Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Поволжского округа от 16.08.2007 по делу N А49-880/07 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2007 по делу N А49-880/2007
Требование: О признании незаконным и отмене постановления межрегионального территориального управления Ростехрегулирования о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.19.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2007 по делу N А49-880/2007
Требование: О признании незаконным и отмене постановления межрегионального территориального управления Ростехрегулирования о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.19.
Решение: Требование удовлетворено.
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2007 г. по делу N А49-880/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.А.;
с участием в судебном заседании:
представителя ЗАО "Пензанефтепродукт" - Фролова В.Г. (доверенность от 31.01.2007 г);
представителя отдела (инспекции) в Пензенской области Приволжского межрегионального территориального управления Ростехрегулирования - Леонтьевой И.В. (доверенность от 30.11.2006 г. N 4/01-1462);
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 мая 2007 г. в помещении суда апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Пензанефтепродукт", г. Пенза,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 14 марта 2007 года (судья Е.А. Стрелкова),
по делу N А49-880/2007, рассмотренному
по заявлению ЗАО "Пензанефтепродукт", г. Пенза,
к отделу (инспекции) в Пензенской области Приволжского межрегионального территориального управления Ростехрегулирования, г. Пенза,
об отмене постановления о наложении административного штрафа,
установил:
закрытое акционерное общество "Пензанефтепродукт" (далее - общество, заявитель, ЗАО "Пензанефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела (инспекции) в Пензенской области ПМТУ Ростехрегулирования (далее - административный орган) от 31.01.2007 года N ГМ-Пш-02 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.19.
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде взыскания штрафа в размере 10000 руб. за нарушение метрологических правил и норм в торговле (т. 1, д. 3-7).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 14.03.2007 г. по делу N А49-880/2007 заявленные требования удовлетворены. Вместе с тем суд первой инстанции указал, что применение неаттестованных методик выполнения измерений массы нефтепродуктов образует состав административного правонарушения, факт совершения материалами дела доказан (т. 1, л.д. 128-132).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, в виду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела (т. 2, л.д. 4-6).
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу, по приведенным в ней основаниям.
Представитель административного органа апелляционную жалобу отклонил.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлениях представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела (инспекции) в Пензенской области ПМТУ Ростехрегулирования (далее - административный орган) от 31.01.2007 года N ГМ-Пш-02, которым заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
ч. 3 ст. 19.19 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 10000 руб. за нарушение метрологических правил и норм в торговле. Кроме того, заявитель просит признать недействительными акт от 24.01.2007 г. N ГМ-А-02, протокол об административном правонарушении от 24.01.2007 г. N ГМ-Пр-02 и предписание от 24.01.2007 г. N ГМ-П-02.
В апелляционной жалобе общество считает неправомерными выводы суда в мотивировочной части судебного акта о доказанности материалами дела его вины. По мнению общества, суд первой инстанции не принял его доводы о неприменении содержащихся в Стандарте N 12-П05-ПНП методик в торговле, об отсутствии правовых норм, обязывающих общество разрабатывать и аттестовывать методики измерений.
С данными доводами суд апелляционной инстанции не соглашается ввиду следующего.
В соответствии со
ст. 13 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" от 27 апреля 1993 г. N 4871-1 государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяется, в том числе, на торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом.
Кроме того, согласно
ст. 7 Федерального закона "Об энергосбережении" от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ при добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов, а также при их сертификации осуществляется обязательный государственный метрологический контроль и надзор в области энергосбережения.
В ходе проверки, проведенной в отношении общества, было установлено что общество осуществляет торговые операции и взаимные расчетов со своими продавцами (поставщиками) нефтепродуктов на принадлежащих ей автозаправочных станциях (комплексах) через своих агентов.
Согласно письму общества от 20.06.2006 г. N 2/267 "На требование по предоставлению документов и сведений" и письму общества от 11.01.2007 г. измерение (определение) количества нефтепродуктов при приеме, а также хранение на АЗК (АЗС), принадлежащих обществу, осуществляется, в том числе на основании Стандарта общества N 12-П05-ШШ "Порядок приема нефтепродуктов на АЗК ЗАО "Пензанефтепродукт" (утвержден распоряжением от 05.05.2005 г. N 66-Р Управляющего (генерального директора) ЗАО "Пензанефтепродукт", введен в действие с 05.05.2005 года).
