Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 02.04.2013 N А05-5839/2012 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012 по делу N А05-5839/2012
Требование: О признании недействительными акта проверки нарушений требований пожарной безопасности и предписания об устранении выявленных нарушений.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012 по делу N А05-5839/2012
Требование: О признании недействительными акта проверки нарушений требований пожарной безопасности и предписания об устранении выявленных нарушений.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2012 г. по делу N А05-5839/2012
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Смирнова В.И. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоснаб-транс" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 июля 2012 года по делу N А05-5839/2012 (судья Дмитревская А.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Теплоснаб-транс" (ОГРН <...>; далее - общество; ООО "Теплоснаб-транс") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности г. Котласа и Котласского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (ОГРН <...>; далее - административный орган, отдел) о признании недействительными акта проверки от 09.04.2012 N 91 и предписания от 09.04.2012 N 91/1/21.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 11.05.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Шипицынское" (ОГРН <...>; далее - Администрация).
Определением суда от 11.07.2012 производство по делу N А05-5839/2012 прекращено в части требования о признании недействительным акта от 09.04.2012 N 91.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16.07.2012 по делу N А05-5839/2012 в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания от 09.04.2012 N 91/1/21 отказано.
Общество с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что, поскольку отсутствует государственная регистрация договора аренды, общество не является лицом, уполномоченным на право владения, пользования и распоряжения объектами недвижимости. Считает, что должностные лица отдела нарушили требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Административный орган и Администрация в отзывах на жалобу с изложенными в ней доводами не согласились, просят решение оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного инспектора г. Котласа и Котласского района Архангельской области по пожарному надзору от 23.03.2012 N 91 (том 1, листы 64 - 65) отделом проведена внеплановая выездная проверка деятельности общества с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от 26.04.2012 N 131/1/52 (том 1, листы 31 - 36). Срок устранения нарушений установлен - 01.04.2012. Данное предписание обществом не оспаривалось.
По результатам проверки 09.04.2012 составлен акт N 91 (том 1, листы 26 - 27) и выдано предписание N 91/1/21 (том 1, листы 28 - 30) об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности (21 пункт).
В данном предписании отражены следующие нарушения:
в административном здании, расположенном по адресу: п. Шипицыно, ул. Советская, д. 55:
- помещения не оборудованы установками пожарной защиты (пункт 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03), пункт 3 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03);
- помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (пункт 16 ППБ 01-03, позиция 15 таблицы 2 Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 N 323 (далее - НПБ 104-03, Нормы);
- на окнах кабинетов установлены "глухие" металлические решетки (пункт 40 ППБ 01-03).
В здании гаража п. Шипицыно, ул. Ломоносова, д. 73 (помещения для стоянки (хранения) транспорта:
- помещения не оборудованы установками пожарной защиты (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 6.30 Строительных норм и правил Российской Федерации "Стоянки автомобилей" СНиП 21-02-99, введенных в действие Постановлением Госстроя России от 19.11.1999 N 64 (далее - СНиП 21.02.99);
- проверка и испытание внутреннего противопожарного водопровода не проведены организацией, имеющей лицензию на осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием противопожарного водоснабжения (не реже 2-х раз в год, весной и осенью) (пункт 89 ППБ 01-03, постановление Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности");
- отсутствует аварийное освещение эвакуационных выходов, путей движения автомобилей, мест установки внутренних пожарных кранов и огнетушителей, мест расположения наружных гидрантов (на фасаде сооружения) (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 6.25 СНиП 21.02.99).
В котельной "Гараж" РММ п. Шипицыно, ул. Ломоносова, д. 72, фл. 1:
- помещения котельной и помещения дизель-генератора не оборудованы установками пожарной защиты (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 3 НПБ 110-03);
- деревянные конструкции чердачного помещения (стропила, обрешетка) не обработаны огнезащитным составом (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 7.1 Строительных норм и правил Российской Федерации "Пожарная безопасность зданий и сооружений" СНиП 21-01-97*, введенных в действие постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*).
В дроворезке "Горка":
- не обеспечен противопожарный разрыв между эстакадой и вспомогательными сооружениями и зданием для обогрева рабочих (пункт 553 ППБ 01-03);
- для склада не разработан оперативный план пожаротушения с определением мер по разборке штабелей, куч баланса, щепы и т.д., с учетом возможности привлечения работников и техники предприятия, который ежегодно перед началом весенне-летнего пожароопасного периода должен отрабатываться с привлечением работников всех смен предприятия и соответствующих подразделений пожарной охраны (пункт 550 ППБ 01-03);
- кроме первичных средств пожаротушения, на складе не оборудован пункт (пост) с запасом различных видов пожарной техники в количествах, определяемых оперативными планами пожаротушения (пункт 551 ППБ 01-03, пункт 13.17 Строительных норм и правил Российской Федерации "Склады лесных материалов. Противопожарные нормы", введенных в действие постановлением Госстроя России от 21.06.2003 N 94 (далее - СНиП 21-03-2003);
- не обеспечено наличие помещения (здания) пожарного поста, которое должно быть отапливаемым, не ниже IV степени огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности СО, С1 (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 13.17 СНиП 21-03-2003).
В котельной "Западная" п. Шипицыно, ул. Западная, д. 26, фл. 1:
- помещение дизельной не отделено от помещения котельной противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа. Наружные стены этого помещения не соответствуют классу К0 (непожароопасные) или К1 (малопожароопасны) (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 7.2 Строительных норм и правил "Производственные здания" введенных в действие постановлением Госстроя России от 19.03.2001 N 20 (далее - СНиП 31-03-2001);
- помещения котельной и помещения дизель-генератора не оборудованы установками пожарной защиты (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 3 НПБ 110-03);
В котельной "Больничная" п. Шипицыно, ул. Комсомольская, д. 1а:
- помещения котельной и помещения дизель-генератора не оборудованы установками пожарной защиты (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 3 НПБ 110-03).
В котельной "ЛПХ" п. Шипицыно, ул. Судоверфь, д. 2, фл. 1:
- не выполнена огнезащитная обработка обрешетки кровли котельной (пункт 3 ППБ 01-03, п. 7.1 СНиП 21-01-97*);
- объект котельной, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественного водоисточника (реки), к ней не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (пункт 94 ППБ 01-03).
В котельной "Федотовская" д. Федотовская, ул. Рубцова, д. 28а:
- дымовая труба котельной, работающей на твердом топливе, не оборудована искрогасителем (пункт 75 ППБ 01-03);
- помещение дизельной не отделено от помещения котельной противопожарными перегородками 1-го типа (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 7.2 СНиП 31-03-2001);
- помещения котельной и помещения дизель-генератора не оборудованы установками пожарной защиты (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 3 НПБ 110-03);
- объект котельной не обеспечен двумя независимыми источниками наружного противопожарного водоснабжения (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 9.29 Строительных норм и правил "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" СНиП 2.04.02-84*, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123 (далее - СНиП 2.04.02-84*).
Срок устранения нарушений установлен - 01.04.2013.
Поскольку здания и объекты, подвергнутые внеплановой проверке, являются собственностью Администрации, общество, считая, что предписание выдано ненадлежащему лицу, обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование заявителя является необоснованным и не подлежит удовлетворению.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно статье 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу части первой статьи 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (пункт 3 статьи 5 Закона N 123-ФЗ).
Понятия систем предотвращения пожара и противопожарной защиты определены в пунктах 39 и 41 статьи 2 Закона N 123-ФЗ: система предотвращения пожара - это комплекс организационных мероприятий и технических средств, исключающих возможность возникновения пожара на объекте защиты; система противопожарной защиты - это комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию).
Согласно пункту 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.
В силу пункта 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
В соответствии с пунктом 550 ППБ 01-03 для каждого склада должен быть разработан оперативный план пожаротушения с определением мер по разборке штабелей, куч баланса, щепы и т.д., с учетом возможности привлечения работников и техники предприятия. Ежегодно перед началом весенне-летнего пожароопасного периода план должен отрабатываться с привлечением работников всех смен предприятия и соответствующих подразделений пожарной охраны.
Кроме первичных средств пожаротушения на складах должны быть оборудованы пункты (посты) с запасом различных видов пожарной техники в количествах, определяемых оперативными планами пожаротушения (пункт 551 ППБ 01-03).
Помещения для обогрева рабочих на складах лесоматериалов могут устраиваться только в отдельных зданиях с соблюдением противопожарных расстояний по согласованию с органами государственного пожарного надзора (пункт 553 ППБ 01-03).
Согласно пункту 75 ППБ 01-03 дымовые трубы котельных установок, работающих на твердом топливе, должны быть оборудованы искрогасителями и очищаться от сажи в соответствии с пунктом 67.
В пункте 6.29 СНиП 21-02-99 установлено, что автоматическое пожаротушение в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать в автостоянках закрытого типа, в частности, в одноэтажных надземных I, II и III степеней огнестойкости площадью 7000 кв. м и более, IV степени огнестойкости класса С0 площадью 3600 кв. м и более, класса С1 - 2000 кв. м и более, классов С2, С3 - 1000 кв. м и более; при хранении автомобилей в этих зданиях в обособленных боксах (выделенных в соответствии с 5.40) - при количестве боксов более 5 (подпункт "в").
В силу подпункта "а" пункта 6.30 СНиП 21-02-99 автоматической пожарной сигнализацией должны быть оборудованы одноэтажные надземные автостоянки закрытого типа площадью менее указанной в пункте 6.29, (подпункт "в") или при количестве боксов до 5 включительно.
Пунктом 6.25 СНиП 21-02-99 предусмотрено, что к сети аварийного (эвакуационного) освещения должны быть подключены световые указатели:
- эвакуационных выходов на каждом этаже;
- путей движения автомобилей;
- мест установки соединительных головок для подключения пожарной техники;
- мест установки внутренних пожарных кранов и огнетушителей;
- мест расположения наружных гидрантов (на фасаде сооружения).
Согласно пункту 7.1 СНиП 21-01-97* предотвращение распространения пожара достигается мероприятиями, ограничивающими площадь, интенсивность и продолжительность горения. К ним относится, в частности, ограничение пожарной опасности строительных материалов, используемых в поверхностных слоях конструкций здания, в том числе кровель, отделок и облицовок фасадов, помещений и путей эвакуации.
В соответствии с пунктом 13.17 СНиП 21-03-2003 для хранения пожарной техники, одежды и оборудования на складах лесоматериалов следует предусматривать пожарные посты в соответствии с ГОСТ 12.4.009 из расчета не менее одного поста для защиты штабелей и куч в радиусе не более 200 м. В наборе пожарной техники, боевой одежды и пожарного оборудования должно быть не менее:
- одной мотопомпы типа М-1600;
- 10 комплектов одежды для добровольных пожарных;
- 2 лафетных стволов;
- 4 ручных стволов с насадками диаметром 19 - 21 мм;
- 200 м пожарных рукавов диаметром 65 мм, 2 разветвлений и 2 пожарных колонок.
Помещения (здания) пожарных постов должны быть отапливаемыми, не ниже IV степени огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности С0, С1.
Согласно пункту 9.29 СНиП 2.04.02-84* количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.
Расстояние между пожарными резервуарами или водоемами следует принимать согласно пункту 9.30 СНиП 2.04.02-84*, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.
В соответствии с пунктом 3 НПБ 110-03 тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов.
Здания и помещения, перечисленные в пунктах 3, 6.1, 7, 9, 10, 13 таблицы 1, пунктах 14 - 19, 26 - 29, 32 - 38 таблицы 3 НПБ 110-03, при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.
В ходе проведенной отделом проверки были выявлены нарушения вышеприведенных требований пожарной безопасности, данные нарушения заявителем не оспариваются.
В пункте 16 ППБ 01-03 указано, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
НПБ 104-03 устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях. Настоящие нормы устанавливают типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.
Нормами предусмотрено 5 типов СОУЭ, в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1.
Тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей (пункт 15 таблицы 2 - административные здания до 6 этажей - второй тип СОУЭ).
Из таблицы 1 видно, что для второго типа СОУЭ требуется звуковой способ оповещения (сирена, тонированный сигнал и др.), световой способ оповещения (световые оповещатели "Выход"); не требуется речевой способ оповещения (передача специальных текстов); допускаются световые мигающие указатели, статические указатели направления движения.
