Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 по делу N А05-3677/2013
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований в области пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 по делу N А05-3677/2013
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований в области пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2013 г. по делу N А05-3677/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено сентября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоремонт" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 мая 2013 года по делу N А05-3677/2013 (судья Шишова Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Теплоремонт" (далее - общество; ОГРН 1072901010214; город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 175, квартира 16) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и об отмене постановления от 18.03.2013 N 78 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27 мая 2013 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на наличие договора аренды от 01.01.2007 N 511, в соответствии с которым обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности лежит на предпринимателе Питателеве А.В.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.
Общество и управление надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со
статьями 123,
156,
266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании распоряжения от 17.01.2013 N 44 административным органом проведена плановая выездная проверка общества с целью исполнения годового плана плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год, предметом которой явилось соблюдение обязательных требований пожарной безопасности.
В ходе проверки управлением установлены следующие нарушения: не пройдено обучение руководителя общества по программе пожарно-технического минимума в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности, технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющей выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре; не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности: сняты предусмотренные проектом и техпаспортом двери, разделяющие помещения N 18 и 23; не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности: у лестницы центрального входа в подвальные помещения, высотой более 45 см, отсутствует поручень; не проводятся проверки работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода; допускается эксплуатация удлинителя для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ в помещениях N 18 и 23; соединение проводов выполнено "скруткой", без пайки, сварки, опрессовки в помещениях N 19 и 23; не закрыты крышкой соединительные (ответвительной) коробки в помещениях N 19 и 23; светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными их конструкциями в помещениях N 18 и 23; не выполнены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного электрооборудования с оформлением соответствующих актов; не защищены пожарными извещателями автоматической установки пожарной сигнализации нежилые помещения общества; помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа (световые оповещатели "Выход" от аварийного источника питания, сирена, тонированный сигнал и др.).
Результаты проверки отражены в акте от 01.03.2013 N 44.
По фактам нарушений требований пожарной безопасности 04.03.2013 государственным инспектором Октябрьского округа города Архангельска по пожарному надзору в отношении общества составлены протоколы об административных правонарушениях N 76, 77, 78 и 18.03.2013 вынесено постановление N 78, которым заявитель признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных
частями 1,
3 и
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с
частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа.
Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно
вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу
статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается нарушение обществом
статьи 25 Закона N 69-ФЗ,
пункта 31 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 12.12.2007 N 645,
пунктов 33,
42,
61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390,
пунктов 6.24,
6.28 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7,
пункта 7.1.2,
пункта 7.2 приложения "А", раздела 16 таблицы 2 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы. СП 1.13130.2009", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 N 171,
пунктов 2.1.21,
2.1.27 раздела 2 Главы 2.1 раздела 2, главы 2.1 "Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание", утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР,
части 13 статьи 82,
статьи 142,
статей 4 и
83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пунктов 16.1,
2.12.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6.
Обществом наличие вышеуказанных нарушений не оспаривается.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава правонарушений, ответственность за которые предусмотрены
частями 1,
3 и
4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Согласно
части 1 статьи 1.5 КоАП РФ юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае общество, имея возможность соблюдения требований пожарной безопасности, не предприняло все зависящие от него меры по выполнению требований пожарной безопасности.
Податель жалобы ссылается на договор аренды от 01.01.2007 N 511, заключенный мэрией города Архангельска (арендодатель) и предпринимателем Питателевым А.В. (арендатор), в соответствии с которым обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности лежит на предпринимателе.
Указанный довод исследован судом первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Действительно, в соответствии с условиями вышеуказанного договора предпринимателю во временное владение и пользование за плату предоставлены нежилые помещения, общей площадью 85,9 кв. м, расположенные в подвальных помещениях N 16-23 в доме N 104 по проспекту Троицкому в городе Архангельске для использования под мастерскую сантехнического оборудования.
Данные помещения переданы арендатору по акту от 01.01.2007.
В пункте 2.2.7 заключенного договора предусмотрено условие, согласно которому арендатор не имеет права без письменного согласия арендодателя сдавать предоставленные в аренду помещения в субаренду.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, наличие в договоре аренды от 01.01.2007 N 511 условия, предусмотренного пунктом 2.2.7, само по себе не свидетельствует, что указанное условие фактически исполнено.
В материалах дела также имеется договор субаренды от 11.01.2011, заключенный предпринимателем Питателевым А.В. и обществом, которым спорные помещения переданы обществу в субаренду для использования под мастерскую сантехнического оборудования.
Согласно акту приема-передачи помещений от 11.01.2011 общество приняло во временное владение и пользование нежилые помещения общей площадью 85,9 кв. м, расположенные в подвальных помещениях N 16-23 в доме N 104 по проспекту Троицкому в городе Архангельске. Указанный акт подписан предпринимателем Питателевым А.В. и генеральным директором общества - Питателевым А.В.
Общество указало на свое обращение в суд с заявлением о признании указанного договора ничтожным.
Однако, как следует из материалов дела и заявителем не оспаривается, проверка проводилась в помещениях N 16-23 в доме N 104 по проспекту Троицкому в городе Архангельске в присутствии законного представителя общества - генерального директора общества - Питателева А.В., также участвовавшего при составлении протоколов от 04.03.2013 N 76, 77, 78 об административных правонарушениях, который не заявлял, что спорные помещения обществом не используются и им не арендуются.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что именно общество как субарендатор и лицо, фактически использующее помещения N 16 - 23 в доме N 104 по проспекту Троицкому в городе Архангельске обязано соблюдать требования пожарной безопасности.
Суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, нормы процессуального права им соблюдены. Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения решения суда апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь
статьями 269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 мая 2013 года по делу N А05-3677/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоремонт" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА