Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 по делу N А05-7912/2014
Требование: Об отмене определения о прекращении производства по делу.
Решение: Определение оставлено без изменения.


Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 по делу N А05-7912/2014
Требование: Об отмене определения о прекращении производства по делу.
Решение: Определение оставлено без изменения.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2014 г. по делу N А05-7912/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 6 октября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российский железные дороги" на определение Арбитражного суда Архангельской области от 29 августа 2014 года по делу N А05-7912/2014 (судья Полуянова Н.М.),
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295; далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Онежское лесничество от 17.06.2014 N 3 (ОГРН 1072920001032; далее - административный орган, Министерство) о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление Общества было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением суда производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью дела арбитражному суду.
Общество в апелляционной жалобе просит определение суда отменить, направить дело на рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области. Считает, что Общество привлечено к административной ответственности оспариваемым постановлением в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по электроснабжению.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены определения суда.
Как следует из материалов дела, между Министерством и Обществом заключен договор аренды лесного участка от 14.08.2012 N 1390 (далее - договор аренды). Лесной участок передан арендатору для эксплуатации линейного объекта. К договору аренды разработан проект освоения лесов, имеющий положительное заключение государственной экспертизы от 20.12.2013 N 271 (далее - проект освоения лесов).
На основании распоряжения Министерства от 28.02.2014 N 97р "Об охране лесов от пожаров" Онежским лесничеством в отношении Общества проведена проверка укомплектования пункта сосредоточения пожарного инвентаря необходимой противопожарной техникой, оборудованием, инвентарем и средствами пожара тушения.
По результатам проверки установлено, что пункт сосредоточения пожарного инвентаря не доукомплектован; Обществу направлено требование от 30.04.2014 N 458 доукомплектовать пункт сосредоточения пожарного инвентаря средствами пожаротушения.
По результатам повторной проверки 12.05.2014 Министерством составлен акт, согласно которому в соответствии с проектом освоения лесов и действующими нормативами для строительства линейных объектов по адресу: Архангельская область, Онежский район, пос. Мудьюга, ул. Железнодорожная, д. 1, сформирован пункт сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря. В ходе натурного осмотра названного пункта выявлено что, он не в полном объеме обеспечен средствами пожаротушения и пожарным инвентарем, что отражено в акте.
Исполняющим обязанности руководителя территориального органа Министерства Чирцовой М.Н. 02.06.2014 в отношении Общества составлен протокол N 3 об административном правонарушении, согласно которому Общество нарушило пункт 13 подпункт "в" Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 30.06.2007 N 417, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Руководителем территориального органа Министерства Шишляевым В.В. 17.06.2014 вынесено постановление N 3 о назначении административного наказания, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.32 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В части 1 статьи 27 АПК РФ сформулировано общее правило подведомственности, согласно которому к юрисдикции арбитражных судов относятся разрешение экономических споров и рассмотрение других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 27 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, арбитражному суду подведомственны жалобы на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены юридическими лицами и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, подведомственность спора арбитражному суду определяется не только статусом юридического лица, но и наличием связи спора с осуществлением указанным лицом предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.07.2006 N 262-О, часть 3 статьи 30.1 КоАП РФ не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, не подведомственны арбитражному суду.
Аналогичный вывод следует также из пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40), согласно которому жалобы юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Как видно из материалов дела, Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах. Объективная сторона выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах.
Административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, посягают в целом на охрану окружающей среды и природопользование и не связаны с осуществлением лицом, его совершившим, предпринимательской или иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае Общество привлечено к административной ответственности как участник указанных общественных отношений, который не обеспечил соблюдение требований пожарной безопасности в лесах, а не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с осуществлением такой деятельности.
Само по себе наличие статуса юридического лица не дает основания для безусловного отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда.
Выполнение лицом требований в области охраны окружающей среды не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность.
Таким образом, с учетом положений статьи 29 АПК РФ, пункта 33 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40), заявление Общества о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Неподведомственность спора арбитражному суду является основанием для прекращения производства по делу, за исключением случая, когда производство по делу уже было прекращено судом общей юрисдикции в связи с неподведомственностью, поскольку в противном случае лицо будет лишено права на судебную защиту своих законных интересов.
Доказательств обращения заявителя в суд общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства по правилам главы 30 КоАП РФ материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах производство по делу в арбитражном суде правомерно прекращено судом первой инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. Оснований для отмены определения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Архангельской области от 29 августа 2014 года по делу N А05-7912/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российский железные дороги" - без удовлетворения.
Судья
Т.В.ВИНОГРАДОВА