Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу N А05-10904/2014
Требование: О привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу N А05-10904/2014
Требование: О привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2015 г. по делу N А05-10904/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 4 февраля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 февраля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности города Архангельска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 ноября 2014 года по делу N А05-10904/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Панфилова Н.Ю.),
установил:
отдел надзорной деятельности города Архангельска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (163013, город Архангельск, улица Красных Партизан, дом 41; далее - Отдел) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Связь Технологии Компьютеры" (ОГРН 1062901064632; ИНН 2901153334; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Поморская, дом 16, офис 1; далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Ввиду наличия в заявлении предусмотренных частями 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) признаков, при которых дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства и отсутствии ограничений, установленных частью 4 статьи 227 АПК РФ, заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
Отдел в апелляционной жалобе с решением суда не согласен, просит его отменить. Указывает на длящийся характер выявленного Отделом административного правонарушения, в связи с чем привлечение Общества за нарушения, совершенные в 2013 году, но повторно выявленные в ходе внеплановой проверки в 2014 году, не может рассматриваться как повторное и положения части 5 статьи 4.1 КоАП РФ применены судом первой инстанции необоснованно.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество имеет лицензию от 09.06.2011 N 1-2/01011 на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений сроком действия до 09.06.2016, согласно которой Общество имеет право на осуществление следующих видов деятельности: монтаж, ремонт и обслуживание установок пожаротушения; монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации; монтаж, ремонт и обслуживание систем противопожарного водоснабжения; монтаж, ремонт и обслуживание систем дымоудаления; монтаж, ремонт и обслуживание систем оповещения и эвакуации при пожаре; монтаж, ремонт и обслуживание противопожарных занавесов и завес; монтаж, ремонт и обслуживание заполнений проемов в противопожарных преградах; производство работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций; монтаж, ремонт и обслуживание первичных средств пожаротушения; осуществление трубо-печных работ.
На основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Архангельской области по пожарному надзору Бахтина А.А. от 06.06.2014 N 33 в период с 16.06.2014 по 11.07.2014 сотрудниками Отдела проведена внеплановая выездная проверка Общества на объекте - общество с ограниченной ответственностью "Стройкомреал" (г. Архангельск, Талажское шоссе, дом 5), на предмет исполнения ранее выданного предписания от 07.11.2013 N 59, срок исполнения которого истек 01.06.2014.
По результатам проверки составлен акт от 11.07.2014 N 33, согласно которому Общество осуществляет лицензируемую деятельность с нарушением абзаца "д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225, а именно Общество допустило нарушения:
- пункта 4 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", так как для линий связи и технических средств светового и звукового оповещения, применяемыми на объекте приборами и устройствами, не обеспечено информирование дежурного персонала об обнаружении неисправности (контроль на обрыв линий и короткое замыкание);
- пункта 13.15.14 СП 5.13130.2009 (изм. 1) "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", так как в помещении дежурного персонала (бытовое помещение) в одной гофротрубе допущена прокладка линий систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В с линиями напряжением более 110 В без сплошной перегородки с пределом огнестойкости 0,25 ч, выполненной из негорючего материала;
- пункта 15.3 СП 5.13130.2009 (изм. 1), так как общая емкость аккумуляторных батарей, предусмотренных в установленном в бытовом помещений корпусе ППКОП Гранит-8, составляет 7 Ач, то есть выявленные показатели не соответствуют требуемой расчетной емкости при работе установки в дежурном режиме 24 часа и в режиме тревоги 1 час; в результате расчета установлено, что токопотребление устройств, предусмотренных на объекте составляет 10.7 Ач;
- приложения А пункта 4 СП 5.13130.2009, так как помещение хранения погрузчиков (склад N 1), помещении дежурного персонала (бытовое помещение) не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации;
- приложения М пункта 13.1.10 СП 5.13130.2009 (изм. 1), так как в здании гаража, где обращаются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, смазочные материалы установлены дымовые линейные пожарные извещатели вместо извещателей пламени или тепловых пожарных извещателей;
- пункта 13.3.2 СП 5.13130.2009 (изм. 1), так как в здании гаража установлено менее двух пожарных извещателей (фактически - один);
- пункта 13.5.1 СП 5.13130.2009 (изм. 1), так как излучатель и приемник (приемопередатчик и отражатель) линейного дымового пожарного извещателя следует устанавливать на стенах, перегородках, колоннах и других конструкциях, обеспечивающих их жесткое крепление, таким образом, чтобы их оптическая ось проходила на расстоянии не менее 0,1 м и не более 0,6 м от уровня перекрытия; фактическое расстояние от оптической оси извещателя составляет 1,5 м в здании гаража, складов N 1, N 2;
- пункта 13.14.12 СП 5.13130.2009 (изм. 1), так как в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, отсутствует аварийное освещение, искусственная вентиляции и телефонная связь с пожарной частью;
- пункта 2 статьи 82 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.1 СП 6.13130.2009, пункта 4.5 СП 6.13.130.2013, так как кабельные линии электропитания в бытовом помещении не осуществляют работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону, не имеют показатели пожарной опасности по нераспространению горения ПРГП 1, ПРГП 2, ПРГП 3 или ПРГП 4 (в зависимости от объема горючей нагрузки) и показатель дымообразования не ниже ПД 2 по ГОСТ Р 53315; на объекте для электропитания предусмотрены кабели с горючей оболочкой не имеющие сертификата соответствия ТР.