Это подтверждается совокупностью документов, имеющихся в материалах дела (письмами общества и его агентов, агентскими договорами, товаротранспортными накладными и др.).
Согласно абз. 2, 3, 6 п. 1.1 агентского договора агенты осуществляют эксплуатацию автозаправочного комплекса (АЗК) в течение срока действия договора, в том числе осуществляют прием и хранение нефтепродуктов, принадлежащих принципалу ЗАО "Пензанефтепродукт". В соответствии с пунктом 1.2 агентского договора принципал ЗАО "Пензанефтепродукт" обеспечивает агента необходимыми для осуществления указанных действий ресурсами (в том числе нефтепродуктами).
При этом при осуществлении измерений (определении) количества нефтепродуктов при приеме на АЗК (АЗС) и их хранении агенты руководствуются вышеназванным Стандартом общества N 12-П05-ПНП (версия 2.1) "Порядок приема нефтепродуктов на АЗК ЗАО "Пензанефтепродукт".
Об этом, в частности, свидетельствуют следующие документы: письмо ООО "АЗК 13" от 24.04.2006 г. N 22, письмо ООО "АЗК 8" от 24.04.2006 г. N 20, письмо ООО "АЗК 27" от 22.05.2006 г. N 91, в которых агенты подтверждают, что при приеме и хранении они руководствуются Стандартом общества N 12-П05-ПНП "Порядок приема нефтепродуктов на АЗК ЗАО "Пензанефтепродукт", а также то, что прием нефтепродуктов на АЗК (АЗС) от поставщиков они осуществляют не от своего имени, а от имени принципала ЗАО "Пензанефтепродукт".
Согласно оспариваемому постановлению от 31 января 2007 г. N ГМ-Пш-02 о наложении административного штрафа, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 3 ст. 19.19 КоАП РФ.
Как правильно установлено судом первой инстанции, описанными в оспариваемом постановлении противоправными действиями ЗАО "Пензанефтепродукт" нарушил метрологические правила и нормы в сфере распространения государственного метрологического контроля и надзора - торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом.
При этом несостоятельным является довод общества о том, что законом и подзаконными актами Российской Федерации обязанность разработать методики выполнения измерений на кого-либо конкретно не возлагается.
По смыслу правовых норм
Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" от 27 апреля 1993 г. N 4871-1 и в соответствии с его целями (в соответствии с преамбулой закон устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений) обязанность аттестовать методики выполнения измерений возлагаются на субъекты (лица), которые осуществляют процессы измерений, результаты которых применяются ими в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора.
В соответствии со
ст. 9 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" от 27 апреля 1993 г. N 4871-1 измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками (в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора). Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений определяется Госстандартом России.
Государственный стандарт ГОСТ Р 8.563-96 "Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений" распространяется на вновь разрабатываемые и пересматриваемые методики выполнения измерений (МВИ), устанавливает общие положения и требования к их разработке, аттестации, стандартизации и метрологическому надзору за ними (раздел 1 ГОСТ Р 8.563-96).
Согласно пункту 6.1 государственного стандарта ГОСТ Р 8.563-96 "Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений" аттестации подлежат методики выполнения измерений (МВИ), используемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора.
При этом основная цель аттестации МВИ (по
п. 6.2 ГОСТ Р 8.563-96) -подтверждение возможности выполнения измерений в соответствии с процедурой, регламентированной в документе на МВИ, с характеристиками погрешности (неопределенностью) измерений, не превышающими указанных в документе на МВИ.
В данном документе сказано, что аттестацию МВИ осуществляют метрологические службы и иные организационные структуры организаций по обеспечению единства измерений, аккредитованных на право выполнения аттестации МВИ в установленном порядке, а также государственные научные метрологические центры, органы Государственной метрологической службы и 32 ГНИИИ Минобороны России. МВИ, применяемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора подлежат регистрации в Федеральном реестре методик выполнения измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора.
