Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Поволжского округа от 21.02.2012 по делу N А12-16404/2011 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 по делу N А12-16404/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение правил и норм пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 по делу N А12-16404/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение правил и норм пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2011 г. по делу N А12-16404/2011
Резолютивная часть постановления объявлена "09" декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" декабря 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Борисовой Т.С., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Афониной Е.О.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Аквариум-СП" - Токарев Д.А. по доверенности от 15.09.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аквариум-СП" (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "20" октября 2011 года по делу N А12-16404/2011 (судья Пятернина Е.С.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аквариум-СП" (г. Волгоград)
к Отделению надзорной деятельности по Среднеахтубинскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области (Астраханская область, р.п. Средняя Ахтуба),
заинтересованное лицо:
Главное управление МЧС России по Волгоградской области (Астраханская область, р.п. Средняя Ахтуба),
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Аквариум-СП" (далее - ООО "Аквариум-СП", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Отделению надзорной деятельности по Среднеахтубинскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 228 от 05.09.2011 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Главное управление МЧС России по Волгоградской области.
Решением суда первой инстанции от 20.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Аквариум-СП" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный.
Представители Отделения надзорной деятельности по Среднеахтубинскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области, Главного управления МЧС России по Волгоградской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями о вручении почтовых отправлений.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административным органом 30.08.2011 возбуждено административное дело в отношении ООО "Аквариум-СП" по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
Поводом для возбуждения административного дела послужило сообщение о пожаре 17.08.2011 на территории объекта ООО "Аквариум-СП", расположенного по адресу: хутор Заяр, Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.
Согласно рапорту начальника 4 караула Среднеахтубинской ПЧ на территории объекта ООО "Аквариум-СП" горела сухая трава, камыш, мусор на площади 5 га, представлен акт о пожаре от 17.08.2011.
В ходе проверки выявлено, что в нарушение положений Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом Министерства России по делам ГО и ЧС и ликвидации стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03) территория ООО "Аквариум-СП" земли рыборазводных прудов, а также прилегающая территория к ООО "Зеленый городок" в пределах противопожарных расстояний не убрана от сухой травы, камыша, горючих отходов (нарушение пункта 21 ППБ 01-03).
30.08.2011 в присутствии законного представителя общества директора Шелкова В.В. составлен протокол об административном правонарушении N 387439 по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ, в котором зафиксирован факт нарушения пункта 21 ППБ 01-03 (л.д. 16).
Постановлением по делу об административном правонарушении от 05.09.2011 N 288, с участием законного представителя, ООО "Аквариум-СП" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренной части 2 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 400 000 рублей (л.д. 15).
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав на отсутствие в его действиях состава вменяемого ему правонарушения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, указал, что факт нарушения правил и норм пожарной безопасности подтверждается материалами дела.
Апелляционная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 20.04 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон N 69-ФЗ) установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. В соответствии с указанной статьей руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Закона N 69-ФЗ).
Пунктом 10 Правил установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В силу ст. 1 Закона N 69-ФЗ под противопожарным режимом понимаются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.
В соответствии со ст. 30 Закона N 69-ФЗ в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим, в период действия которого устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми документами по пожарной безопасности.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" установлен перечень требований пожарной безопасности обязательный для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Как верно установлено судом первой инстанции, в ходе проверки выявлены следующие нарушения, территория ООО "Аквариум-СП" земли рыборазводных прудов, а также прилегающая территория к ООО "Зеленый городок" в пределах противопожарных расстояний не убрана от сухой травы, камыша (нарушение пункта 21 ППБ 01-03), которые отражены в оспариваемом постановлении от 05.09.11 N 288.
Общество не обеспечило своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Объектом административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Судом первой инстанции правильно установлено, что собранными материалами по делу объективно установлена вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ. Описание деяния нашло свое отражение в протоколе и оспариваемом постановлении, и подтверждено представленными доказательствами.
Факт совершения правонарушения подтверждается рапортом от 17.08.2011 (л.д. 38 - 39), актом о пожаре от 17.08.2011 (л.д. 40), объяснениями Шелкова В.В. (л.д. 44), объяснениями Малетиной В.Ф. (л.д. 43), протоколом по делу об административном правонарушении N 387439 от 30.08.2011.
При вынесении постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ административным органом были исследованы все факты, имеющие значение, а также учитывались характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Назначена минимальная штрафная санкция, предусмотренная частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ - 400 000 рублей.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что привлечение общества к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не принимаются апелляционным судом как не соответствующие установленным обстоятельствам дела и не опровергающие выводов суда первой инстанции.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение соответствует обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, в связи с чем, апелляционная жалоба главного управления не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от "20" октября 2011 года по делу N А12-16404/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления в законную силу.
Председательствующий
И.И.ЖЕВАК
Судьи
Т.С.БОРИСОВА
С.Г.ВЕРЯСКИНА