Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 по делу N А05-8937/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований в области пожарной безопасности.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 по делу N А05-8937/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований в области пожарной безопасности.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2012 г. по делу N А05-8937/2011
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Твороговой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Елезова Владимира Сергеевича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 1 ноября 2011 года по делу N А05-8937/2011 (судья Калашникова В.А.),
установил:
предприниматель Елезов Владимир Сергеевич (Архангельская область, Вилегодский район, село Ильинско-Подомское, ОГРНИП 304290529500047) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному инспектору Вилегодского района по надзорной деятельности Управления надзорной деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области Галкину С.Н. (далее - инспектор) о признании незаконным и об отмене постановления от 18.08.2011 N 40 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 1 ноября 2011 года в удовлетворении заявленных требований предпринимателю отказано.
Предприниматель с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение инспектором норм процессуального права при производстве по делу об административного правонарушения.
Инспектор в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с доводами, изложенными в ней, решение суда считает законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со
статьями 123,
156,
266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании распоряжения от 28.07.2011 N 52 с целью выполнения обязательных требований пожарной безопасности 09.08.2011 инспектором проведена плановая выездная проверка торгового павильона "Утро", расположенного по адресу: Архангельская область, Вилегодский район, село Ильинско-Подомское, улица Советская.
В ходе проведенной проверки инспектором установлено, что предпринимателем нарушены требования
Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности);
Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 12.12.2007 N 645 (далее - Нормы пожарной безопасности), а также Государственного стандарта.
Итоги проверки отражены в акте от 09.08.2011 N 52.
По фактам нарушения требований пожарной безопасности 09.082011 инспектором в отношении предпринимателя составлены протоколы об административных правонарушениях N 59, 60, 61 и 18.08.2011 вынесено постановление N 40, которым Елезов В.С. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании его незаконным и об отмене.
Суд первой инстанции отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с
частью 6 статьи 210 АПК РФ При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
За нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения предусмотрена ответственность
частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно
вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу
части 1 статьи 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены
Правилами пожарной безопасности.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности определено, что требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (
пункт 2 Правил пожарной безопасности).
В соответствии с
пунктом 3 Правил пожарной безопасности наряду с
Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Нормы пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (
пункт 1 Норм пожарной безопасности). Ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (
пункт 2 указанных Норм).
Инспектором при проведении проверки установлено, что предпринимателем:
- в нарушение требований
пункта 32 Норм пожарной безопасности, руководитель, ответственный за пожарную безопасность, не прошел обучение по мерам пожарной безопасности;
- в нарушение требований
пункта 15 Правил пожарной безопасности распорядительным документом в организации не установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим: не регламентированы порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ, порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму;
- в нарушение требований
пункта 15 приложения N 3 к Правилам пожарной безопасности отсутствует журнал учета первичных средств пожаротушения; не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения;
- в нарушение требований
пунктов 3,
27 Правил пожарной безопасности в торговом павильоне места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности (а именно огнетушителей) не обозначены знаками пожарной безопасности;
- в нарушение требований
пунктов 3,
16 Правил пожарной безопасности план (схема) эвакуации людей в случае пожара не соответствует государственному стандарту;
- в нарушение требований
пункта 7 Правил пожарной безопасности работники торгового павильона "Утро" допущены к работе без прохождения противопожарного инструктажа;
- в нарушение требований
пункта 17 приложения N 3 к Правилам пожарной безопасности огнетушитель, установленный на объекте, находится в неисправном состоянии;
- в нарушение требований
пункта 3 Правил пожарной безопасности и
пункта 10.1.2 таблицы 1 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315 отсутствует установка автоматической пожарной сигнализации;
- в нарушение требований
пункта 3 Правил пожарной безопасности и
пункта 5 таблицы 2 Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 N 323 помещения торгового павильона не оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах.
В рассматриваемом случае факт совершения заявителем нарушений пожарной безопасности установлен актом проверки от 09.08.2011 N 52, протоколами об административных правонарушениях от 09.082011 N 59, 60, 61 и предпринимателем не оспаривается.
Елезов В.С. в апелляционной жалобе указывает на то, что он не был извещен о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно
части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела видно, что протоколы об административных правонарушениях от 09.08.2011 N 59, 60, 61 (л.д. 25 - 30) составлены в присутствии предпринимателя Елезова В.С. (что им не оспаривается). Копии указанных протоколов им получены 09.08.2011, о чем имеются отметки в самих протоколах. При этом в протоколах об административных правонарушениях указано, что рассмотрение материалов проверки состоится с 10:00 18.08.2011 в отделении государственного пожарного надзора Вилегодского района по адресу: село Ильинско-Подомское, улица Зеленая, дом 22.
Таким образом доводы предпринимателя не нашли своего подтверждения, Елезов В.С. надлежащим образом извещен о времени, дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, ходатайства об отложении рассмотрения дела от предпринимателя не поступало, в связи с этим инспектор имел основания для рассмотрения административного дела в его отсутствие.
Между тем, апелляционный суд не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что инспектор является лицом, уполномоченным рассматривать административные дела, предусмотренные
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 23.34 КоАП РФ определено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных
статьей 20.4 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный пожарный надзор.
1) главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, его заместители;
2) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;
3) главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;
3.1) главные государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, их заместители;
4) государственные инспектора Российской Федерации по пожарному надзору;
5) государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
6) государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
7) государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору.
Согласно
части 1 статьи 28.3 протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим
Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с
главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Следовательно, протоколы об административных правонарушениях в отношении предпринимателя составлены уполномоченным должностным лицом, в пределах их компетенции.
Исходя из анализа содержания приведенных выше статей, государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору не уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицами и предпринимателями.
Аналогичный вывод содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2010 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2011 (
вопрос N 4 из числа вопросов применения
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Следовательно, дело рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено неуполномоченным должностным лицом.
В силу
части 2 статьи 211 АПК РФ,
пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого
решения.
При изложенных обстоятельствах постановление 18.08.2011 N 40, вынесенное государственным инспектором Вилегодского района по надзорной деятельности Управления надзорной деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области Галкиным С.Н., подлежит признанию незаконным полностью.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции по рассматриваемому делу в связи с неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь
статьями 269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 1 ноября 2011 года по делу N А05-8937/2011 отменить.
Постановление государственного инспектора Вилегодского района по надзорной деятельности Управления надзорной деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области Галкина Сергея Николаевича от 18.08.2011 N 40 о привлечении предпринимателя Елезова Владимира Сергеевича к административной ответственности, предусмотренной
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей признать незаконным и отменить полностью.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА