Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 N 12АП-8862/2016 по делу N А12-24260/2016
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности на объектах, проведении мероприятий по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 N 12АП-8862/2016 по делу N А12-24260/2016
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности на объектах, проведении мероприятий по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Решение: Требование удовлетворено.
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2016 г. по делу N А12-24260/2016
Резолютивная часть постановления объявлена "21" сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен "28" сентября 2016 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Камышинскому, Котовскому и Ольховскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 июля 2016 года по делу N А12-24260/2016 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению администрации Киреевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области (403660, Волгоградская область, район Ольховский, село Киреево, ул. Кооперативная, д. 5, ИНН 3422008282, ОГРН 1053478209498)
к отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Камышинскому, Котовскому и Ольховскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Волгоградской области (403650, Волгоградская область, г. Камышин, ул. Гороховская, д. 112А)
заинтересованные лица: Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области, Главное управление МЧС России по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. 13-й Гвардейской, д. 15А, ИНН 3444118546, ОГРН 1043400340356),
о признании незаконным предписания,
без участия в судебном заседании представителей администрации Киреевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Камышинскому, Котовскому и Ольховскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Волгоградской области, Главного управления МЧС России по Волгоградской области, Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области (почтовые уведомления N 65830, N 65829, N 65832, N 65831 приобщены к материалам дела),
установил:
Администрация Киреевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация Киреевского сельского поселения, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительным пункт 1 предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Камышинскому, Котовскому и Ольховскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области (далее - ОНД по Камышинскому, Котовскому и Ольховскому УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области, административный орган) от 20.04.2016 N 31/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, выданного администрации Киреевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25 июля 2016 года по делу N А12-24260/2016 заявленные администрацией Киреевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области требования удовлетворены.
Пункт 1 предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 20.04.2016 N 31/1/1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Камышинскому, Котовскому и Ольховскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области в отношении администрации Киреевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области признан недействительным.
Не согласившись с вынесенным решением, отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Камышинскому, Котовскому и Ольховскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Волгоградской области обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Администрацией Киреевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке
статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей администрации Киреевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Камышинскому, Котовскому и Ольховскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Волгоградской области, Главного управления МЧС России по Волгоградской области, Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (
п. 1 ст. 123,
п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке
ст. ст. 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
На основании распоряжения главного (заместителя главного) государственного инспектора Камышинского, Котовского и Ольховского районов по пожарному надзору Пригарина А.П. N 31 от 04.04.2016 отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Камышинскому, Котовскому и Ольховскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области в период с 13.04.2016 по 20.04.2016 в отношении администрации Киреевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства пожарной безопасности в деятельности органа местного самоуправления.
По результатам проверки составлен акт N 31 от 20.04.2016, вынесено предписание N 31/1/1 от 20.04.2016 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которым заявителю предписано в срок до 20.05.2016 устранить выявленные проверкой нарушения.
Не согласившись с п. 1 предписания, администрация Киреевского сельского поселения обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Волгоградской области пришел к выводу о том, что пункт 1 предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 20.04.2016 N 31/1/1 является незаконным, и нарушает права и законные интересы администрации Киреевского сельского поселения, возлагая на нее дополнительные обязанности.
Обращаясь в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой административный орган указывает на неверное толкование судом первой инстанции понятия добровольного применения свода правил, поскольку администрация Киреевского сельского поселения в целях обеспечения требований пожарной безопасности на объекте защиты обязана исполнять все обязательные требования пожарной безопасности и требования нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе своды правил, либо выполнять обязательные требования, содержащиеся в техническом регламенте с выполнением расчета пожарного риска. То есть при отсутствии расчета пожарного риска собственник обязан выполнять все требования нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности, в том числе и добровольного применения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого судебного акта.
В силу
ч. 1 ст. 198,
ст. 200,
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу требований
статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят
Закон N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч. 1 ст. 1 Закона N 123-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований данного Федерального
закона (ч. 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ).
В ходе проверки ОНД по Камышинскому, Котовскому и Ольховскому УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области установлено, что у водонапорной башни с. Киреево отсутствует устройство для возможности забора воды автоцистернами и пожарными машинами; у реки Чертолейка, расположенной на территории х. Разуваев, отсутствует подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года, что, является нарушением требования п. 9.4, 9.15 СП 8.13130.2009,
ст. 19 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 63 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (п. 1 предписания).
Соответствующие требования к резервуарам и водоемам с запасами воды на цели наружного пожаротушения содержатся в пунктах 9.4, 9.15 СП 8.131130.2009.
В силу пункта 1.1 СП 8.13130.2009 настоящий Свод правил является нормативным документом добровольного применения, разработан в соответствии со статьями 68 и 99 Закона N 123-ФЗ и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций.
Учитывая, что применение данных СП 8.13130.2009 носит добровольный характер, отделение не доказало, что администрация Киреевского сельского поселения приняла на себя обязанность по исполнению его требований.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о неверном толковании судом первой инстанции понятия добровольного применения СП 8.131130.2009 отклоняется судом как несостоятельный.
В рассматриваемом случае формулировка требования, содержащаяся в пункте 1 предписания, допускает двойное толкование вследствие несоответствия указанной формулировки пункт 9.15 СП 8.131130.2009, согласно которому вне резервуара или водонапорной башни на отводящем (подводяще-отводящем) трубопроводе следует предусматривать устройство для отбора воды автоцистернами и пожарными машинами, в связи с чем не может быть признана соответствующей нормам действующего законодательства.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что пункт 1 предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 20.04.2016 N 31/1/1 является незаконным, и нарушает права и законные интересы администрации Киреевского сельского поселения, возлагая на нее дополнительные обязанности.
Арбитражным судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению.
Оснований, установленных
статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 июля 2016 года по делу N А12-24260/2016 является законным и обоснованным, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Камышинскому, Котовскому и Ольховскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Волгоградской области отсутствуют.
В силу
подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации административный орган освобожден от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов в данной части рассмотрению не подлежит.
Руководствуясь
статьями 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 июля 2016 года по делу N А12-24260/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