Апелляционная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции о том, что при применении пункта 16 ППБ 01-03 следует исходить не из штатного расписания организации, располагающейся на соответствующем этаже, а из плана здания, его размеров, количества кабинетов и других сведений, из которых можно сделать вывод о возможном нахождении на этаже более 10 человек.
Суд первой инстанции, изучив представленные обществом план здания и фотографию конторы (том 2, листы 7 - 8), правомерно согласился с доводом административного органа о том, что нельзя исключать тот факт, что в таком административном здании одновременно могут находиться более 10 человек (не только работники заявителя, но и неопределенный круг лиц, например посетители). Данное нарушение непосредственно влияет на время оповещения о пожаре, на процесс вынужденной эвакуации людей из здания во время возникновения горения или задымления помещений.
Согласно пункту 89 ППБ 01-03 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время - утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
Постановление Правительства Российской Федерации "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности" от 25.10.2006 N 625 утратило силу с 20.02.2012 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 N 69.
Заявителем представлена копия акта проверки системы пожаротушения на водоотдачу п. Шипицыно, ул. Ломоносова, д. 73 (том 1, лист 43), утвержденного генеральным директором общества с ограниченной ответственностью "УК Домоуправление" (далее - ООО "УК Домоуправление").
Согласно данному акту комиссия в составе технического директора, мастера ОЭ и РЗС, а также главного механика общества произвела проверку системы пожаротушения на водоотдачу здания гаража 05.09.2011, в результате чего установлено, что запорная арматура пожарной системы исправна, укомплектована в полном объеме рукавами и стволами, пожарная система гаража опрессована и проверена на водоотдачу.
Заявителем также представлена копия справки пожарной части N 48 от 09.04.2012 N 10 (том 1, листы 44 - 45) о состоянии пожарных водоисточников в п. Шипицыно. В справке указано, что пожарный гидрант гаража общества исправен.
По состоянию на 05.09.2011 постановление Правительства Российской Федерации "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности" от 25.10.2006 N 625 действовало, но обществом не была представлена ни на проверку, ни суду лицензия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности ООО "УК Домоуправление".
Кроме того, в акте отсутствуют сведения о давлении воды в пожарных кранах системы внутреннего водоснабжения. Испытания должны были проводиться в соответствии с требованиями Строительных норм и правил "Внутренний водопровод и канализация зданий" СНиП 2.04.01-85, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 N 189 (далее - СНиП 2.04.01-85).
Согласно пункту 1.4 СНиП 2.04.01-85 внутренний водопровод - система трубопроводов и устройств, обеспечивающая подачу воды к санитарно-техническим приборам, пожарным кранам и технологическому оборудованию, обслуживающая одно здание или группу зданий и сооружений и имеющая общее водоизмерительное устройство от сети водопровода населенного пункта или промышленного предприятия.
Пожарная часть N 48 осуществляла проверку состояния работоспособности наружного противопожарного водоснабжения (гидрантов), поэтому представленная заявителем справка не имеет отношения к проверке внутреннего противопожарного водопровода.
Апелляционная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что представленный заявителем акт от 05.09.2011 нельзя считать надлежащим исполнением требований нормативных документов.
Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не установлено несоответствие предписания от 09.04.2012 N 91/1/21 закону и нарушение прав ООО "Теплоснаб-транс" оспариваемым предписанием.
Апелляционная коллегия отклоняет довод заявителя о том, что, поскольку отсутствует государственная регистрация договора аренды, общество не является лицом, уполномоченным на право владения, пользования и распоряжения объектами недвижимости.
Как следует из материалов дела, между Администрацией (Арендодатель) и ООО "Теплоснаб-транс" (Арендатор) заключен договор аренды объектов муниципальной собственности с последующим предоставлением услуг по теплоснабжению, горячему водоснабжению от 20.08.2009 (том 1, листы 37 - 39).
Согласно пункту 1.2 данного договора Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование движимое и недвижимое имущество согласно Приложению N 1 к договору (том 1, листы 50 - 52).
