Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 по делу N А44-3730/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований в области пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 по делу N А44-3730/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований в области пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2012 г. по делу N А44-3730/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности по Великому Новгороду Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 28 мая 2012 года по делу N А44-3730/2012 (судья Духнов В.П.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стройгаз" (ОГРН 1025300785872; далее - ООО "Стройгаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности по Великому Новгороду Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) по Новгородской области (далее - отдел надзорной деятельности, отдел) о признании незаконным и отмене постановления от 21.02.2012 N 38 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 28 мая 2012 года по делу N А44-3730/2012 требования общества удовлетворены.
Отдел с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что именно ООО "Стройгаз", а не его директор Скоробогатько В.В. является субъектом вменяемого правонарушения.
Отзыв на жалобу от общества не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 31.01.2012 N 37 должностным лицом отдела надзорной деятельности в период с 07.02.2012 по 09.02.2012 проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом требований действующего законодательства в области пожарной безопасности.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения: здание административно-бытового комплекса (далее - АБК) не оборудовано системой обнаружения пожара (автоматической пожарной сигнализацией);
помещения АБК не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - СОУЭ);
дверь на путях эвакуации открывается не по направлению выхода из здания (2-й этаж эвакуационный выход наружу внутренняя дверь);
руководитель и работники, ответственные за пожарную безопасность, не обучены пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре;
для отделки путей эвакуации применены горючие материалы (стены на 2-м этаже здания покрыты обоями, в общем коридоре на 2 этаже плитка на потолке из ПВХ, в общих коридорах на полу постелен линолеум);
не заведен журнал учета первичных средств пожаротушения;
помещения не оборудованы первичными средствами пожаротушения;
не разработаны и не размещены на видных местах планы эвакуации людей в случае возникновения пожара в соответствии с ГОСТ;
производственные помещения не оборудованы системой обнаружения пожара (автоматической пожарной сигнализацией), СОУЭ;
не определены категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны и не нанесены на входных дверях производственных и складских помещений соответствующие обозначения;
пожарный кран внутреннего пожарного водопровода не укомплектован, рукавом, стволом;
на окнах помещений установлены глухие металлические решетки;
не закрыты крышками электрические распределительные коробки; эксплуатация электрических сетей выполнена не в соответствии с Правилами устройства электроустановок (имеются скрутки медных и алюминиевых электропроводов, отсутствует изоляция на соединениях электропроводов).
Тем самым ООО "Стройгаз" нарушило требования пунктов 3, 16, 40, 53, 57, 91, а также пунктов 5, 10, 11, 18 приложения N 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03); пунктов 6.9, 6.17, 6.25, 7.1 Строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений. СНиП 21-01-97*", принятых постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*); пункта 31 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645 (далее - приказ N 645); Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. НПБ 110-03", утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315; Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях. НПБ 104-03", утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323; Норм пожарной безопасности "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности". НПБ 105-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 314.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 09.02.2012 N 37.
По факту выявленных нарушений должностным лицом отдела надзорной деятельности составлены протоколы от 09.02.2012 N 38, 39, 40 об административных правонарушениях.
Рассмотрев материалы административного дела, заместитель главного государственный инспектора В. Новгорода по пожарному надзору отдела вынес постановление от 21.02.2012 N 38, которым общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
ООО "Стройгаз" с названным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 и частями 3 - 8 настоящей статьи данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ).
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 20 Закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами, установлены ППБ 01-03.
Пунктом 3 ППБ 01-03 предусмотрено, что организациям следует руководствоваться названными правилами и иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
На основании пункта 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.
Пунктом 57 указанных Правил предусмотрено, что проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку (пункт 91 ППБ 01-03).
В пункте 5 приложения N 3 ППБ 01-03 установлено, что выбирая огнетушитель с соответствующим температурным пределом использования, необходимо учитывать климатические условия эксплуатации зданий и сооружений.
Согласно пунктам 10, 11 данного приложения при наличии нескольких небольших помещений одной категории пожарной опасности количество необходимых огнетушителей определяется согласно п. 14 и таблицам 1 и 2 с учетом суммарной площади этих помещений.
Огнетушители, отправленные с предприятия на перезарядку, должны заменяться соответствующим количеством заряженных огнетушителей.
В зимнее время (при температуре ниже 1 град. C) огнетушители с зарядом на водной основе необходимо хранить в отапливаемых помещениях (пункт 18 приложения N 3 ППБ 01-03).
В силу пункту 6.17 СНиП 21-01-97* двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.
В соответствии с пунктом 7.1 СНиП 21-01-97* предотвращение распространения пожара достигается мероприятиями, ограничивающими площадь, интенсивность и продолжительность горения. К ним относятся:
конструктивные и объемно-планировочные решения, препятствующие распространению опасных факторов пожара по помещению, между помещениями, между группами помещений различной функциональной пожарной опасности, между этажами и секциями, между пожарными отсеками, а также между зданиями;
ограничение пожарной опасности строительных материалов, используемых в поверхностных слоях конструкций здания, в том числе кровель, отделок и облицовок фасадов, помещений и путей эвакуации;
снижение технологической взрывопожарной и пожарной опасности помещений и зданий;
наличие первичных, в том числе автоматических и привозных средств пожаротушения;
сигнализация и оповещение о пожаре.
Согласно пункту 31 приказа N 645 руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что на момент проверки, составления протоколов и вынесения постановления нарушения, изложенные в оспариваемом постановлении, имелись.
Податель жалобы считает, что субъектом вышеуказанного правонарушения является ООО "Стройгаз".
Апелляционная инстанция находит данное утверждение несостоятельным ввиду следующего.
На основании статьи 6.1 Закона N 69-ФЗ в ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование его правообладателя (правообладателей).
В статьях 37, 38 данного Закона установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Как следует из материалов дела, распоряжение о проведении проверки от 31.01.2012 N 37, акт, составленный по ее результатам, протоколы 09.02.2012 N 38, 39, 40 об административных правонарушениях, оспариваемое постановление вынесены в отношении ООО "Стройгаз".
Вместе с тем, в материалы дела представлен договор от 26.01.2012 купли-продажи нежилых помещений, проверка которых осуществлялась отделом надзорной деятельности.
В силу пункта 1.1 названного договора ООО "Стройгаз" (продавец) передает в собственность, а Скоробогатько Владимир Валентинович (покупатель) принимает и обязуется оплатить встроенное помещение (котельная N 59) с кадастровым номером 53:23:8411701:0039:00723:0002, площадью 190,90 кв. м, расположенное по адресу: 173003, г. В Новгород, Базовый переулок, д. 6.
Свидетельством от 08.02.2012 серии 53-АБ N 127509 подтверждается право собственности Скоробогатько В.В. на указанное недвижимое имущество.
Таким образом, протоколы об административном правонарушении и постановление о наложении административного наказания выносились в отношении лица, которое собственником или владельцем на ином законном праве спорных нежилых помещений на момент проверки, составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления не являлось и это обстоятельство административным органом не опровергнуто.
Следовательно, ООО "Стройгаз" не является надлежащим субъектом выявленного отделом правонарушения.
Учитывая изложенное суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества, оснований для изменения или отмены решения суда, в том числе по безусловным основаниям, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 28 мая 2012 года по делу N А44-3730/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности по Великому Новгороду Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.С.ЧЕЛЬЦОВА
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА