из примечаний, необходим для ограничения пребывания в лесах в течение пожароопасного сезона по распоряжению органов власти и проведению инструктажа всех пребывающих на территорию охотничьего угодья, оформлению разрешения на добычу охотничьих ресурсов (путевок).
Рассмотрев изменения и дополнения в проект освоения лесов, министерство распоряжением от 10.02.2017 N 167 утвердило отрицательное заключение государственной экспертизы N 14 от 10.02.2017 изменений в проект освоения лесов (пункт 2 распоряжения N 167р).
Согласно отрицательному заключению экспертизы от 10.02.2017 N 14 изменения и дополнения в проект освоения лесов на арендуемых лесных участках лесного фонда ООО "Сапсан-М" по договору аренды лесных участков от 28.04.2008 N 300, соглашению о внесении изменений и дополнений от 07.02.2014 N 1 в целях ведения охотничьего хозяйства в Архангельском лесничестве не соответствуют лесному законодательству, Лесному плану Архангельской области, лесохозяйственному регламенту Архангельской области, а именно: 1)
пункту 1 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ); 2)
распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 1283-р "Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов".
Заявитель, не согласившись с распоряжением министерства в части утверждения отрицательного заключения экспертизы от 10.02.2017 N 14, обратился в арбитражный суд соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из оспариваемого распоряжения, отрицательного заключения экспертизы от 10.02.2017 N 14, пояснений сторон, основанием для утверждения отрицательного экспертного заключения послужило указание в представленных изменениях в проект освоения лесов на установку в выделе N 31 квартала N 57 Лодемского участкового лесничества Архангельского лесничества шлагбаума на въезде на территорию охотничьего хозяйства.
В соответствии со
статьей 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным
законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
В силу
статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются
статьями 102 -
109 настоящего Кодекса.
Согласно
статье 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Граждане обязаны соблюдать
правила пожарной безопасности в лесах,
правила санитарной безопасности в лесах,
правила лесовосстановления и
правила ухода за лесами. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах и безопасности граждан при выполнении работ.
Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей
статьей, не допускается.
Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей
статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом.
В силу
статьи 25 ЛК РФ использование лесов может быть в виде осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Согласно
статье 36 ЛК РФ использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков. Для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в соответствии со
статьей 9 настоящего Кодекса. На лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры, являющихся временными постройками, в том числе ограждений.
В соответствии со
статьей 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со
статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 89 ЛК РФ определено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных
частями 3 и
4 настоящей статьи.
В силу
статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (
части 1 и
2 статьи 12 ЛК РФ).
Согласно
статье 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, объекты которой должны содержаться в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов. Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В развитие данной
нормы распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 1283-р утвержден
Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, и резервных лесов (далее - Перечень N 1283-р).
Подпунктом "а" пункта 1 Перечня N 1283-р определен перечень объектов лесной инфраструктуры в эксплуатационных и резервных лесах, в который не включен шлагбаум.
Подпунктом "б" пункта 1 Перечня N 1283-р определен перечень объектов лесной инфраструктуры в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в который внесен шлагбаум.
В
подпункте "в" пункта 1 Перечня N 1283-р определен перечень объектов лесной инфраструктуры в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах, и на особо защитных участках лесов, за исключением заповедных лесных участков, в который не включен шлагбаум.
Следовательно, согласно
Перечню N 1283-р шлагбаум как объект лесной инфраструктуры может устанавливаться только в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.
В силу
части 1 статьи 102 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных
частью 4 статьи 12 ЛК РФ, согласно которой защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов: 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; 2) леса, расположенные в водоохранных зонах; 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; в) зеленые зоны; в.1) лесопарковые зоны; г) городские леса; д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 4) ценные леса (
часть 2 статьи 102 ЛК РФ).
Согласно
части 3 статьи 102 ЛК РФ к особо защитным участкам лесов относятся: 1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; 2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; 3) лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства; 4) заповедные лесные участки; 5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; 6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; 7) другие особо защитные участки лесов.
В силу
части 4 статьи 102 ЛК РФ особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.
Отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 настоящего Кодекса (
часть 6 статьи 102 ЛК РФ).
В силу
статьи 103 ЛК РФ к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
В данном случае в приложении N 2 к договору аренды лесных участков N 300 от 28.04.2008 содержатся характеристики лесных участков, согласно которым целевое назначение лесов, арендуемых обществом, определено как защитные и эксплуатационные леса (т. 1, л. 23).
