Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2018 N 12АП-3240/2018 по делу N А12-48870/2017
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2018 N 12АП-3240/2018 по делу N А12-48870/2017
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.


Содержание


ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2018 г. по делу N А12-48870/2017
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веряскиной С.Г.,
без вызова сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "Спецнефтематериалы" (400006, г. Волгоград, ул. Шкирятова, д. 23, ИНН 3441009323, ОГРН 1023402457704)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 26 февраля 2018 года по делу N А12-48870/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Е.В. Пономарева),
по заявлению прокуратуры Тракторозаводского района г. Волгограда (400006, г. Волгоград, ул. Дзержинского, д. 26)
о привлечении акционерного общества "Спецнефтематериалы" (400006, г. Волгоград, ул. Шкирятова, д. 23, ИНН 3441009323, ОГРН 1023402457704) к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях,
установил:
прокуратура Тракторозаводского района г. Волгограда (далее - прокуратура, административный орган) обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении к административной ответственности акционерного общества "Спецнефтематериалы" (далее - АО "Спецнефтематериалы", общество) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 26 февраля 2018 года АО "Спецнефтематериалы" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24. КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
АО "Спецнефтематериалы", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Прокуратурой представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба АО "Спецнефтематериалы" рассматривается в арбитражном суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве").
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на сайте суда в сети Интернет 22 марта 2018 года.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 21.12.2017 на основании решения заместителя прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда от 20.12.2017 N 0055/2017 прокуратурой проведена проверка соблюдения АО "Спецнефтематериалы" требований действующего законодательства в области гражданской обороны при использовании, эксплуатации и надлежащем содержании защитного сооружения гражданской обороны - нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Шкирятова, 23.
В ходе проверки выявлены нарушения АО "Спецнефтематериалы" требований содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Шкирятова, 23, переданного обществу на основании договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также не выполнение мероприятий гражданской обороны от 05.02.2004 N 3/18, а именно, в нарушение пунктов 3.2.1, 3.2.3, 3.2.10, 3.2.11, 3.2.24, 3.5.1, 4.5.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583), пунктов 2, 3 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575 (далее - Порядок), пунктов 5.2.7, 10.5.4 СП 8.13330.2014 "Защитные сооружения гражданкой обороны", пунктов 36, 57 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", статей 52, 54, 107 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" аварийный выход загроможден; доступ в защитное сооружение (далее - ЗС); ограничен; на потолках и стенах в помещении защитного сооружения обнаружены следы протекания воды (по информации ответственного должностного лица крыша данного ЗС ГО местами протекает, меры по ее восстановлению в 2016-2017 годах не принимались); стены оштукатурены по всей площади, стены в санузлах защитного сооружения облицованы керамической плиткой; санузел, расположенный в одной из частей ЗС ГО, не используемый в хозяйственных целях, не закрыт и не опечатан; резиновые детали уплотнения защитных герметичных дверей полностью окрашены, что влечет нарушение герметичности ЗС ГО; пожарный шкаф выполнен из горючего материала (дерева), не укомплектован (отсутствует пожарный рукав, ствол); емкость запаса питьевой воды не оборудована водоуказателем; защитное сооружение и помещения защитного сооружения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации, необходимая документация на ЗС ГО N 18 утрачена, журнал оценки технического состояния объекта, план перевода на режим приема укрываемых, план внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава, инструкция по противопожарной безопасности, инструкция по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, системы вентиляции, энергоснабжения, канализации, водоснабжения отсутствуют.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 25.12.2017.
В связи с выявленным правонарушением 25.12.2017 прокуратурой в отношении АО "Спецнефтематериалы" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, действия общества квалифицированы по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1. КоАП РФ прокуратура направила в арбитражный суд Волгоградской области указанное постановление и обратилась с заявлением о привлечении к административной ответственности АО "Спецнефтематериалы" за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление и привлекая АО "Спецнефтематериалы" к административной ответственности, исходил из того, что событие административного правонарушения установлено, в действиях общества имеется состав вмененного административного правонарушения, прокуратурой соблюдены требования в отношении порядка возбуждения производства по делу об административном правонарушении.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
Объективная сторона части 2 статьи 7.24 КоАП РФ предусматривает использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции установлено, что 05.02.2004 между Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области и АО "Спецнефтематериалы" заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, по условиям которого на ответственное хранение и в безвозмездное пользование АО "Спецнефтематериалы" передано защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. Шкирятова, 23.
В соответствии со статьей 9 Федерального законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Пунктом 4 статьи 18 Закона N 28-ФЗ предусмотрено, что обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.
Согласно пункту 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок), в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
В соответствии с пунктом 10 Порядка организации обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Указанные требования также закреплены в Правилах эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583).
Пунктом 3.2.1 Правил N 583 установлено, что при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.
Согласно пункту 3.2.24 Правил N 583 санузлы, не используемые в хозяйственных целях, должны быть закрыты и опечатаны.
