Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2013 N А66-11575/2012 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 по делу N А66-11575/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований в области пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 по делу N А66-11575/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований в области пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2013 г. по делу N А66-11575/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 марта 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Тарасовой О.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Завьяловой М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Немова Сергея Борисовича на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 декабря 2012 года по делу N А66-11575/2012 (судья Балакин Ю.П.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
индивидуальный предприниматель Немов Сергей Борисович (ОГРНИП 305690808800099) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственного инспектора города Удомля и Удомельского района по пожарному надзору Петросяна С.А. (далее - инспектор) от 05.10.2012 N 123, которым предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной
частями 1,
3 и
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 13 декабря 2012 года по делу N А66-11575/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Немов С.Б. с данным судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела. Также указал на то, что ответчиком допущены существенные нарушения процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном
статьями 123,
136,
210,
266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы, приведенные в жалобе, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 23.08.2012 сотрудником Удомельской межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста - государственного инспектора города Удомля и Удомельского района по пожарному надзору с целью надзора за исполнением требований пожарной безопасности в отношении предпринимателя проведена проверка в помещении автосервиса "Новый", расположенного по адресу: Тверская область, город Удомля, гаражный бокс N 135 гаражного кооператива "Водитель".
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, изложенных в
Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390).
Так, в помещении автосервиса отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности (нарушен
пункт 2 Правил N 390); предпринимателем к работе допущены лица, не прошедшие обучение мерам пожарной безопасности (нарушен
пункт 3 Правил N 390); в помещении автосервиса на дверях помещения складского назначения отсутствует обозначение его категории по взрывопожарной и пожарной безопасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7,
8 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (не соблюден
пункт 20 Правил N 390); не проводятся работы по очистке воздуховодов от горючих отходов, соответствующие акты не составляются (нарушен
пункт 142 Правил N 390); допускается хранение баллонов с горючими газами без устройств, допускающих их падение, в помещении для ремонта автомобилей у входа в подвал и на прилегающей к автосервису территории (нарушение
подпункта "и" пункта 355 Правил N 390).
Указанные нарушения требований пожарной безопасности образуют состав административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Также в ходе проверки выявлено, что в помещениях автосервиса допускается эксплуатация электропроводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции и светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией; в складском помещении на втором этаже используются удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ; установленные на объекте огнетушители не имеют паспортов и порядковых номеров, нанесенных белой краской, запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя не опломбировано одноразовой пластиковой номерной контрольной пломбой роторного типа; не заведен журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей; отсутствует пожарный щит для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента и инвентаря, что является нарушением
подпунктов "а",
"в" пункта 42,
пунктов 475,
478,
481 Правил N 390.
Указанные нарушения требований пожарной безопасности образуют состав административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Кроме того, в ходе проверки выявлено, что в помещении автосервиса на эвакуационных путях и выходах отсутствуют знаки пожарной безопасности; помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением требований
пункта 33 Правил N 390,
Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03)", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03),
Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 N 323 (далее - НПБ 104-03).
Указанные нарушения требований пожарной безопасности образуют состав административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Результаты проверки зафиксированы в акте совместной проверки (листы 39 - 40).
По факту выявленных нарушений в отношении предпринимателя 19.09.2012 Удомельским межрайонным прокурором вынесены три постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по
частям 1,
3,
4 статьи 20.4 КоАП РФ (листы дела 48 - 50, 59 - 62, 36 - 37).
В соответствии со
статьей 23.34 КоАП РФ материалы дел об административных правонарушениях в отношении предпринимателя для рассмотрения по существу Удомельской межрайонной прокуратурой переданы главному государственному инспектору города Удомля и Удомельского района по пожарному надзору.
Инспектор, рассмотрев указанные постановления и приложенные к ним материалы, 05.10.2012 вынес постановление N 123 о привлечении Немова С.Б. к административной ответственности по
частям 1,
3 и
4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. (листы дела 21 - 23).
Предприниматель с постановлением не согласился и оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса, установлена
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, а за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -
частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ. За нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений ответственность предусмотрена
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
В силу положений
статьи 1 указанного Закона невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности свидетельствует о нарушении требований пожарной безопасности, под которыми, в свою очередь, понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
При этом нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (
статьи 1 и
20 Закона о пожарной безопасности).