В материалы дела представлены материалы лесоустройства арендуемых обществом лесных участков, состоящие из таксационных описаний. Согласно таксационному описанию квартала 57 Лодемского участкового лесничества этот квартал имеет следующую категорию защитности: водоохранные зоны малых рек и озер.
Как указано выше в силу
подпункта "в" пункта 1 Перечня N 1283-р в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах, и на особо защитных участках лесов (за исключением заповедных лесных участков) устройство шлагбаума не предусмотрено.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание доводы Общества о том, что исходя из Лесохозяйственного регламента Архангельского лесничества, утвержденного постановлением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области 20 мая 2016 года N 4п, на арендуемом участке находятся особо защитные участки леса, на которых необходимо соблюдать режим особо охраняемых природных территорий, по своему статусу данные участки приравнивается к особо охраняемым природным территориям, и соответственно к выделу 31 квартала 57 Лодемского участкового лесничества необходимо применять режим особо охраняемых природных территорий.
Данные доводы противоречат положения
части 1 статьи 103 ЛК РФ, в соответствии с которой к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
В
пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) также установлено, что с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.
Статьей 6 Закона Архангельской области от 24.02.2015 N 242-14-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Архангельской области" (далее - Закон N 242-14-ОЗ) определены категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 242-14-ОЗ к особо охраняемым природным территориям регионального значения относятся: 1) государственные природные заказники; 2) памятники природы; 3) дендрологические парки и ботанические сады; 4) природные парки.
В пункте 2 статьи 6 Закона N 242-14-ОЗ определено, что к особо охраняемым природным территориям местного значения относятся: 1) парковые зоны; 2) скверы; 3) природные рекреационные комплексы; 4) охраняемые природные объекты; 5) охраняемые природные комплексы.
Иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения положениями Закона N 242-14-ОЗ не установлены.
Из таблицы 1.12 "Выделение особо защитных участков леса на землях лесного фонда, га" Лесохозяйственного регламента Архангельского лесничества, на которую ссылается заявитель, следует, что к особо защитным участкам лесов (ОЗУ) относятся полосы по берегам рек, заселенных бобрами. Однако такие ОЗУ выделяются в лесах, расположенных в водоохранных зонах, и в эксплуатационных лесах, при этом, как уже указывалось, шлагбаумы разрешено устанавливать только в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (
подпункт "б" пункта 1 Перечня N 1283-р).
Довод общества о том, что из
пункта 6 Перечня N 1283-р вытекает, что лесопользователь, осуществляющий виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, кроме объектов, указанных в
пункте 1 перечня, должен иметь также объекты охотничьей инфраструктуры, предусмотренные законом об охоте, также правомерно отклонен судом первой инстанции.
Статьей 53 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) установлено, что к охотничьей инфраструктуре относятся предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства объекты, в том числе охотничьи базы, питомники диких животных, вольеры, другие временные постройки, сооружения, объекты благоустройства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой перечень в настоящее время не утвержден.
В силу
статьи 1 Закона N 209-ФЗ охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой, охотничье хозяйство - сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты, охотничьи угодья - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Общество не доказало, что шлагбаум, расположенный в квартале 57 выдел N 31 Лодемского участкового лесничества Архангельского лесничества, необходим для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Также в изменениях и дополнениях в проект освоения лесов общество указало, что шлагбаум необходим для ограничения пребывания в лесах в течение пожароопасного сезона по распоряжению органов власти и проведению инструктажа всех пребывающих на территорию охотничьего угодья, оформлению разрешения на добычу охотничьих ресурсов (путевок).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Поскольку за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со
статьей 333.22 НК РФ подлежит уплате госпошлина в размере 1500 руб., обществу в соответствии со
статьей 104 НК РФ следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 04.09.2017 N 91 госпошлину в сумме 1500 руб.
Руководствуясь
статьями 104,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской от 18 июля 2017 года по делу N А05-1849/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сапсан-М" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сапсан-М" (ОГРН 1022900520334; ИНН 2901099165; место нахождения: 163020, город Архангельск, остров Мосеев, дом 20, корпус 5, кабинет 1НП) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной на основании платежного поручения от 04.09.2017 N 91.
Постановление может быть
обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.ОСОКИНА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
Н.В.МУРАХИНА