Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 по делу N А13-5417/2011
Требование: О признании недействительным постановления уполномоченного органа в части продления аренды ОАО земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 по делу N А13-5417/2011
Требование: О признании недействительным постановления уполномоченного органа в части продления аренды ОАО земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2012 г. по делу N А13-5417/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,
при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области Маловой Ю.С. по доверенности от 29.12.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 января 2012 года по делу N А13-5417/2011 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
Департамент лесного комплекса Вологодской области (далее - Департамент лесного комплекса, департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации Бабаевского муниципального района (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 04.01.2001 N 2 в части продления аренды открытому акционерному обществу "Череповецкий завод силикатного кирпича" земель Западного участка Тимошинского месторождения: из земель Гослесфонда Бабаевского лесхоза - 16,8 га, филиала Бабаевский общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Северагрогаз" - 0,5 га, сроком на 15 лет, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (далее - ТУ Росимущества), открытого акционерного общества "Череповецкий завод силикатного кирпича" (далее - общество), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра) (с учетом уточнения требований принятого судом).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 26 января 2012 года в удовлетворении заявленных требований департаменту отказано.
Департамент с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что постановление принято органом местного самоуправления с превышением полномочий, приводит к незаконному изъятию земель лесного фонда.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу не согласилась с апелляционной жалобой, решение суда считает законным и обоснованным. Просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
ТУ Росимущества, общество и Управление Росреестра отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Управление Росреестра в ходатайстве от 21.06.2012 N 05/05-06/7720 просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Администрация, ТУ Росимущества, общество и Управление Росреестра надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со
статьями 123,
156,
266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, постановлением администрации Бабаевского муниципального района от 04.01.2001 N 2 "О продлении права аренды земель ОАО "Череповецкий завод силикатного кирпича" принято решение продлить аренду земель ОАО "Череповецкий завод силикатного кирпича" Западного участка Тимошинского месторождения: из земель Гослесфонда Бабаевского лесхоза - 16,8 га, филиала Бабаевский общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Северагрогаз" - 0,5 га, Госземзапаса - 21.7 га сроком на 15 лет.
Считая постановление не соответствующим закону в части продления аренды земель открытому акционерному обществу "Череповецкий завод силикатного кирпича" Западного участка Тимошинского месторождения: из земель Гослесфонда Бабаевского лесхоза - 16,8 га, филиала Бабаевский общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Северагрогаз" - 0,5 га, сроком на 15 лет, департамент обратился в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с Лесным
кодексом РСФСР, принятым 08.08.1978 (далее - Лесной кодекс РСФСР), леса состояли в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование
(статья 3).
Согласно
статье 4 Лесного кодекса РСФСР в соответствии с
Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, состоящий из лесов государственного назначения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
Землями государственного лесного фонда признавались земли, покрытые, лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства.
В соответствии со
статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года в редакции, действовавшей на дату принятия постановления от 22.02.2001 N 87 (далее - Лесной кодекс), объектами лесных отношений являлись лесной фонд Российской Федерации (далее - лесной фонд), участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.
Статьей 7 Лесного кодекса предусмотрено, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель.
Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно
статье 8 данного Кодекса в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.
К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).
К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
Согласно
статье 9 Лесного кодекса к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.
Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено настоящим
Кодексом.
К участкам лесов, не входящих в лесной фонд, применяются требования
настоящей статьи, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Статьей 10 Лесного кодекса установлено, что в лесной фонд не входят леса, расположенные на: землях обороны; землях городских поселений - городские леса.
Статья 11 названного Кодекса установила, что в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на:
землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
землях иных категорий.
Таким образом, из содержания изложенных норм следует, что границы лесного фонда в соответствии с Лесным
кодексом определялись путем отграничения земель лесного фонда от иных земель; границы участков лесного фонда должны были обозначаться в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово - картографических материалах (лесных картах).
Вместе с тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, из представленных материалов не представляется возможным достоверно определить, что спорный земельный участок является участком лесного фонда.
Так, в материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права от 15.01.2008, в котором отражено, что лесной участок площадью 1131580000 кв. м с кадастровым номером 35:2:0:32, категория земель - земли лесного фонда, расположенный в Бабаевском районе Вологодской области, являются собственностью Российской Федерации (т. 1, л. 83).
Однако материалы дела не позволяют идентифицировать земельный участок площадью 39 га как часть одного из вышеуказанных лесных участков.