Копия акта проверки, а также предписания от 11.07.2014 N 11.06.2014 вручены представителю Общества по доверенности от 10.07.2014 N 14/111 Смирнову М.А.
По факту выявленных нарушений 28.08.2014 заместителем главного государственного инспектора г. Архангельска Архангельской области по пожарному надзору Бачуриным М.В. в присутствии директора Общества Смирнова А.А. составлен протокол N 468 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Отдел обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции отказал в привлечении Общества к административной ответственности в связи тем, что по факту выявленных нарушений Общество уже привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, при этом правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определен Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225, в соответствии с абзацем "д" пункта 4 которого одним из лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности является выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Одним из основополагающих принципов административного права является принцип однократности привлечения к административной ответственности за одно и тоже административное правонарушение (часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ).
Судом первой инстанции установлено, что внеплановая проверка Общества в период с 16.06.2014 по 11.07.2014 проведена с целью проверки исполнения ранее выданного предписания лицензирующего органа от 07.11.2013 N 59, срок исполнения которого истек 01.06.2014.
Указанное предписание выдано по результатам проведенной в отношении Общества плановой выездной проверки на основании распоряжения от 24.09.2013 N 59, в ходе которой установлены нарушения на объекте - общество с ограниченной ответственностью "Стройкомреал" (г. Архангельск, Талажское шоссе, дом 5), которые отражены в акте проверки от 07.11.2013 N 59 и протоколе об административном правонарушении от 12.11.2013.
На основании заявления Управления надзорной деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области от 19.11.2013 N 9540-2-2-6 решением Арбитражного суда Архангельской области от 21.01.2014 по делу N А05-13990/2013, вступившим в законную силу, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Из материалов дела видно, что нарушения, установленные в ходе плановой и внеплановой проверки, идентичны (за исключением отсутствия у Общества документов, подтверждающих повышение квалификации работников, выявленного в рамках плановой проверки) и связаны с выполнением лицензиатом работ по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружения с нарушением нормативных требований на объектах общества с ограниченной ответственностью "Стройкомреал" (г. Архангельск, Талажское шоссе, дом 5) на основании договора "Монтаж АПС и СОУ" от 27.07.2011 N А-17-11.
В предписании от 07.11.2013 N 59, выданном Обществу по результатам плановой проверки, отражены мероприятия, которые необходимо Общество должно было выполнить в срок до 01.06.2014 в связи с установленными нарушениями на объекте ООО "Стройкомреал".
В связи с тем, что Общество указанные мероприятия не выполнило, Отдел составил акт внеплановой проверки от 11.07.2014 N 33 и протокол об административном правонарушении от 28.08.2014 N 468, в котором повторно отразил выявленные ранее в ходе плановой проверки нарушения на объекте ООО "Стройкомреал" и повторно обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, Отделом в ходе внеплановой проверки не установлено новых нарушений требований пожарной безопасности при выполнении работ по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружения на объектах общества с ограниченной ответственностью "Стройкомреал".
За совершение установленных в рамках указанной проверки нарушений Общество уже привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 21.01.2014 по делу N А05-13990/2013, штраф в размере 30 000 руб. уплачен Обществом по платежному поручению от 28.01.2014 N 52.
Выявленные нарушения, вопреки доводам подателя жалобы, не являются длящимися.
В рассматриваемом случае правонарушение по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ окончено в момент выполнения Обществом работ по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружения на объектах общества с ограниченной ответственностью "Стройкомреал" с нарушением нормативных требований.
В связи с этим является необоснованной ссылка Отдела на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.10.2009 N 6417/09 по делу N А13-10162/2008, поскольку в рамках указанного дела заявитель привлечен к административной ответственности за совершение длящегося правонарушения.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), может явиться основанием для привлечение лица к ответственности по одному из составов статьи 19.5 КоАП РФ, но не дает право повторно привлекать к ответственности при том, что правонарушение окончено еще на момент проведения плановой проверки в отношении Общества и, соответственно, не длилось в момент проведения внеплановой проверки.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Нарушения норм процессуального права отсутствуют. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 ноября 2014 года по делу N А05-10904/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности города Архангельска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.В.ВИНОГРАДОВА