Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2009 по делу N А55-2584/2009
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2009 по делу N А55-2584/2009
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2009 г. по делу N А55-2584/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой О.Ю.,
с участием:
от заявителя - представители Александров А.А., доверенность от 12.01.2009 N 72-1; Марасанов В.В., доверенность от 26.01.2009 N 332-2-1,
от ответчика - директор Новоселов Р.И., паспорт серии <...> N <...>, протокол от 10.01.2008 N 2; представитель Лебедев М.С., доверенность от 10.03.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционные жалобы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области, г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Эксперт", г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 марта 2009 года по делу N А55-2584/2009, (судья Степанова И.К.)
по заявлению Временно исполняющего обязанности главного государственного инспектора Самарской области по пожарному надзору Пучко В.В., г. Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Эксперт", г. Самара,
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Временно исполняющий обязанности главного государственного инспектора Самарской области Пучко В.В. (далее - Управление, административный орган) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Эксперт" (далее - Общество, ООО "НПО "Эксперт") к административной ответственности, предусмотренной
ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 марта 2009 года заявление удовлетворено. ООО НПО "Эксперт" привлечено к административной ответственности, предусмотренной
ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "НПО "Эксперт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению Общества, протоколом об административном правонарушении не установлен факт установки двери с грубым нарушением лицензионных требований и условий осуществления лицензионной деятельности.
Не согласившись с мотивировочной частью принятого судебного акта, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть решения от 20.03.2009 в части признания обоснованными доводы заинтересованного лица об истечении срока привлечения к административной ответственности, установленного
ст. 4.5 КоАП РФ, а также с тем, что в силу
ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Управление и ООО "НПО "Эксперт" отзывы на апелляционные жалобы не представили.
В судебном заседании представители Управления и ООО "НПО "Эксперт" подтвердили доводы, изложенные в своих жалобах, и соответственно, возражали против доводов апелляционных жалоб ООО "НПО "Эксперт" и Управления.
Рассмотрев представленные материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы апелляционных жалоб в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалоб по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27 января 2009 года Управлением с целью надзора за выполнением обязательств требований пожарной безопасности, проведена проверка помещений магазина "Спортмастер" ООО "СМ-Поволжье", расположенного во встроенно-пристроенных помещениях в жилом многоквартирном 9-этажном доме по адресу: г. Самара, пр. Ленина, 3.
В ходе проведенной проверки установлено, что монтаж, ремонт и обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (автоматической установки модульного порошкового пожаротушения, противопожарных дверей) осуществляется с нарушениями требований, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со
статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности", ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации", утвержденных
Приказом МЧС РФ N 313 от 18 июня 2003 года,
ППБ 88-2001 Нормы пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", утвержденных приказом ГУГПС МВД России от 4 июня 2001 г. N 31, СНиП 21-01-97* Строительные нормы и правила "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных
постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7, а именно:
1. В складе хранения одежды и других товаров из полимерных материалов, склонных к тлению и горению без доступа воздуха (в подвале), смонтирована установка модульного порошкового пожаротушения (ППБ 01-03 п. 3; НПБ 88-2001* п. 8.7).
2. Расчет количества модулей, необходимого для пожаротушения, осуществлен без учета условий обеспечения равномерного заполнения огнетушащим порошком защищаемого объема или равномерного орошения площади с учетом диаграмм распыла (АУПТ в складе в подвале) (ППБ 01-03 п. 3; НПБ 88-2001* п. 8.24, приложение 9).
3. В системах воздуховодов общеобменной вентиляции и кондиционирования воздуха помещений, защищаемых автоматической установкой пожаротушения (АУПТ) не предусмотрены воздушные затворы или противопожарные клапаны (ППБ 01-03 п. 3; НПБ 88-2001* п. 8.30).
4. Установка противопожарной двери в помещении узла управления АУПТ произведена с отступлениями от требований раздела 7 "Монтаж и подготовка двери к работе" паспорта ТУ 5262-001-14872672-03 на дверь металлическую огнестойкую ДМО-1, в связи с чем узлы крепления двери не имеют соответствующего предела огнестойкости ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 5.13).
Вышеуказанные нарушения отражены в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности N 363 от 27.01.2008.
ООО "НПО "Эксперт" осуществляет производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (автоматической установки модульного порошкового пожаротушения, противопожарных дверей) на основании лицензии МЧС России от 29.12.2006 N 2/18220 и договоров от 28.04.2008 N 14/08-АПС и от 26.06.2008 N 29/08 с ООО "СМ-Поволжье" N 37/2007-ТО.