Стандарт ГОСТ Р 8.595-2004 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений" распространяется на методики выполнения измерений массы нефти и нефтепродукта в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора. В соответствии с пунктом 5.2.3 названного стандарта методики выполнения измерений массы нефти и нефтепродукта подлежат аттестации по ГОСТ Р 8.563.
Руководящий документ РД 153-39.2-080-01 "Правила технической эксплуатации автозаправочных станций" в силу положений его раздела 1 ("Область применения") устанавливает требования к эксплуатации автозаправочной станции.
Согласно
п. 20.1 РД 153-39.2-080-01 метрологическое обеспечение АЗС заключается в применении аттестованных методик выполнения измерений, правильном выборе, содержании и эксплуатации средств измерений.
Согласно письму Минюста РФ от 16 октября 2001 г. N 07/10035-ЮД названный руководящий документ РД 153-39.2-080-01 не нуждается в государственной регистрации.
Вышеназванные стандарты ГОСТ Р 8.563-96 и ГОСТ Р 8.595-2004, а также руководящий документ РД 153-39.2-080-01 (в части - раздел 20 "Метрологическое обеспечение деятельности АЗС") являются нормативными документами по обеспечению единства измерений, устанавливают метрологические правила и нормы и имеют обязательную силу на территории Российской Федерации в силу
ст. 5 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" от 27 апреля 1993 г. N 4871-1.
Несмотря на то, что общество разработало методику определения массы нефтепродуктов по вместимости транспортного средства и методику определения массы нефтепродукта по резервуарам АЗС (АЗК) и в соответствии с этими методиками осуществляло измерения количества (массы) нефтепродуктов при взаимных расчетах со своими поставщиками нефтепродуктов, данные методики не прошли процедуру аттестации в установленном порядке.
Таким образом, как правильно установлено судом первой инстанции, неправомерные действия ЗАО "Пензанефтепродукт" по нарушению метрологических правил и норм в торговле, выразившиеся в применении ЗАО "Пензанефтепродукт" неаттестованных методик выполнения измерений при взаимных расчетах с третьими лицами (поставщиками нефтепродуктов) за принятый товар, образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 19.19 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что суд в нарушение норм процессуального закона не исследовал понятие "государственные учетные операции" не имеет юридического значения при рассмотрении настоящего дела.
В силу
ст. 13 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" от 27 апреля 1993 г. N 4871-1 государственный метрологический контроль и надзор распространяется, в том числе, на торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, а также на государственные учетные операции.
Суд первой инстанции правомерно учел постановление мирового судьи судебного участка N 4 Железнодорожного района г. Пензы от 02.02.2007 г. по делу о привлечении ЗАО "Пензанефтепродукт" к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 10000 руб., за совершение административного правонарушения: невыполнение в установленный срок предписания государственного инспектора Леонтьевой И.В. от 27 июня 2006 г. N ГМ-П-65/1 в части аттестации в установленный срок методик выполнения измерений: методики определения массы нефтепродуктов по вместимости транспортного средства и методики определения массы нефтепродукта по резервуарам АЗС (АЗК), изложенных соответственно в п. п. 3.1.4 и 3.1.5 Стандарта общества N 12-П05-ПНП "Порядок приема нефтепродуктов на АЗК ЗАО "Пензанефтепродукт".
Названный судебный акт в силу
ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение. Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Вместе с тем суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, о том, что оспариваемое постановление вынесено административным органом с нарушением норм ч. 5 ст. 4.1.
КоАП РФ ввиду повторного привлечения к административной ответственности за совершение длящегося правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.19.
КоАП РФ.
При данных обстоятельствах постановление Отдела (инспекции) в Пензенской области ПМТУ Ростехрегулирования от 31 января 2007 года N ГМ-Пш-02 о привлечении закрытого акционерного общества "Пензанефтепродукт" к административной ответственности, предусмотренной статьей частью 3 статьи 19.19.
КоАП РФ, является незаконным и правомерно отменено судом первой инстанции.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, оснований для его отмены не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с
частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь
статьями 110,
112,
268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 14 марта 2007 года по делу N А49-880/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Пензанефтепродукт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть
обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
В.С.СЕМУШКИН
А.А.ЮДКИН