Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 по делу N А57-9223/2013
Требование: О привлечении ЗАО к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 по делу N А57-9223/2013
Требование: О привлечении ЗАО к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2013 г. по делу N А57-9223/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Александровой Л.Б., Пригаровой Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
при участии в судебном заседании:
от ЗАО "СИРИУС-А" - Гиевая Е.В., по доверенности от 01.07.2013 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Саратовской области
на решение арбитражного суда Саратовской области от 26 августа 2013 года по делу N А57-9223/2013 (судья А.В. Калинина),
по заявлению Управления Росздравнадзора по Саратовской области,
к ЗАО "СИРИУС-А",
о привлечении ЗАО "СИРИУС-А" к административной ответственности по
ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ,
установил:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось Управление Росздравнадзора по Саратовской области с заявлением о привлечении ЗАО "СИРИУС-А" к административной ответственности по
ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 26 августа 2013 года по делу N А57-9223/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель ЗАО "СИРИУС-А" поддержал отзыв на апелляционную жалобу, возражал против доводов апелляционной жалобы.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
Согласно отчету о публикации, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
В соответствии с
пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.11 при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в
части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями
абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с
пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке
ст. 123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 21.05.2013 года по 28.05.2013 года Управлением Росздравнадзора по Саратовской области проведена плановая проверка в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств, контроля качества лекарственных средств, государственного контроля за обращением медицинских изделий, контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, контроля за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг, в соответствии с приказом руководителя Управления Росздравнадзора по Саратовской области от "07" мая 2013 N П64 - 157/13, в аптечных организациях Закрытого акционерного общества "СИРИУС-А", расположенных по адресам: 412030, Саратовская область, г. Ртищево, улица 50 лет Октября, д. 2 и 413230, Саратовская область, Краснокутский район, г. Красный Кут, ул. Комсомольская, д. 52Б, в ходе которой выявлены нарушения правил хранения, правил отпуска (реализации) лекарственных средств и правил изготовления лекарственных средств в аптеке по адресу 412030, Саратовская область, г. Ртищево, улица 50 лет Октября, д. 2.
По результатам проверки 28 мая 2013 года Управлением Росздравнадзора по Саратовской области составлен Акт проверки N 45-02-13 от 28 мая 2013 года и Протокол об административном правонарушении от 28 мая 2013 по
части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Ввиду того, что вопрос о привлечении к ответственности, предусмотренной названной
статьей, в соответствии с
частями 1 и
3 статьи 23.1 КоАП РФ отнесен к компетенции арбитражного суда, Управление Росздравнадзора по Саратовской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебная коллегия считает, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с
частью 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган.
На основании
части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (
часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 9.4,
10.3,
10.6,
10.8,
частью 2 статьи 11.21,
статьями 14.37,
14.44,
14.46,
20.4 настоящего Кодекса.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной
статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Суд первой инстанции верно установил, что административным органом нарушен процесс, установленный
КоАП РФ, привлечения ЗАО "СИРИУС-А" к административной ответственности, и эти нарушения неустранимы.
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования
статей 25.1,
28.2 и
29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу прямого указания
части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд наряду с иными обстоятельствами, имеющими значение для дела, определяет, соблюден ли установленный порядок привлечения лица к административной ответственности.
Порядок привлечения к административной ответственности, установленный
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является обязательным для всех органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования
статей 25.1,
28.2 и
29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно
части 1 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители.
В соответствии с
частью 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим
Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в
пункте 24 Постановления Пленума от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными
статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно положениям
статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные данной
статьей.
В силу
части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (
часть 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (
часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно
части 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении должен быть подписан законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. После составления протокола об административном правонарушении его копия вручается под расписку законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело.
В силу
статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законным представителем юридического лица выступает его руководитель или другое лицо, признаваемое законом или учредительными документами органом данного юридического лица. Полномочия законного представителя должны быть подтверждены документами, удостоверяющими его служебное положение.
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. Вместе с тем
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника.
Из материалов дела следует, что при составлении Протокола об административном правонарушении от 28 мая 2013 года в отношении ЗАО "СИРИУС-А" присутствовала представитель общества Сущева М.А., действующая на основании общей доверенности от 28 мая 2013 года.
Из содержания доверенности от 28 мая 2013 года, на основании которой Сущева М.А., подписала протокол об административном правонарушении от 28 мая 2013 года, следует, что которой Сущева М.А. уполномочена представлять интересы ЗАО "СИРИУС-А" в Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Саратовской области при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора), проводимых в отношении Общества.
Доверенность на имя Сущевой М.А. от 28 мая 2013 года является общей на представление интересов общества, полномочий на участие в административном деле Сущевой М.А. обществом не предоставлялись.
В своей апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что Управлением Росздравнадзора по Саратовской области соблюден порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюденным, указав при этом, что о времени и месте принятия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении ЗАО "СИРИУС-А" было извещено.
Надлежащим извещением Управление Росздравнадзора по Саратовской области считает представленный в материалы дела отчет о направлении факса по телефонным номерам 21-61-34, 21-61-37.
Судебная коллегия отклоняет данный довод на основании следующего.
В соответствии с
частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела.
Согласно
части 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Судом первой инстанции в порядке
ст. 66 АПК РФ истребовал из ОАО ММЭС "Ростелеком" сведения о принадлежности абонентских номеров: 8 (8452) 21-61-34 и 8 (8452) 21-61-37 - ОАО ММЭС "Ростелеком", а также сведения о регистрации указанных номеров за ЗАО "СИРИУС-А".
Согласно ответу ОАО ММЭС "Ростелеком" поступившему в арбитражный суд Саратовской области 21 августа 2013 года следует, что договоры на предоставление услуг связи абонентских номеров: 8 (8452) 21-61-34 и 8 (8452) 21-61-37 - ОАО ММЭС "Ростелеком" заключены с Саютиным Андреем Александровичем, заключенные договора между ЗАО "Сириус-А" и ОАО "Ростелеком" на оказание услуг связи с предоставлением телефонных номеров 8 (8452) 21-61-34 и 8 (8452) 21-61-37 отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что извещение о времени и месте составления Протокола по делу об административном правонарушении от 28 мая 2013 года в адрес общества или законного представителя не поступало.
В соответствии со
статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из доказательств по делу об административном правонарушении является протокол об административном правонарушении. Составление протокола с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях" суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений
статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может явиться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого
решения административного органа (
часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Таким образом, указанное лицо, не извещенное надлежащим образом о месте и времени составления протокола, было лишено предоставленных
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника.
В соответствии с
частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, что указанные нарушения носят существенный характер, и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь
статьями 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение арбитражного суда Саратовской области от 26 августа 2013 года, по делу N А57-9223/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Н.ПРИГАРОВА