По данному факту государственным инспектором Самарской области по пожарному надзору составлен протокол от 10.02.2009 N 13 об административном правонарушении в отношении ООО "НПО "Эксперт" по
ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
Положением о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625, Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными
приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. N 313, п. 5.13 СНиП 21-01-97* Строительные нормы и правила "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных
постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО "НПО "Эксперт" состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначил наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, основаны на материалах дела и соответствуют действующему законодательству.
Согласно
ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с
подп. 39 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
В
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу
п. 5 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625, грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности является невыполнение требований
подп. "а",
"г" и
"д" п. 4 данного Положения.
Согласно
подп. "г" п. 4 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются, в том числе выполнение лицензиатом требований в области лицензируемой деятельности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со
статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных
приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313; строительных нормах и правилах "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97*), утвержденных постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7.
В соответствии п. 1 п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. N 313, организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностные лица обязаны соблюдать требования, установленные настоящими Правилами, а также иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно п. 5.13 СНиП 21-01-97* огнестойкость противопожарной преграды определяется огнестойкостью ее элементов, в том числе узлов крепления.
Из акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 27.01.2008 N 363 следует, что установка противопожарной двери в помещении узла управления АУПК произведена с отступлениями от требований раздела 7 "Монтаж и подготовка двери к работе" паспорта ТУ 5262-001-14872672-03 на дверь металлическую огнестойкую ДИО-1, в связи с чем узлы крепления двери не имеют соответствующего предела огнестойкости.
Суд первой инстанции правомерно указал, что узлы крепления противопожарной двери (способы крепления и применяемые для этого изделия) непосредственно влияют на огнестойкость противопожарной двери, то есть на ее способность в течение установленного времени выполнить свои противопожарные функции.
С учетом этого, апелляционный суд считает несостоятельными доводы заявителя жалобы о том, что п. 5.13 СНиП 21-01-97* не содержит положений, касающихся обязательных требований к установке противопожарных дверей.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждены факты допущенных Обществом нарушений п. 3 ППБ 01-01-03 и п. 5.13 СНиП 21-01-97*, при установке противопожарной двери ДМО-1 в помещении уза управления АУПТ.
Таким образом, судом первой инстанции правильно сделан вывод о том, что в указанных действиях ООО "НПО "Эксперт" имеется состав административного правонарушения, предусмотренный
ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Доводы ООО "НПО "Эксперт" о том, что событие административного правонарушения по факту установки двери не установлено протоколом об административном правонарушении, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Ссылка ООО "НПО "Эксперт" на письма ООО "СМТ-1" от 30.03.2009 и ОС "ПОЖТЕСТ" ФГУ ВНИИПО МЧС России от 24.04.2009 необоснованна, поскольку суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что установка противопожарной двери ДМО-1 в магазине "Спортмастер" ООО "СМ-Поволжье" Обществом произведена с нарушением требований пожарной безопасности.
В мотивировочной части решения суд первой инстанции пришел к выводу о том, что довод заявителя заинтересованного лица об истечении срока привлечения к административной ответственности, установленного
ст. 4.5. КоАП РФ, за нарушения указанных в пунктах с 1 по 3 протокола об административном правонарушении от 10.02.2009 N 13 является обоснованным, а также в силу
п. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что факты правонарушений, указанных в пунктах с 1 по 3 протокола об административном правонарушении от 10.02.2009 N 13, Управлением установлены в ходе проверки, проведенной в отношении Общества 02.10.2008, что следует из протокола от 02.10.2008 N 99.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 13.11.2008 по делу N А55-15190/2008 в удовлетворении требований о привлечении Общества к административной ответственности на основании протокола от 02.10.2008 N 99 отказано.
В силу
части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
На момент принятия решения суда первой инстанции от 20.03.2009 о привлечении Общества к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ по факт правонарушений, указанных в пунктах с 1 по 3 протокола об административном правонарушении от 10.02.2009 N 13, истек установленный
статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности для привлечения к административной ответственности, исчисляемый с момента обнаружения правонарушения (02.10.2008).
Суд первой инстанции правомерно указал, что в силу
п. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Таким образом, доводы Управления о неправильном применении судом первой инстанции
ст. 4.1 и
4.5 КоАП РФ отклоняются как основанные на неправильном толковании указанных норм права.
Нормы материального права суд первой инстанции применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, суд первой инстанции не допустил.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
При обращении с апелляционной жалобой ООО "НПО "Эксперт" была ошибочно уплачена государственная пошлина в размере 1000 руб. по платежному поручению от 31.03.2009 N 103. В силу
ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. В связи с этим государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату ООО "НПО "Эксперт" из средств федерального бюджета.
Руководствуясь
статьями 266 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 марта 2009 года по делу N А55-2584/2009 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Эксперт" из федерального бюджета ошибочно уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
А.А.ЮДКИН
Судьи
В.С.СЕМУШКИН
Е.Г.ПОПОВА