Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 30.10.2020 N 306-ЭС20-16060 отказано в передаче дела N А57-13978/2019 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2020 N Ф06-60857/2020 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019 N 12АП-14895/2019 по делу N А57-13978/2019
Требование: О признании недействительным предписания надзорного органа в части установления сроков устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019 N 12АП-14895/2019 по делу N А57-13978/2019
Требование: О признании недействительным предписания надзорного органа в части установления сроков устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
от 30 декабря 2019 г. по делу N А57-13978/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая фирма "Технологии антикризисного менеджмента"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 октября 2019 года по делу N А57-13978/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая фирма "Технологии антикризисного менеджмента" (410017, г. Саратов, ул. Шелковичная, д. 11/15 4, ОГРН 1026402489497, ИНН 6451124874),
заинтересованные лица: Государственный инспектор г. Саратова по пожарному надзору Антонов Владимир Геннадьевич (410078, г. Саратов, ул. Б. Горная, д. 337), Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (410028, г. Саратов, пл. Соборная, д. 7, ОГРН 1046405036886, ИНН 6450604733),
о признании незаконным предписания,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Консалтинговая фирма "Технологии антикризисного менеджмента" (далее - ООО "КФ "ТАМ", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Саратову Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Саратовской области (далее - ОНД и ПР по г. Саратову УНД и ПР ГУ МЧС России по Саратовской области, административный орган) от 11.03.2019 N 91/1/1.
Решением суда первой инстанции от 11 октября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "КФ "ТАМ" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с
пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 25.07.2018 N 498 с целью исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N ЮБ-П4-3019, указания Первого заместителя министра МЧС России от 05.06.2018 N 91-259919 в отношении ООО "КФ "ТАМ" проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 07.09.2018 N 498.
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения требований Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ),
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, (далее - ППР в РФ), свода правил
СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденного
приказом МЧС России от 21.11.2012 N 693 (далее -
СП 2.13130.2012), свода правил
СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171 (далее -
СП 1.13130.2009), свода правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 (далее - СП 5.13130.2009).
07.09.2018 административным органом обществу выдано предписание N 498/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, согласно которому ООО "КФ "ТАМ" надлежит в срок до 01.02.2019 устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности: на 4 этаже здания допущено изменение конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности и утвержденного в установленном порядке (проект шифр 4182 2005 г.) (проектом на данном этаже предусмотрены офисные помещения зального типа с разделением офисов трансформируемыми перегородками высотой 2,0 м, в настоящее время на этаже установлены не трансформируемые перегородки высотой 2,0 м) (
пункт 1 части 2 статьи 1,
часть 1 статьи 6,
часть 3 статьи 80 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункт 4.6 СП 2.13130.2012) (пункт 1); на 4 этаже здания допущено изменение конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности и утвержденного в установленном порядке (проект шифр 4182 2005 г.) (проектом предусмотрен лифтовый холл с остеклением в наружной стене, в настоящее время в лифтовом холле установлены перегородки и устроены офисные помещения) (
пункт 1 части 2 статьи 1,
часть 1 статьи 6,
часть 3 статьи 80 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункт 4.6 СП 2.13130.2012) (пункт 2); на 4 этаже здания в связи с установкой перегородок уменьшена площадь орошения оросителей сплинклерной автоматической установки пожаротушения (коридор) (
пункт 1 части 2 статьи 1,
часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункт 5.1.4, табл. 5.1 СП 5.13130.2009) (пункт 3); на помещения 4 этажа отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (
пункт 61 ППР в РФ) (пункт 4); на 4 этаже здания лифтовый холл не отвечает требованиям, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа, а именно отсутствует перегородка с дверью с пределом огнестойкости не менее EI 30 отделяющая помещения этажа от лифтового холла (проект шифр 4182 2005 г.) (
статья 140 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ) (пункт 5); на 4 этаже здания пожарные шкафы внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, полугайками (
пункт 57 ППР в РФ) (пункт 6); на 4 этаже здания ширина горизонтального участка путей эвакуации (коридора ведущего к наружной воздушной зоне незадымляемой лестничной клетке типа HI) менее 1,2 м (установлены перегородки с дверями шириной фактически 0,79 м, 0,78 м) (
пункт 1 части 2 статьи 1,
часть 1 статьи 6,
часть 1 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункт 8.1.12 СП 1.13130.2009) (пункт 7); на 4 этаже здания пути эвакуации к эвакуационному выходу с этажа к наружной воздушной зоне незадымляемой лестничной клетке типа H1 ведут через кабинет (
часть 3 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ) (пункт 8); на 4 этаже здания дверь отделяющая переход через наружную воздушную зону от незадымляемой лестничной клетке типа H1 выполнена не глухой или с армированным стеклом (установлено обычное стекло) (
пункт 1 части 2 статьи 1,
часть 1 статьи 6,
часть 1 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункт 4.2.7 СП 1.13130.2009) (пункт 9).