В силу
части 1 статьи 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со
статьей 20 Закона о пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Указанные требования содержатся в
Правилах N 390.
Согласно
пункту 2 данных Правил в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными
разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.
В соответствии с
пунктом 3 указанных Правил лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
Пунктом 20 этих же Правил предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно
пункту 142 Правил N 390 руководитель организации обеспечивает при работе с пожароопасными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами соблюдение требований маркировки и предупредительных надписей, указанных на упаковках или в сопроводительных документах. Запрещается совместное применение (если это не предусмотрено технологическим регламентом), хранение и транспортировка веществ и материалов, которые при взаимодействии друг с другом способны воспламеняться, взрываться или образовывать горючие и токсичные газы (смеси).
В соответствии с
подпунктом "и" пункта 355 указанных Правил баллоны с горючим газом, имеющие башмаки, хранятся в вертикальном положении в специальных гнездах, клетях или других устройствах, исключающих их падение. Баллоны, не имеющие башмаков, хранятся в горизонтальном положении на рамах или стеллажах. Высота штабеля в этом случае не должна превышать 1,5 метра, а клапаны должны закрываться предохранительными колпаками и быть обращены в одну сторону.
Подпунктами "а",
"в" пункта 42 данных Правил предусмотрено, что запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Согласно
пункту 475 этих же Правил каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. Запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пластиковой номерной контрольной пломбой роторного типа.
В соответствии с
пунктом 478 Правил N 390 руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.
Пунктом 481 указанных Правил предусмотрено, что для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента и инвентаря в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях оборудуются пожарные щиты. Требуемое количество пожарных щитов для зданий, сооружений, строений и территорий определяется в соответствии с
приложением N 5.
В соответствии с
пунктом 33 данных Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
Согласно
пункту 1 НПБ 110-03 данные нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации.
Согласно
пункту 1.1 НПБ 104-03 настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
Факты допущенных нарушений подтверждаются материалами административного дела (актом совместной проверки, тремя постановлениями от 18.09.2012 о возбуждении дела об административном правонарушении) и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 КоАП РФ.
На основании
части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с
частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое
КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что предприниматель принял все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности Немова С.Б. отсутствуют.
Учитывая приведенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частями 1,
3 и
4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Оснований для применения положений
статьи 2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции в данном случае не усматривает.
Доводу подателя апелляционной жалобы о нарушении требований
статьи 28.2 КоАП РФ судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и суд апелляционной инстанции с ней согласен.
В соответствии с
частью 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных
статьей 27.1 КоАП РФ; составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного
статьей 28.7 КоАП РФ; вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном
частью 1 или
частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, проверка в отношении предпринимателя проведена Удомельской межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста - государственного инспектора города Удомля и Удомельского района по пожарному надзору в целях осуществления прокурорского надзора за соблюдением требований пожарной безопасности.
В силу
статьи 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных
статьями 5.1,
5.7,
5.21,
5.23 -
5.25,
5.39,
5.45,
5.46,
5.48,
5.52,
5.58 -
5.63,
7.24,
частью 2 статьи 7.31,
статьями 12.35,
13.11,
13.14,
13.27,
13.28,
частями 1 и
2 статьи 14.25,
статьей 14.35,
частью 1 статьи 15.10,
частью 5 статьи 15.27,
частью 3 статьи 19.4,
статьями 19.6.1,
19.9,
19.28,
19.29,
19.32,
20.26,
20.28,
20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением
Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим
Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные
статьей 28.2 КоАП РФ. Указанное постановление выносится в сроки, установленные
статьей 28.5 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае прокурор вместо протокола об административном правонарушении вынес три постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела и отзыва ответчика, в данном случае проверка проводилась прокуратурой с участием инспектора, следовательно, приведенные в жалобе доводы предпринимателя о нарушении положений Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не являются обоснованными и подлежат отклонению.
Порядок привлечения предпринимателя к административной ответственности, установленный
КоАП РФ, соблюден. Доводов о нарушении ответчиком положений данного
Кодекса, допущенных инспектором в ходе проверки, заявителем не приведено.
При таких обстоятельствах следует признать, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Нарушения норм процессуального права отсутствуют. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку в соответствии с
частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь
статьями 269,
271,
272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13 декабря 2012 года по делу N А66-11575/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Немова Сергея Борисовича - без удовлетворения.
Судья
О.А.ТАРАСОВА