В силу пункта 3 Порядка при содержании ЗС ГО в мирное время запрещается облицовка стен керамической плиткой.
В соответствии с пунктом 3.2.10 Правил N 583 не допускается окрашивать резиновые детали уплотнения.
Пунктом 3 Порядка также предусмотрено, что при содержании ЗС ГО в мирное время запрещается окрашивание резиновых деталей уплотнения.
Согласно пункту 3.2.3 Правил N 583 пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается их загромождение. Аналогичные правила предусмотрены пунктом 3 Порядка.
В силу пункта 3.2.11 Правил N 583 инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
Пунктом 4.5.2 Правил N 583 предусмотрено, что емкости запаса питьевой воды должны быть оборудованы водоуказателями, водоразборными кранами, иметь люки для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей.
Аналогичные требования указаны в пункте 10.5.4 СП 88.13330.2014 "Защитные сооружения гражданской обороны" - емкости запаса питьевой воды должны быть оборудованы водоуказателями и люками для очистки и окраски внутренних поверхностей.
Согласно пункту 3 Порядка при содержании ЗС ГО в мирное время запрещается оштукатуривание потолков и стен помещений.
Также в пункте 5.2.7 СП 88.13330.2014 "Защитные сооружения гражданской обороны" указано, что отделку основных и вспомогательных помещений убежищ следует предусматривать в зависимости от назначения помещений, но не выше улучшенной отделки. Оштукатуривание потолков, стен и перегородок, а также облицовка стен и перегородок керамической плиткой не допускается.
Пунктом 3.5.1 Правил N 583 определено, что при эксплуатации ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться правилами пожарной безопасности в Российской Федерации в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время.
В силу пункта 36 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
Согласно статье 52 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе, устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Пунктом 1 статьи 54 указанного закона определено, что системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
В зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами, венткамер, категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток (пункт 4 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией").
Пунктом 57 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" установлено, что руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, организует перекатку пожарных рукавов. Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении.
В соответствии со статьей 107 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы должны обеспечивать размещение и хранение в них первичных средств пожаротушения. Конструкция пожарных шкафов и многофункциональных интегрированных пожарных шкафов должна позволять быстро и безопасно использовать находящееся в них оборудование. Пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы должны быть изготовлены из негорючих материалов.
Факт нарушения АО "Спецнефтематериалы" установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 25.12.2017, постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 25.12.2017.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, того, что обществом до проведения проверки предпринимались меры для сохранности защитного сооружения, поддержания его в постоянной готовности к использованию по предназначению, а также доказательств, что предприятие приняло все зависящие от него меры по использованию объектов нежилого фонда, находящихся в федеральной собственности с соблюдением норм и правил эксплуатации и содержания таких объектов, в материалы дела не представлено.
Следовательно, вина АО "Спецнефтематериалы" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ, установлена и доказана.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что спорный объект нежилого фонда им не используется, не эксплуатируется, судебной коллегией отклоняется ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, подписав договор от 05.02.2004 и приняв на ответственное хранение указанный объект нежилого фонда, являющейся защитным сооружением гражданской обороны, АО "Спецнефтематериалы" приняло на себя обязательство, предусмотренное пунктом 2.1. договора, по сохранению защитного сооружении, принятию мер по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.
Таким образом, не использование АО "Спецнефтематериалы" данного объекта нежилого фонда не освобождает общество от соблюдения установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда при использовании защитного сооружения гражданской обороны.
Отсутствие в материалах дела акта приема-передачи спорного помещения не свидетельствует о не нахождении объекта нежилого фонда у АО "Спецнефтематериалы", с учетом ежемесячной уплатой обществом арендной платы за земельный участок, на котором расположено спорное защитное сооружение.
Довод апеллянта о том, что состояние помещения при заключении договора сторонами договора не зафиксировано, является несостоятельным, поскольку с момента подписания договора от 05.02.2004, ответственность за надлежащее состояния спорного объекта лежит на заявителе.
Довод апелляционной жалобы о том, что выявленные нарушения предполагают проведения глобальной реконструкции по инфраструктуре спорного объекта, что запрещено пунктом 3 договора от 05.02.2004, судебной коллегией отклоняется как документально неподтвержденный.
В апелляционной жалобе общество указывает на то, что АО "Спецнефтематериалы" не имеет категории по гражданской обороне, в связи с чем не нуждается в защитном сооружении. Данный довод апелляционной инстанцией не принимается, так как отсутствие категории или необходимости в защитном сооружении не снимает с общества в силу заключенного договора ответственность за соблюдение требований действующего законодательства в области гражданской обороны при использовании, эксплуатации и надлежащем содержании защитного сооружения гражданской обороны.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что в действиях АО "Спецнефтематериалы" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
Порядок привлечения общества к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершенному деянию. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП не установлено.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 26 февраля 2018 года по делу N А12-48870/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Спецнефтематериалы" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
С.Г.ВЕРЯСКИНА