Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Поволжского округа от 28.04.2012 по делу N А12-14630/2011 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012 по делу N А12-14630/2011
Требование: О признании незаконными действий уполномоченного органа, выразившихся в отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, обязании принять решение о предоставлении участка и направить проект договора купли-продажи данного участка.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012 по делу N А12-14630/2011
Требование: О признании незаконными действий уполномоченного органа, выразившихся в отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, обязании принять решение о предоставлении участка и направить проект договора купли-продажи данного участка.
Решение: Требование удовлетворено.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2012 г. по делу N А12-14630/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дергачевой М.Т.,
от общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" - Мулычкин С.С. по доверенности N 12-02/Д-15 от 22.11.2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.11.2011 г. по делу N А12-14630/2011, принятое судьей Масловой И.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области,
о признании незаконными действий
установил:
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.11.2011 г. отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" (далее - ООО ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт", Общество) о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - ТУ ФАУГИ Волгоградской области, ТУ Росимущества в Волгоградской области), выразившихся в отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 8000 кв. м с кадастровым номером 34:24:180203:16, расположенного по адресу: Волгоградская область, Кумылженский район, станция Кумылженская, обязании ТУ ФАУГИ в Волгоградской области принять решение о предоставлении в собственность за плату в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка и направить в месячный срок проект договора купли-продажи данного земельного участка.
ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ТУ Росимущества в Волгоградской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей ТУ Росимущества в Волгоградской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.11.2010 г. Общество как собственник объекта недвижимости - АЗС N 138 направило в ТУ Росимущества в Волгоградской области заявку на приватизацию находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположены приватизированные объекты недвижимости, находившиеся до их отчуждения в федеральной собственности, площадью 8 000 кв. м с кадастровым номером 34:24:180203:0016, расположенного по адресу: Волгоградская область, Кумылженский район, ст. Кумылженская.
Ответчик письмом N 10/18259 от 08.12.2010 г. возвратил документы заявителю, сообщив, что представленный комплект документов не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития от 30.10.2077 N 370 "Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной и муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" (далее - Приказ N 370).
Письмом N 04-137 от 07.04.2011 г. требования ТУ Росимущества в Волгоградской области были признаны обоснованными в части пунктов 4, 5 и 6 Приказа N 370, недостающие документы были приложены к письму и повторно направлены с просьбой рассмотреть по существу заявку заявителя на приватизацию.
ТУ Росимущества в Волгоградской области письмом от 13.04.2011 г. N 10/4364 направил данную заявку в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
02.06.2011 г. ТУ Росимущества направило письмо N 10/6827 в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом с просьбой ускорить рассмотрение данного вопроса и представить в ТУ Росимущества в Волгоградской области информацию о принятом решении.
По итогам рассмотрения заявки ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом письмом от 28.06.2011 г. N 1111/18800 вернуло представленный пакет документов на доработку.
12.07.2011 г. письмом N 10/8954 ТУ Росимущества в Волгоградской области вернуло пакет документов заявителю. В качестве основания для отказа указано, что на земельном участке помимо здания АЗС N 138, на которое у заявителя зарегистрировано право собственности, находятся еще 38 объектов недвижимости, на которые у заявителя отсутствуют документы, подтверждающие право собственности, следовательно, подтвердить исключительное право заявителя на выкуп земельного участка не представляется возможным.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" с заявлением о признании незаконными действий ТУ Росимущества в Волгоградской области по отказу в предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка и устранении допущенных нарушений прав заявителя.
Суд первой инстанции установил, что заявителем представлен пакет документов, сформированный в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Перечень документов, прикладываемых к заявлению о приобретении земельного участка в собственность, утвержден Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370.
Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из материалов дела видно, что Общество, имеющее как собственник объекта недвижимости право на выкуп спорного земельного участка, выполняя требования п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, представило в ТУ Росимущества пакет документов, предусмотренных Перечнем документов, прикладываемых к заявлению о приобретении земельного участка в собственность, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370.
При возврате пакета документов ТУ Росимущество в Волгоградской области указало, что на 15 объектов ориентировочной площадью 6 100 кв. м не представлены правоподтверждающие документы, а именно на замощение бетонное - 600 кв. м, на замощение асфальтное -5 500 кв. м, на топливно-раздаточные колонки - 8 штук, на ж/б столбы - 5 штук. Кроме того, указано, что на 23 объекта ориентировочной площадью 120,3 кв. м не представлены документы, подтверждающие регистрацию права собственности, представлено решение от 25.06.2001 г. и определение от 30.01.2002 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-6970/01-С20, которыми признано право собственности на объекты, а именно, на уборную, резервуары подземные, сливные ямы, смотровой колодец, грозовые разрядники.
В соответствии с Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.11.2009 г. N Д23-3689 "О государственном техническом учете объектов недвижимости" в связи с обращением по вопросам государственного учета комплексов недвижимого имущества (в том числе автозаправочных станций) и оформления кадастровых паспортов на такие объекты Департамент недвижимости сообщил, что действующее законодательство не содержит требований к сооружениям. В связи с указанным в отношении комплекса недвижимого имущества (в том числе автозаправочной станции) может быть осуществлен государственный технический учет в качестве сооружения при соблюдении следующих условий:
наличие документов, подтверждающих создание комплекса недвижимого имущества в качестве единого объекта недвижимости (наличие разрешения на строительство, проектной документации, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию);
использование объекта недвижимости (сооружения) по одному назначению;
однородный правовой режим.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 22.01.2008 г. N 9713/06 отметил, что комплекс АЗС представляет собой единый имущественный комплекс, предназначенный для оказания услуг по заправке автомобильного транспорта моторным топливом и дополнительных услуг (мойка, продажа автопринадлежностей, техническое обслуживание и пр.), все компоненты которого связаны с землей так, что перемещение этих объектов без несоразмерного ущерба их назначению и (или) ущерба функционированию комплекса в целом невозможно. Технический паспорт имущественного комплекса АЗС - это документ установленного образца, содержащий перечень и технические характеристики имущества, входящего в состав АЗС, данные технического учета имущественных комплексов АЗС являются исходной информацией для государственной регистрации прав на имущественный комплекс АЗС и сделок с ним. Регистрация прав на отдельные объекты недвижимости, входящие в состав имущественного комплекса АЗС, не производится.