На основании распоряжения от 24.01.2019 N 91 с целью контроля за исполнением предписания от 07.09.2018 N 498/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности ОНД и ПР по г. Саратову УНД и ПР ГУ МЧС России по Саратовской области проведена внеплановая выездная проверка ООО "КФ "ТАМ", по результатам которой составлен акт проверки от 11.03.2019 N 91.
В ходе проверки административным органом установлено, что обществом ранее выданное предписание в полном объеме в установленный срок не исполнено.
11.03.2019 административным органом обществу выдано предписание N 91/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, согласно которому ООО "КФ "ТАМ" надлежит в срок до 01.10.2019 устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности: на 4 этаже здания допущено изменение конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности и утвержденного в установленном порядке (проект шифр 4182 2005 г.) (проектом на данном этаже предусмотрены офисные помещения зального типа с разделением офисов трансформируемыми перегородками высотой 2,0 м, в настоящее время на этаже установлены не трансформируемые перегородки высотой 2,0 м) (
пункт 1 части 2 статьи 1,
часть 1 статьи 6,
часть 3 статьи 80 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункт 4.6 СП 2.13130.2012) (пункт 1); на 4 этаже здания допущено изменение конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности и утвержденного в установленном порядке (проект шифр 4182 2005 г.) (проектом предусмотрен лифтовый холл с остеклением в наружной стене, в настоящее время в лифтовом холле установлены перегородки и устроены офисные помещения) (
пункт 1 части 2 статьи 1,
часть 1 статьи 6,
часть 3 статьи 80 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункт 4.6 СП 2.13130.2012) (пункт 2); на 4 этаже здания в связи с установкой перегородок уменьшена площадь орошения оросителей сплинклерной автоматической установки пожаротушения (коридор) (
пункт 1 части 2 статьи 1,
часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункт 5.1.4, табл. 5.1 СП 5.13130.2009) (пункт 3); на помещения 4 этажа отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (
пункт 61 ППР в РФ) (пункт 4); на 4 этаже здания лифтовый холл не отвечает требованиям, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа, а именно отсутствует перегородка с дверью с пределом огнестойкости не менее EI 30 отделяющая помещения этажа от лифтового холла (проект шифр 4182 2005 г.) (
статья 140 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ) (пункт 5); на 4 этаже здания пожарные шкафы внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, полугайками (
пункт 57 ППР в РФ) (пункт 6); на 4 этаже здания ширина горизонтального участка путей эвакуации (коридора ведущего к наружной воздушной зоне незадымляемой лестничной клетке типа HI) менее 1,2 м (установлены перегородки с дверями шириной фактически 0,79 м, 0,78 м) (
пункт 1 части 2 статьи 1,
часть 1 статьи 6,
часть 1 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункт 8.1.12 СП 1.13130.2009) (пункт 7); на 4 этаже здания пути эвакуации к эвакуационному выходу с этажа к наружной воздушной зоне незадымляемой лестничной клетке типа H1 ведут через кабинет (
часть 3 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ) (пункт 8).
ООО "КФ "ТАМ", полагая, что предписание от 11.03.2019 N 91/1/1 в части установления сроков устранения нарушений является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с учетом ранее выданного предписания у заявителя имелось достаточно времени для устранения выявленных нарушения требований пожарной безопасности.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности подразумеваются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности представляет собой невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
статье 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ определено, что государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право, в частности, давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно
статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии с
частями 2,
3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Факт нарушения требований Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ,
ППР в РФ,
СП 2.13130.2012,
СП 1.13130.2009, СП 5.13130.2009 общество не оспаривает, однако, указывает, что устранение выявленных нарушений в срок, установленный оспариваемым предписанием (до 01.10.2019), невозможно.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о достаточности времени для устранения обществом указанных в оспариваемом предписании нарушений.
Предписание от 11.03.2019 N 91/1/1 выдано административным органом по результатам проверки исполнения ранее выданного предписания от 07.09.2018 N 498/1/1, согласно которому обществу надлежало устранить выявленные нарушения в срок до 01.02.2019.
Таким образом, для устранения выявленных административным органом нарушений у заявителя имелось более 12 месяцев (с сентября 2018 года до 01.10.2019).
Доказательств невозможности устранения нарушений требований пожарной безопасности в течение данного периода обществом в материалы дела не представлено.
Судом первой инстанции обоснованно отклонена ссылка ООО "КФ "ТАМ" на постановление мирового судьи судебного участка N 5 Октябрьского района г. Саратова от 26.04.2019 по делу N 5-263/2019, в котором содержится вывод о недостаточности срока, установленного в предписании от 07.09.2018 N 498/1/1, для устранения выявленных нарушений.
Согласно
части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Постановление мирового судьи судебного участка N 5 Октябрьского района г. Саратова от 26.04.2019 по делу N 5-263/2019 преюдициального значения для решения вопроса о достаточности либо недостаточности срока, установленного в оспариваемом предписании, для устранения выявленных нарушений не имеет.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы ООО "КФ "ТАМ" повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь
статьями 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 октября 2019 года по делу N А57-13978/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть
обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
Ю.А.КОМНАТНАЯ