Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 по делу N А05-7339/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по пункту 1 статьи 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 по делу N А05-7339/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по пункту 1 статьи 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Требование удовлетворено.
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2012 г. по делу N А05-7339/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 3 декабря 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества Зязиной М.В. по доверенности от 18.07.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Красноборского лесничества на решение Арбитражного суда Архангельской области от 1 августа 2012 года по делу N А05-7339/2012 (судья Максимова С.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Группа "Илим" в лице лесного филиала открытого акционерного общества "Группа "Илим" в городе Коряжме (ОГРН 5067847380189; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в лице руководителя территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Красноборского лесничества, заместителя старшего государственного лесного инспектора, государственного охотничьего и пожарного инспектора в лесах Архангельской области и Ненецкого автономного округа Тороповой Ирины Николаевны (ОГРН 1102901001356; далее - лесничество, административный орган) о признании незаконным и об отмене постановления о назначении административного наказания от 24.05.2012 N 36 по
части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 1 августа 2012 года заявленное требование удовлетворено.
Лесничество с данным судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и отказать в удовлетворении заявленного требования. Полагает, что потребность в противопожарном инвентаре должна определяться исходя из количества заключенных обществом договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с проектами освоения лесов к каждому из этих договоров. Считает также, что суд первой инстанции пришел к неправомерному выводу об истечении срока давности привлечения к административной ответственности. Представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лесничество надлежащим образом извещено о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со
статьями 156,
266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, общество осуществляет использование лесов в целях заготовки древесины на территории Красноборского лесничества на основании договоров аренды лесных участков.
Лесничество 19 и 21 марта 2012 года в соответствии с распоряжением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 06.02.2012 N 59-р провело проверку исполнения обществом установленных этими договорами обязательств по обеспечению наличия систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров.
В ходе проверки административным органом выявлено, что общество не обеспечило соблюдение норм наличия систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров в местах использования лесов, установленных
Нормами наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденными приказом Минсельхоза России от 22.12.2008 N 549 (далее - Нормы N 549), а именно:
- по договору аренды от 15.08.2008 N 417 на пункте сосредоточения систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, расположенном в с. Красноборск, д. Прилив, на производственной базе Центрального лесопункта ОСП ЛЗУ "Красноборский", отсутствует 20 лопат;
- по договору аренды от 31.12.2008 N 423 на пункте сосредоточения систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, расположенном в с. Красноборск, д. Прилив, на производственной базе Центрального лесопункта ОСП ЛЗУ "Красноборский", отсутствует 1 мотопомпа, 4 зажигательных аппарата, 1 воздуходувка, 22 лопаты, 5 топоров, 5 ведер, 2 канистры (бидона) для питьевой воды объемом до 20 л, 2 штуки ведер или иных емкостей для питьевой воды объемом до 12 л, 1 бензопила, 1 электромегафон;
- по договору аренды от 31.12.2008 N 452 на пункте сосредоточения систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, расположенном в с. Красноборск, д. Прилив, на производственной базе Центрального лесопункта ОСП ЛЗУ "Красноборский", отсутствует 1 мотопомпа, 4 зажигательных аппарата, 1 воздуходувка, 50 лопат, 5 топоров, 5 ведер, 2 канистры (2 бидона) для питьевой воды объемом до 20 л, 2 штуки ведер или иных емкостей для питьевой воды объемом до 12 л, 2 бензопилы, 1 электромегафон;
- по договору аренды от 27.10.2008 N 492 на пункте сосредоточения систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, расположенном в п. Куликово Красноборского района, на производственной базе Правобережного лесопункта ОСП ЛЗУ "Красноборский", отсутствует 27 лопат, 3 ведра, 2 канистры (2 бидона) для питьевой воды объемом до 20 л, 1 радиостанция (носимая или возимая);
- по договору аренды от 06.11.2008 N 512 на пункте сосредоточения систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, расположенном в п. Куликово Красноборского района, на производственной базе Правобережного лесопункта ОСП ЛЗУ "Красноборский", отсутствует 1 лесопатрульная пожарная машина, 1 мотопомпа, 300 погонных метров напорных пожарных рукавов, 3 зажигательных аппарата, 50 лопат, 4 штуки граблей, 1 мотыга, 5 ведер, 2 канистры (2 бидона) для питьевой воды объемом до 20 л, 1 электромегафон, 2 радиостанции (носимые или возимые);
- по договору аренды от 27.10.2008 N 486 на пункте сосредоточения систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, расположенном на производственной базе общества с ограниченной ответственностью "Харитоноволес" в п. Харитоново Котласского района, отсутствует 105 погонных метров напорных пожарных рукавов, 20 кг смачивателей (пенообразователей).
Названные обстоятельства зафиксированы в актах проверки наличия систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров от 19.03.2012 и от 21.03.2012.
На основании изложенных обстоятельств лесничество пришло к выводу о нарушении обществом
пункта 4 главы II Норм N 549,
подпункта "а" пункта 3,
пункта 5 и
подпункта "в" пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417).
В связи с этим заместитель старшего государственного лесного инспектора, государственный охотничий и пожарный инспектор в лесах Архангельской области и Ненецкого автономного округа Торопова И.Н. 10.05.2012 составила в отношении общества протокол N 175/2 об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель старшего государственного лесного инспектора, государственный охотничий и пожарный инспектор в лесах Архангельской области и Ненецкого автономного округа Торопова И.Н. 24.05.2012 вынесла постановление N 36, которым привлекла общество к административной ответственности по
части 1 статьи 8.32 КоАП РФ в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Апелляционная коллегия согласна с указанным выводом по следующим основаниям.
В соответствии с
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно
части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется в том числе правилами пожарной безопасности в лесах.
Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации 30.06.2007 N 417 (Правила N 417).
Согласно
подпункту "а" пункта 3 названных Правил меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в числе прочего, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
Пунктом 5 Правил N 417 определено, что мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная
подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Подпунктом "в" пункта 13 этих же Правил установлено, что юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов установлены
Нормами N 549.
Пунктом 4 названных Норм определены наименования средств пожаротушения и их количество, которое должно находиться на лесопожарном пункте структурного подразделения юридического и физического лица, осуществляющего заготовку древесины.
Из материалов дела, апелляционной жалобы и объяснений представителей лесничества следует, что количество и наименование средств пожаротушения определялись административным органом исходя не из количества лесопожарных пунктов, а из числа заключенных обществом договоров аренды участков лесного фонда.
При этом представитель лесничества в ходе судебного разбирательства 26.07.2012 признал, что средства пожаротушения на каждом проверенном лесопожарном пункте общества по количеству и наименованиям соответствовали
Нормам N 549.
Апелляционная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции о том, что разделение лесничеством инвентаря по количеству договоров аренды является необоснованным.
В подтверждение своей позиции податель апелляционной жалобы ссылается на то, что каждым проектом освоения лесов, составленным по каждому договору аренды, в видах мероприятий по противопожарному обустройству лесов предусматривается организация пунктов сосредоточения пожарного инвентаря в количестве 1 штуки.
Однако лесничеством не учтено, что места нахождения лесопожарных пунктов общества согласованы Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в письме от 22.03.2012 N 204-06/1271 (на территории Красноборского лесничества согласовано нахождение трех пунктов сосредоточения пожарного инвентаря, пункт сосредоточения в пос. Харитоново находится на территории Котласского лесничества).
Пунктом 5.2 проекта освоения лесов определено, что необходим один пункт сосредоточения пожарного инвентаря и установлено место его нахождения, при этом содержащиеся в пункте 5.3 данные о количестве пожарной техники и потребности в ней дублируют
пункт 4 Норм N 549.
Ни проектами освоения лесов, ни вышеуказанным письмом Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, ни договорами аренды, ни
Нормами N 549 не установлено, что если один пункт сосредоточения пожарного инвентаря приходится на два или более договора, то количество инвентаря увеличивается.
При этом, разделив инвентарь по количеству договоров аренды и установив, что лесопожарных пунктов меньше, чем договоров аренды, лесничество не вменяет обществу неорганизацию каких-либо лесопожарных пунктов.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Вместе с тем, апелляционная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что срок давности привлечения к административной ответственности по
указанной статье составляет два месяца, а не год.
Согласно
статье 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на
Конституции Российской Федерации и состоит из указанного закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 2 части 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из принципов лесного законодательства является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
С учетом приведенных положений нарушения
пункта 4 Норм N 549 относятся к нарушениям законодательства в области охраны окружающей природной среды.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае срок давности привлечения к ответственности составляет 1 год, поскольку вменяемое обществу административное правонарушение относится к нарушениям законодательства об охране окружающей природной среды и, соответственно, согласно
части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении в данном случае не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Как следует из разъяснений, содержащихся в
пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Момент обнаружения длящегося административного правонарушения связан с фактическим выявлением административным органом обстоятельств, указывающих на несоблюдение юридическим лицом требований законодательства, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность.
Совершенное обществом правонарушение является длящимся, а потому срок давности привлечения лица к административной ответственности следует исчислять с момента его обнаружения, то есть в настоящем споре - с момента составления административным органом актов проверки от 19.03.2012 и от 21.03.2012.
Вместе с тем, указанный неверный вывод суда первой инстанции не повлиял на правильность вынесенного им решения, поскольку такое обстоятельство, как отсутствие состава административного правонарушения, в силу
пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является самостоятельным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь
статьями 269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 1 августа 2012 года по делу N А05-7339/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Красноборского лесничества - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.ОСОКИНА
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.С.ЧЕЛЬЦОВА