В Приложении N 1 к договору от 20.08.2009 указаны в том числе здания котельных, здание материального склада, здание конторы, здание гаража на 10 автомашин; составлен акт приема-передачи имущества (Приложение N 2 к договору; том 1, листы 125 - 126).
Срок аренды устанавливается продолжительностью 3 года - с 20.08.2009 по 20.08.2012.
Пунктом 2.6.6 договора от 20.08.2009 предусмотрено, что Арендатор обязуется в течение всего срока действия договора поддерживать имущество в надлежащем техническом состоянии, эксплуатировать его с выполнением всех требований правил пожарной безопасности, за счет собственных средств производить его текущий ремонт.
В силу пункта 2.5.2 договора Арендатор вправе за счет собственных средств и с согласия Арендодателя производить улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, а именно: проводить реконструкцию, модернизацию, расширение, техническое перевооружение и другие действия по увеличению его стоимости.
Согласно пункту 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
На момент проведения административным органом проверки государственная регистрация договора аренды объектов муниципальной собственности не проведена.
Вместе с тем материалами дела подтверждается и заявителем по делу не оспаривается тот факт, что проверяемые объекты и помещения эксплуатировались обществом с августа 2009 года по май 2012 года.
Как видно из материалов дела и не оспаривается обществом, ООО "Теплоснаб-транс" пользовалось движимым и недвижимым имуществом согласно Приложению N 1 к договору от 20.08.2009, платило арендную плату и в момент проверки продолжало пользоваться объектами, так как продолжался отопительный сезон.
Кроме того, имеющимся в материалах дела письмом от 14.05.2012 N 82 (том 1, лист 54) заявитель также подтверждает факт использования им данных помещений.
В силу пункта 10 ППБ 01-03 общество как лицо, уполномоченное владеть и пользоваться имуществом, должно было обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности и соответственно, предписания государственного инспектора по пожарному надзору.
Вопрос о незаключенности договора от 20.08.2009 в связи с отсутствием государственной регистрации не входит в предмет доказывания и не подлежит разрешению при рассмотрении дела, предметом рассмотрения является предписание от 09.04.2012 N 91/1/21.
Помимо того, данный факт не имеет правового значения, поскольку в силу статьи 38 Закона N 69-ФЗ и пункта 3 ППБ 01-03 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут не только собственники, но и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
Факт использования обществом отраженного выше имущества подтвержден материалами дела и им не оспаривается.
Таким образом, отсутствие государственной регистрации договора при доказанности фактического использования обществом указанных помещений не свидетельствует о том, что заявитель не обязан соблюдать и выполнять требования пожарной безопасности в занимаемых им помещениях.
В связи с этим также не принимается и довод общества, изложенный в жалобе, о нарушении требований Закона N 294-ФЗ, выразившемся в том, что административным органом не выяснялся вопрос государственной регистрации договора аренды объектов проверки.
Помимо того, как правильно отметил суд первой инстанции, в силу статьи 3 Закона N 294-ФЗ основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в частности, являются:
- преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
- презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в том числе выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
В соответствии со статьей 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в частности:
- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Предметом выездной проверки в силу статьи 12 данного Закона являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Поскольку в рамках рассматриваемого дела общество заявило требование о признании недействительным предписания от 09.04.2012 N 91/1/21, вынесенного отделом, а не самой внеплановой выездной проверки общества, апелляционная коллегия отклоняет довод заявителя о том, что должностные лица нарушили требования Закона N 294-ФЗ, в частности, не выяснили вопрос, проведена ли государственная регистрация договора от 20.08.2009, как несостоятельный.
В дополнении к апелляционной жалобе общество ссылается на решение Котласского районного суда Архангельской области от 24.08.2012 по делу N 12-49/12, которым постановление отдела от 10.05.2012 N 189 о привлечении общества к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признано незаконным и отменено.
Частью 2 статьи 69 АПК РФ установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
По смыслу приведенной процессуальной нормы преюдициальный характер носят обстоятельства дела, а не выводы суда относительно установленных обстоятельств, что имеет место в данном случае.
Так как судом первой инстанции дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 июля 2012 года по делу N А05-5839/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоснаб-транс" - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
В.И.СМИРНОВ
Н.С.ЧЕЛЬЦОВА