В техническом паспорте на сооружение АЗС N 138, представленном в материалы дела, значатся резервуары, асфальтовое и бетонное замощения, уборная, на которые ТУ Росимущества в Волгоградской области требует правоустанавливающие документы. В соответствии с Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01 от 24.04.2007 г. заявитель обязан иметь формуляры (паспорта) на топливо- и маслораздаточные колонки. Заявителем к заявке не прилагались технический паспорт, формуляры (паспорта) на топливно-раздаточные колонки.
Волгоградский филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в ответе N 2066 от 14.11.2011 г. сообщил, резервуары подземные, асфальтовое и бетонное замощения, уборная являются объектами капитального строительства, 4 ж/б фундамента, на которых расположены топливно-раздаточные колонки также являются объектами капитального строительства.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что АЗС представляет собой единый комплекс, состоящий из отдельных объектов: здания, сооружения, оборудование и прочее имущество, объединенное единым функциональным предназначением. Таким образом, АЗС представляет собой единую вещь, образующую технологически единое целое, замкнутый производственный цикл и является имущественным комплексом.
В этой связи представляет собой недвижимое имущество, раздел которого в натуре невозможен без изменения ее назначения - неделимая вещь (ст. 133 ГК РФ).
В соответствии со ст. 134 Гражданского кодекса Российской Федерации если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.
Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.11.2008 г. по делу N А55-16196/07, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.11.2009 г. по делу N А55-8223/2009, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.06.2011 г. по делу N А57-10050/2010).
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" обратилось в ТУ ФАУГИ в Волгоградской области с заявлением о выкупе спорного земельного участка, приложив к нему все необходимые документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370.
Таким образом, ТУ Росимущества в Волгоградской области на момент рассмотрения заявления Общества имело в наличии все установленные законом необходимые документы и располагало всеми сведениями о расположенном на спорном земельном участке сооружении (АЗС N 138), на которое у заявителя зарегистрировано право собственности.
В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Вместе с тем заявление ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" не было рассмотрено в установленный законом месячный срок.
Специалистом-экспертом отдела контроля ТУ Росимущества в Волгоградской области с участием представителя ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 34:28:180203:16 и составлен акт от 29.03.2011 г., подтверждающий, что на спорном земельном участке находится АЗС N 138, принадлежащая Обществу. Зданий и сооружений, принадлежащих третьим лицам, на данном земельном участке не значится.
Однако отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие ТУ Росимущества в Волгоградской области по рассмотрению и принятию решения по заявке Общества о приватизации земельного участка отсутствует, поскольку такое решение должно быть принято Федеральным агентством по управлению государственным имуществом. Суд первой инстанции пришел к выводу, что в силу отсутствия у ТУ Росимущества в Волгоградской области полномочий на принятие решения о продаже земельного участка, арбитражный суд не вправе возложить на него такую обязанность, а также обязанность подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с Положением "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1); Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Полномочия ТУ Росимущества в Волгоградской области определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 г. N 63.
В соответствии с п. 4.1, п. 4.6 названного Положения ТУ ФАУГИ в Волгоградской области наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
При этом с учетом положений п. п. 4, 5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432, отсутствие поручения Росимущества не может служить препятствием для реализации права собственников объектов недвижимости на приватизацию земельного участка, предоставленного им федеральным законодательством.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции признает ТУ Росимущества в Волгоградской области уполномоченным органом по решению вопроса о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка.
Данный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 г. N 15361/10.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что принятое по делу решение подлежит отмене, так как вывод суда первой инстанции о том, что ТУ Росимущества в Волгоградской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, не соответствует указанным выше нормам права.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемые действия ТУ ФАУГИ в Волгоградской области подлежат признанию незаконными как не соответствующие п. 6 ст. 36 ЗК РФ.
Частью 5 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Поскольку суд апелляционной инстанции установил, что действия ТУ Росимущества в Волгоградской области, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 8000 кв. м с кадастровым номером 34:24:180203:16, расположенного по адресу: Волгоградская область, Кумылженский район, станция Кумылженская, являются незаконными, способом восстановления нарушенных прав Общества является обязание ТУ Росимущества в Волгоградской области принять решение о предоставлении ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" земельный участок площадью 8000 кв. м с кадастровым номером 34:24:180203:16, расположенный по адресу: Волгоградская область, Кумылженский район, станция Кумылженская, в собственность за плату в пределах 2,5% кадастровой стоимости земельного участка и направить в месячный срок проект договора купли-продажи данного земельного участка в адрес ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт".
В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 268 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.11.2011 г. по делу N А12-14630/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 8000 кв. м с кадастровым номером 34:24:180203:16, расположенного по адресу: Волгоградская область, Кумылженский район, станция Кумылженская.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" земельный участок площадью 8000 кв. м с кадастровым номером 34:24:180203:16, расположенный по адресу: Волгоградская область, Кумылженский район, станция Кумылженская, в собственность за плату в пределах 2,5% кадастровой стоимости земельного участка и направить в месячный срок проект договора купли-продажи данного земельного участка в адрес общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт".
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" справку на возврат из бюджета Российской Федерации излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
Ю.А.КОМНАТНАЯ