Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 по делу N А57-5369/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности и прекращении производства по делу.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 по делу N А57-5369/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности и прекращении производства по делу.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2011 г. по делу N А57-5369/2011
Резолютивная часть постановления объявлена "02" сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" сентября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Борисовой Т.С., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Афониной Е.О.
при участии в судебном заседании:
от Главного Управления МЧС России по Саратовской области - Шумилов Р.А. по доверенности от 18.04.2011 N 7,
от Администрации муниципального образования "Город Балашов" Балашовского муниципального района - Мягкова О.Г. по доверенности от 14.02.2011 N 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Балашов" Балашовского муниципального района (Саратовская область, г. Балашов)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от "06" июля 2011 года по делу N А57-5369/2011 (судья Пермякова И.В.)
по заявлению Администрации муниципального образования "Город Балашов" Балашовского муниципального района (Саратовская область, г. Балашов)
к отделу надзорной деятельности по Балашовскому району Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Саратовской области (Саратовская область, г. Балашов),
заинтересованное лицо:
Главное Управление МЧС России по Саратовской области (г. Саратов),
об отмене постановления N 71 от 01.04.2011 о наложении административного взыскания за нарушение требований пожарной безопасности и прекращении производства по делу об административном правонарушении,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась Администрация муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района (далее - Администрация, заявитель) с заявлением об отмене постановления N 71 от 01.04.2011 о наложении административного взыскания за нарушение требований пожарной безопасности и прекращении производства по делу об административном правонарушении, вынесенного отделом надзорной деятельности по Балашовскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Саратовской области (далее - административный орган).
К участию в деле в качестве административного органа привлечено Главное управление МЧС по Саратовской области (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 06.07.2011 в удовлетворении требований Администрации отказано.
Администрация не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель отдела надзорной деятельности по Балашовскому району Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Саратовской в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.04.2011 административным органом была проведена проверка готовности населенных пунктов к пожароопасному сезону, соблюдения обязательных требований пожарной безопасности администрацией муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области, расположенной по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. К. Маркса 39 (л.д. 77, т. 1).
В ходе проверки было установлено, что Администрацией допущены нарушения требований пожарной безопасности, установленные нормами и правилами, в связи с чем, был составлен акт проверки N 70 от 01.04.2011 (л.д. 78-81, т. 1) и в тот же день, в присутствии представителя по доверенности Багаутдинова О.Х., в отношении Администрации был составлен протокол N 71 об административном правонарушении (л.д. 9 - 11, т. 1), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
14.04.2011 постановлением N 71 Администрация была привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10 000 рублей (л.д. 13 - 14, т. 1).
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, администрация оспорила его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя факт совершения Администрацией административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, является доказанным, основания для привлечения лица к административной ответственности у административного органа имелись.
Выводы суда первой инстанции апелляционная коллегия считает обоснованными по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного в статье 20.4 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, юридические лица.
Согласно оспариваемому постановлению Администрация привлечена к ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских и сельских населенных пунктов отнесено создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В ходе проверки установлено, что Администрацией допущено виновное противоправное деяние, выразившееся в следующем:
- мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий администрацией муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области не включены. Целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности не разработаны, что является нарушением статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара на территории города в полном объеме не обеспечен (ул. Южная, ул. Жуковского, ул. Чкалова, ул. Радищева, пер. Мирный, пер. Народный, пер. Кузнечный), что является нарушением ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- разработка плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования не осуществляется, что является нарушением ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требования пожарной безопасности";
- условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан с
обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах на территории муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области не созданы. Социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, не осуществляется, что является нарушением статей 13, 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- состояние с противопожарным водоснабжением на территории образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области находится в неудовлетворительном состоянии. Работа по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения муниципального образования и на прилегающих к ним территориях проводится на неудовлетворительном уровне, что является нарушением статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статей 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- противопожарная пропаганда осуществляется в город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области в не полном объеме, что является нарушением статьи 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- оказание содействия органам государственной власти Саратовской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения, проводиться в муниципальном образовании в не полном объеме, чем нарушаются статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
- расстояние от границ застройки городских поселений до лесных массивов составляет менее 50 м, что является нарушением статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03, приложение 1 пункта 5 СНиП 2.07.01-89.
Административным органом было проведено повторное обследование территории муниципального образования г. Балашов, в результате которого были составлены акты от 17.06.2011 (л.д. 112 - 113, т. 1) и 20.06.2011 (л.д. 45, т. 1).
Из актов следует, что расстояние от границ застройки до лесных массивов составляет более 15 м, в связи с чем, не нарушается пункт 15 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ.
Также установлено, что на балансе Администрации пожарные гидранты не состоят, однако, числятся на балансе МУП "Балашовское ЖКХ" муниципального образования город Балашов, при этом 12 гидрантов находятся в неисправном состоянии.
Суд первой инстанции учел, что заявитель в судебном заседании признал факт совершения, вменяемого ему административного правонарушения.
Часть выявленных нарушений Администрацией была устранена, в остальной части предпринимаются меры к устранению нарушений.
В подтверждение устранения выявленных нарушений Заявитель представил журнал регистрации инструктажей населения, начатый 10.05.2011; докладную записку начальника отдела по ЖКХ администрации МО город Балашов на имя главы администрации о пробном распространении памяток населению по пожарной безопасности; копию Постановления от 27.06.2011 N 65-П об утверждении целевой программы "Обеспечения первичных мер пожарной безопасности муниципального образования город Балашов на 2011 - 2013 годы".
В суде первой инстанции Заявитель пояснил, что в целях привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования главой администрации 27.04.2011. было направлено в адрес начальника ГУ "8 отряд ФПС по Саратовской области" письмо с просьбой об оказании методической помощи. Указал также на то, что проводятся собрания населения в многоквартирных домах и проводился сход граждан в микрорайоне Ветлянка.
Доказательств принятия всех зависящих от заявителя мер по выполнению обязанности по предоставлению безопасных условий жизни жителям населенных пунктов муниципального образования в соответствии с противопожарными требованиями Администрацией не представлено.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности. В данном случае совершенное заявителем административное правонарушение посягает на жизнь и здоровье жителей 6 сельских населенных пунктов. Допущенные заявителем нарушения отнесены законодателем к правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность.
Административным органом применена ответственность в размере минимального штрафа для юридических лиц, установленного статьей 20.4 КоАП РФ на момент привлечения заявителя к административной ответственности.
Оснований для применения к данному нарушению положений статьи 2.9 КоАП РФ апелляционный суд не усматривает.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, являющихся самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления, арбитражным апелляционным судом не установлено: протокол и постановление вынесены в присутствии главы муниципального образования, рассмотрение дела в день составления протокола обусловлено ходатайством законного представителя (л.д. 12).
Таким образом, Администрация правомерно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене обжалуемого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу Администрации следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 июля 2011 года по делу N А57-5369/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
И.И.ЖЕВАК
Судьи
Т.С.БОРИСОВА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