Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 по делу N А12-8993/2016
Требование: О признании недействительным представления должностного лица органа по пожарному надзору об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 по делу N А12-8993/2016
Требование: О признании недействительным представления должностного лица органа по пожарному надзору об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Решение: Требование удовлетворено.
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2016 г. по делу N А12-8993/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горячко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горстрой-Альянс"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 июня 2016 года по делу N А12-8993/2016 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горстрой-Альянс" (400074, г. Волгоград, ул. им. Циолковского, д. 31, ОГРН 1023403844397, ИНН 3444074680)
к заместителю главного государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору - заместителю начальника отдела надзорной деятельности по г. Волгограду Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области Карабекову Джеми Тамерлановичу (г. Волгоград)
заинтересованные лица: отдел надзорной деятельности по г. Волгограду Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. 13 Гвардейская, д. 15а), Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. 13 Гвардейская, д. 15а, ОГРН 1043400340356, ИНН 3444118546)
о признании недействительным представления,
установил:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Горстрой-Альянс" (далее - ООО "Горстрой-Альянс", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным представления заместителя главного государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности по г. Волгограду Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области Карабекова Джеми Тамерлановича от 24.12.2015 N 006-134/2015/6 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 24 июня 2016 года в удовлетворении требований заявителя отказано.
ООО "Горстрой-Альянс" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с
пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 04.12.2015 при проведении осмотра помещений жилого дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Калининградской, д. 2 "а", должностным лицом отдела надзорной деятельности по Советскому району отдела надзорной деятельности по г. Волгограду Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (далее - ОНД по г. Волгограда УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области, административный орган) установлено, что ООО "Горстрой-Альянс", являющееся застройщиком названного жилого дома (разрешение на строительство N RU 34301000-06/С11), нарушило требования пункта 6.27 СНиП 21.01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных
постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7: высота горизонтального участка пути эвакуации на первом этаже перед выходом на улицу (в месте размещения балки перекрытия) в свету составляет менее 2 метров (фактическая высота - 1,96 м).
11.12.2015 по факту выявленных нарушений начальником отдела надзорной деятельности по Советскому району ОНД по г. Волгограда УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области в отношении ООО "Горстрой-Альянс" составлен протокол N 006-134/2015/3 об административном правонарушении, предусмотренном
частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
24.12.2012 заместителем главного государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору - заместителя начальника ОНД по г. Волгограда УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области Карабековым Д.Т. принято постановление N 006-134/2015/5, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
24.12.2015 заместителем главного государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору - заместителя начальника ОНД по г. Волгограда УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области Карабековым Д.Т. в порядке
статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ООО "Горстрой-Альянс" вынесено представление N 006-134/2015/6, согласно которому обществу надлежит в течение одного месяца устранить причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений, рассмотреть вопрос о принятии мер дисциплинарного наказания в отношении должностных лиц, допустивших нарушения требований пожарной безопасности, установить контроль за устранением указанных нарушений.
ООО "Горстрой-Альянс", полагая, что выданное административным органом представление является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое представление выдано уполномоченным должностным лицом, содержит законные требования, не нарушает прав и законных интересов общества, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия пришла к следующим выводам.
Согласно
части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (
часть 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со
статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу
части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из закона следует, что обязанностью административного органа является установление в ходе административной процедуры конкретных причин выявленного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, определение конкретных мер, принятие которых позволит избежать подобного правонарушения в будущем, доведение в соответствующем представлении этих обстоятельств до нарушителя, обращение к нарушителю с требованием о принятии указанных мер и о сообщении о принятых мерах в установленный срок административному органу.
В оспариваемом представлении имеется ссылка на выявленные факты нарушения требований пожарной безопасности, что явилось основанием для привлечения общества к административной ответственности и назначения наказания в виде административного наказания.
Однако, вопреки требованиям
статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данное представление не содержит указания на выявленные административным органом конкретные причины правонарушения и условия, способствовавшие совершению правонарушения, допущенного обществом.
Согласно представлению от 24.12.2015 N 006-134/2015/6 административный орган обязывает ООО "Горстрой-Альянс" в течение одного месяца "устранить причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений". Судебная коллегия находит, что подобная формулировка мер по устранению причин и условий правонарушения является неопределенной, что обусловливает фактическую неисполнимость вынесенного представления.
В нарушение приведенного закона представление не содержит указания на конкретные меры, действия, принятие которых приведет к устранению причин правонарушения и условий, способствовавших совершению ООО "Горстрой-Альянс" правонарушения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоответствии обжалуемого представления требованиям, предъявляемым к его вынесению
статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных обществом требований.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении ФАС ПР от 19.09.2013 по делу N А55-560/2013.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Горстрой-Альянс" по платежному поручению от 15.07.2016 N 671 уплачена государственная пошлина в размере 3000 (три тысячи) руб.
В соответствии с
подпунктами 3,
12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в
пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", размер государственной пошлины, подлежащей оплате обществом по настоящему делу, составляет 1500 руб.
Согласно
подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено
главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) руб. подлежит возврату ООО "Горстрой-Альянс" из федерального бюджета, как излишне уплаченная.
Руководствуясь
статьями 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 июня 2016 года по делу N А12-8993/2016 отменить.
Принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным представление заместителя главного государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности по г. Волгограду Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области Карабекова Джеми Тамерлановича от 24.12.2015 N 006-134/2015/6 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Горстрой-Альянс" из федерального бюджета излишне уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, перечисленную по платежному поручению от 15.07.2016 N 671.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
М.Г.ЦУЦКОВА