Ни в суд первой инстанции ни в апелляционную инстанцию департаментом не представлено соответствующих доказательств, подтверждающих отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда. В апелляционной инстанции представитель департамента указал, что доказательств, позволяющих достоверно установить принадлежность спорного земельного участка к землям лесного фонда, у департамента не имеется.
Вместе с тем, департамент в подтверждение своей позиции представил справку от 05.09.2011 по материалам государственного лесного реестра, материалы лесоустройства (т. 1, л. 81 - 115).
Однако ни названная справка, ни сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении указанного земельного участка не являются доказательствами его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с
частью 1 статьи 67 и
частью 3 статьи 23 Лесного кодекса лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда.
Аналогичная правовая позиция изложена в
постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09,
постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.12.2010 по делу N А13-1788/2010.
В соответствии со статьей 16 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик от 17.06.1977 перевод лесных площадей в нелесные площади для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований производится в лесах первой группы по постановлению Совета Министров союзной республики.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов землеустроительного дела выбор земельного участка под разработку карьера силикатных песков Тимошинского месторождения (Западный участок) произведен на основании акта выбора от 11.04.1984 и утвержден распоряжением Бабаевского районного Совета народных депутатов от 19.04.1984 N 31. Заключением Вологодского управления лесами от 21.05.1984 N 04-15 участок предварительно согласован для разработки Тимошинского месторождения силикатных песков. В актах технического обследования земельных участков, испрашиваемых к отводу из состава государственного лесного фонда, имеется согласие лесхоза на отвод участка. Месторасположение карьера предварительно согласовано распоряжением Вологодского областного Совета народных депутатов от 09.04.1985 N 282-р.
Из письма Исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 30.01.1987 N 93-03/114, приложения к распоряжению Совета Министров РСФСР от 14.01.1987 N 50-р следует, что распоряжением Совета Министров РСФСР от 14.01.1987 N 50-р разрешено изъятие участков (леса 1 группы, площадью 75,4 га) от совхоза Бабаевский" (0,5 га), Госземзапаса (33 га), Бабаевского лесхоза (41,9 га) и предоставление их Череповецкому заводу силикатного кирпича для разработки Тимошинского месторождения.
Постановлением администрации Бабаевского района от 18.07.1994 N 315 для добычи недоосвоенных запасов песка на Тимошинском месторождении Череповецкому заводу силикатного кирпича на условиях аренды продлено право пользования земельным участком площадью 75,4 га с категорией прочие земли.
В дальнейшем согласно реестру земельных участков карьера Тимошкино от 03.03.1999 из Западного участка Тимошинского месторождения площадью 75,4 га по акту от 22.01.1999, утвержденному постановлением администрации района от 18.02.1999 N 64, сдано рекультивированных земель 36,4 га. В отношении Западного участка Тимошинского месторождения площадью 39 га постановлениями администрации от 10.03.2000 N 103, от 04.02.2011 N 2 Череповецкому заводу силикатного кирпича продлено право аренды.
С учетом изложенного следует, что принятие администрацией оспариваемого постановления не свидетельствует о распоряжении участком лесного фонда и о превышении администрацией своих полномочий.
Кроме того, с учетом положений Федерального
закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно данным государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 35:02:03 08 002:0044 по адресу: Бабаевский район, у поселка Тимошкино с разрешенным использованием для консервации Тимошинского месторождения силикатных песков, 39 га относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
При этом действия по кадастровому учету земельного участка никем не оспорены, не признаны незаконными.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что департаментом не доказано отнесение к землям лесного фонда участков, право аренды которых продлено ОАО "Череповецкий завод силикатного кирпича" постановлением администрации от 04.01.2001 N 2, а также нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на этих лиц каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Помимо этого, апелляционная инстанция отмечает, что администрация в отзыве на апелляционную жалобу сослалась на письмо ОАО "Череповецкий завод силикатного кирпича" от 24.11.2004 N 2668 (т. 1, л. 128), которым названное общество просило о расторжении договора аренды от 04.01.2001, заключенного на основании оспариваемого постановления от 04.01.2001 N 2. Администрация указала, что в настоящее время договор аренды от 04.01.2001 прекратил свое действие, что департаментом не оспаривается.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных департаментом требований.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы департамента не имеется.
Руководствуясь
статьями 269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 января 2012 года по делу N А13-5417/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА