Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022 N 12АП-11348/2021 по делу N А57-15787/2021
Требование: О признании незаконными отказа органа МЧС РФ о продлении сроков исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, предписания в части сроков устранения нарушений, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем принятия решения о продлении срока исполнения предписания.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022 N 12АП-11348/2021 по делу N А57-15787/2021
Требование: О признании незаконными отказа органа МЧС РФ о продлении сроков исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, предписания в части сроков устранения нарушений, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем принятия решения о продлении срока исполнения предписания.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2022 г. по делу N А57-15787/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей В.В. Землянниковой, Ю.А. Комнатной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу ТСЖ "Евродом" (410028, Саратовская область, г. Саратов, ул. им. И.В. Мичурина, д. 122 "А", ИНН 6450933209, ОГРН 1086450003276)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 ноября 2021 года по делу N А57-15787/2021
по заявлению ТСЖ "Евродом" (410028, Саратовская область, г. Саратов, ул. им. И.В. Мичурина, д. 122 "А", ИНН 6450933209, ОГРН 1086450003276)
заинтересованное лицо: Главное управление министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (410028, Саратовская область, г. Саратов, Соборная площадь, д. 7, ИНН 6450604733, ОГРН 1046405036886)
о признании незаконным отказа;
о признании незаконным предписания и обязании устранить допущенное нарушение прав,
без участия сторон
установил:
ТСЖ "Евродом" (далее ТСЖ, Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным отказа ОНД и ПР ГУ по городу Саратову УНД и ПР ГУ МЧС РФ по Саратовской области (далее надзорный орган, Управление), выраженного в письме N 2631-4-8-24 от 29.06.2021 о продлении сроков исполнения предписания N 345/1/1 от 26.05.2021; о признании незаконным предписания N 345/1/1 от 26.05.2021 в части сроков устранения нарушений; об обязании ГУ МЧС РФ по Саратовской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя, путем принятия решения о продлении до 30.09.2022 срока исполнения предписания N 345/1/1 от 26.05.2021.
Решением суда первой инстанции от 02 ноября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ТСЖ "Евродом" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что предписание частично исполнено, принимаются меры к его полному исполнению. При этом апеллянт указывает, что общая стоимость работ составляет 1,2 млн. руб., в настоящее время данная сумма не собрана с собственников помещений. ТСЖ указало, что в настоящее время имеется проект на монтаж пожарной сигнализации, что свидетельствует о принятии заявителем мер по исполнению предписания. По мнению ТСЖ, требования предписания в установленный срок до 01.11.2021 неисполнимы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке
статей 121 -
123,
186 АПК РФ.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с
частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Как следует из материалов дела, в период с 27.04.2021 по 26.05.2021 на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки от 02.04.2021 N 345, надзорным органом проведена внеплановая выездная проверка в отношении ТСЖ "Евродом" (г. Саратов, ул. Мичурина, д. 122А) с целью контроля за исполнением предписания ГПН N 392/1/1 от 29.07.2020 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
По результатам проведенной проверки 26.05.2021 составлен акт проверки N 345, в котором зафиксированы факты невыполнения предписания ГПН N 392/1/1 от 29.07.2020 (том 1, л.д. 74).
26.05.2021 заместителем главного государственного инспектора г. Саратова по пожарному надзору в адрес ТСЖ "Евродом" выдано предписание N 345/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, которым предписано:
-согласно п. 1 предписания, система модульного пожаротушения в парковке находится в неисправном состоянии;
-согласно п. 2 предписания, автоматическая система противодымной защиты в парковке находится в неисправном состоянии;
-согласно п. 3 предписания, в лестничных клетках первого подъезда (с 1 по 10 этажи) допускается устройство кладовых.
Срок устранения нарушений установлен до 01.11.2021.
09.06.2021 г. ТСЖ "Евродом" обратилось в Отдел с заявлением о продлении сроков исполнения предписания до 30.09.2022 г.
Письмом N 2631-4-8-24 от 29.06.2021 административным органом отказано Товариществу в продлении сроков устранения нарушений, в связи с тем, что Административным регламентом не предусмотрен перенос сроков действующего предписания.
ТСЖ "Евродом", полагая, что отказ в продлении сроков предписания и предписание в части установленных сроков, являются незаконными, нарушают права ТСЖ, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований ТСЖ "Евродом", исходил из соответствия указанных ненормативных актов закону и отсутствия нарушения прав и законных интересов ТСЖ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с
частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно
части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу
п. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом
ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
По смыслу
пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выносится в случае установления при проведении проверки нарушений требований законодательства, соблюдение которых является обязательным для проверяемого юридического лица, в целях их устранения.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона.
Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законными и обоснованными. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта, который исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (
статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исполнимость предписания следует понимать, как наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным.
На основании
пункта 8 статьи 18 Закона N 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценных, в том числе уникальных, документов Архивного фонда Российской Федерации, документов, имеющих особое историческое, научное, культурное значение, входящих в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности подразумеваются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности представляет собой невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
статье 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 Закона N 69-ФЗ определено, что государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право, в частности, давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
Согласно
статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу
п. 16 (к) постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ" на объектах защиты запрещается устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы.
В силу
п. 54 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ" руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется, в том числе, с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ТСЖ "Евродом" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина 122а, следовательно, является лицом, ответственным за содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе за соблюдением требований пожарной безопасности.
В соответствии с
частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (
часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с
подпунктами "а" и
"е" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в
пункте 13 данных правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В предписании от 26.05.2021 N 345/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности указано, что
- система модульного пожаротушения в парковке находится в неисправном состоянии;
- автоматическая система противодымной защиты в парковке находится в неисправном состоянии;
- в лестничных клетках первого подъезда (с 1 по 10 этажи) допускается устройство кладовых.
Срок устранения нарушений установлен до 01.11.2021.
Наличие указанных нарушений подтверждается материалами дела и ТСЖ не оспаривается.
Как следует из материалов дела, 09.06.2021 г. ТСЖ "Евродом" обратилось в Отдел с заявлением о продлении сроков исполнения предписания до 30.09.2022 г.
К заявлению приложены документы, обосновывающие необходимость продления срока исполнения предписания.
Письмом N 2631-4-8-24 от 29.06.2021 административным органом отказано Товариществу в продлении сроков устранения нарушений, в связи с тем, что Административным регламентом не предусмотрен перенос сроков действующего предписания.
На момент выдачи оспариваемого по данному делу отказа в продлении сроков исполнения предписания действовал Административный
регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденный приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 (действовал до 12.07.2021) (далее - Административный регламент).
В соответствии с Административным
регламентом предметом федерального государственного пожарного надзора является выполнение предписаний органов ГПН (пункт 5).
Должностные лица органов ГПН, при исполнении государственной функции, имеют право выдавать органам власти, организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара, предписания в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (далее - предписание по устранению несоответствия); вносить в органы власти предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (пункт 8 Административного регламента).
Применение такой меры, как выдача предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности связано с реализацией публично значимой цели защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, обусловлено выявлением фактов соответствующих нарушений.
Согласно
п. 93 Административного регламента при выявлении в ходе проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия, невыполнения в установленный в предписании срок требований пожарной безопасности:
каждому из лиц, перечисленных в подпункте 1 пункта 90 настоящего Административного регламента, с учетом разграничения полномочий и ответственности за обеспечение пожарной безопасности выдается новое предписание (предписания) об устранений нарушений, в котором (которых):
устанавливаются новые сроки устранения не выполненных к установленному сроку нарушений требований пожарной безопасности;
переносятся из предписания, исполнение которого проверяется, ранее предложенные к исполнению нарушения, срок устранения которых не истек, при этом сохраняются ранее установленные и не истекшие сроки;
принимаются меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании
пункта 90 Административного регламента в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа ГПН, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны):
1) с учетом разграничения права собственности, ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом особых условий применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, а также руководителей и иных работников указанных хозяйствующих субъектов, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Анализ вышеприведенных норм позволяет прийти к выводу о том, что действующим законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности не устанавливаются конкретные сроки, в течение которых должны исполняться предписания должностных лиц, осуществляющих соответствующий государственный надзор, срок выполнения требований предписания определяется уполномоченным лицом в каждом конкретном случае исходя из характера выявленных нарушений, степени общественной опасности допущенного нарушения, а также реальной исполнимости такого предписания.
Сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностным лицом органа ГПН с учетом характера нарушения, а также исходя из имущественного и финансового положения (для государственных, муниципальных учреждений), организационных и технических условий, влияющих на их устранение (
пункт 90 Административного регламента).
Поскольку срок исполнения предписания является одним из положений предписания, обращения о продлении срока исполнения такого предписания подлежит рассмотрению уполномоченным органом.
Указанный вывод не противоречит положениям
пункта 136 Административного регламента, согласно которому, по результатам рассмотрения жалобы на решение или действие (бездействие), принятое или осуществленное в ходе проверки, должностное лицо органа ГПН, рассматривавшего жалобу: признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица правомерными; признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений, восстановления или защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов заинтересованного лица.
Административным
регламентом действительно не предусмотрен перенос сроков действующего предписания.
Однако отсутствие нормативного регламентирования порядка продления сроков исполнения предписаний по устранению выявленных нарушений, само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного ходатайства.
Нормы действующего законодательства не содержат перечня оснований, при наличии которых уполномоченное должностное лицо может продлить срок исполнения ранее выданного предписания. Поэтому признание тех или иных причин уважительными, объективно обуславливающими необходимость продления названного срока, относится к дискреционным полномочиям компетентного органа, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Продление срока исполнения предписания является правом, а не обязанностью органа государственного контроля (надзора), реализуемым исходя из конкретных обстоятельств и при наличии к тому достаточных оснований.
К таким основаниям следует относить обстоятельства объективного характера, не зависящие от хозяйствующего субъекта, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалось от него в целях соблюдения установленных требований закона.
Таким образом, Управление в ответ на обращение ТСЖ о продлении сроков исполнения предписания должно было обосновать установленные в предписании сроки и решить вопрос о наличии или отсутствии оснований для продления срока исполнения предписания. Однако в рассматриваемом случае изложенный в письме от 29.06.2021 ответ Управления не содержит мотивированного обоснования по сути заявленного ходатайства.
При принятии судебного акта суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со
ст. 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае, нарушения, указанные в оспариваемом предписании N 345/1/1, были выявлены Управлением еще в апреле 2015 года.
Материалами дела установлено, что в период с 10 марта 2015 года по 06 апреля 2015 года, на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 20.02.2015 г. N 256 (л.д. 66-67), сотрудниками ОНД и ПР по городу Саратову УНД и ПР Главного управления МЧС России по Саратовской области в отношении ТСЖ "Евродом", расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина, д. 122а, проведена плановая выездная проверка.
В результате проведения проверки были выявлены нарушения требовании пожарной безопасности, а именно: на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты, на эвакуационном выходе в парковке установлены подъемно-опускные ворота, не оборудованные калиткой, что препятствует свободной эвакуации людей, система модульного пожаротушения в парковке находиться в неисправном состоянии, автоматическая система противодымной защиты в парковке находится в неисправном состоянии, краны внутреннего противопожарного водоснабжения в подземной парковке, не в полном объеме укомплектованы рукавами, стволами и полугайками, в помещениях жилого дома допускается эксплуатация электросветильников со снятыми колпаками, предусмотренными конструкцией светильника, административное помещение на первом этаже не оборудовано установками автоматической пожарной сигнализации, на дверях, отделяющих межквартирные коридоры от лифтовых холлов, отсутствуют приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах, система автоматической пожарной сигнализации жилого дома находится в неисправном состоянии, система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в жилом доме находится в неисправном состоянии, система приточно-вытяжной противодымной вентиляции жилого дома находится в неисправном состоянии, в лестничных клетках первого подъезда (с 1 по 10 этажи) допускается устройство кладовых, не проводиться ежемесячно проверка работоспособности пожарных насосов-повысителей с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния насосов, не предусмотрена дорожка из негорючих материалов шириной не менее 2 метров от крышной котельной до входа в лестничную клетку, двери в элетрощитовую и вентиляционную камеру выполнены не противопожарными с пределом огнестойкости EI 30, аппаратура управления установок пожаротушения и сигнализации размещена не в помещении дежурного поста или другом помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство.
По итогам проведения плановой выездной проверки составлен акт проверки N 256 от 06.04.2015 (л.д. 68-69) и выдано предписание N 256/1/1 от 06.04.2015 (л.д. 70-71) со сроком исполнения до 01.04.2016 г..
Таким образом, в ходе проведения проверки ТСЖ "Евродом" в 2015 г. установлены нарушения, в т.ч. - система модульного пожаротушения в парковке находится в неисправном состоянии; - автоматическая система противодымной защиты в парковке находится в неисправном состоянии; - в лестничных клетках первого подъезда (с 1 по 10 этажи) допускается устройство кладовых.
Указанные нарушения не устранены ТСЖ с 2015 г.
Учитывая характер выявленных нарушений требований пожарной безопасности, при возникновении пожара в многоквартирном доме существует реальная угроза для жизни и здоровья людей.
ТСЖ ссылается на то, что ТСЖ ежегодно принимаются меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности: в 2020 г. разработан проект по замене системы пожаротушения и оповещения в парковке, установлена аппаратура управления в помещениях консъержей, 21.01.2021 г. решением общего собрания приняты решения об установлении обязательного взноса на ремонт системы пожаротушения; между ТСЖ и ООО "МК ГОСТ" заключен договор от 26.04.2021 г. на частичный монтаж системы пожаротушения в парковке дома; платежным поручением оплачено 200000 руб. за работы по частичной замене системы пожаротушения и дымоудаления. ТСЖ представлены документы (договор, платежное поручение, протокол собрания, письмо, коммерческое предложение)
Вместе с тем, в предписании установлен срок для устранения нарушений - до 01.11.2021.
Представленные в материалы дела документы не подтверждают доводы ТСЖ о неисполнимости выданного предписания в указанный в нем срок.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что оспариваемое в рамках настоящего дела предписание является повторным и вынесено по результатам внеплановой проверки, проведенной с целью контроля ранее выданного предписания от 29.07.2020 г. N 392/1/1. Кроме того, ТСЖ было выдано предписание N 297/1/ от 17.05.2017 г. со сроком исполнения до 02.10.2017 г., содержащее аналогичные нарушения: - система модульного пожаротушения в парковке находится в неисправном состоянии; - автоматическая система противодымной защиты в парковке находится в неисправном состоянии; - в лестничных клетках первого подъезда (с 1 по 10 этажи) допускается устройство кладовых.
Таким образом, о наличии нарушений требований пожарной безопасности и необходимости их устранения заявитель был извещен по результатам проверки, проведенной еще в 2015 г.
Выдавая повторные предписания, контролирующий орган фактически продлевал срок исполнения первоначально выданного предписания.
Представленные ТСЖ, в обоснование необходимости продления срока исполнения предписания, документы, не могут служить основанием для продления срока исполнения предписания по устранению нарушений, возникших в 2015 г. и которые до настоящего времени ТСЖ не устранены, что влечет угрозу жизни и здоровья людей.
Таким образом, нарушения указанные в пунктах 1, 2, 3 предписания N 345/1/1 от 26.05.2021 были выявлены в период с 2015 по 2021 года в ходе ранее проведенных в отношении ТСЖ "Евродом" проверок, в том числе проводимых с целью контроля ранее выданных предписаний, и не исполнялись ТСЖ длительное время.
Срок устранения нарушений требований пожарной безопасности установлен в оспариваемом предписании до 01.11.2021, фактически составляет 6 месяцев с момента выдачи предписания N 345/1/1 от 26.05.2021 и более 5 лет с момента выдачи предписания N 256/1/1 от 06.04.2015.
ТСЖ знало о выявленных нарушениях с 2015 г., осознавая потенциальную опасность для жизни, здоровья людей, однако надлежащих мер по устранению указанных нарушений не предприняло и в целях избежания административной ответственности заявляет о продлении срока исполнения предписания.
При указанных обстоятельствах, отсутствуют основания для продления ТСЖ срока исполнения предписания N 345/1/1 от 26.05.2021.
Права ТСЖ письмом от 29.06.2021 г. об отказе в продлении срока исполнения предписания от 26.05.2021 г. N 345/1/1, не нарушены.
Выданное ТСЖ предписание в части установления срока исполнения до 01.11.2021 г. является законным и обоснованным.
При установлении срока исполнения предписания, надзорным органом были приняты во внимание характер выявленных нарушений, их потенциальная опасность для жизни, здоровья людей, имущественное и финансовое положение ТСЖ, организационные и технические условия, влияющие на их устранение.
Основания для установления более длительного срока исполнения предписания у надзорного органа отсутствовали.
Оснований считать, что у ТСЖ отсутствует реальная возможность исполнить предписание, у суда апелляционной инстанции не имеется. Вопросы же реально существовавшей возможности исполнения предписания в течение предоставленного срока, наличие или отсутствие источников финансирования мер по обеспечению пожарной безопасности, подлежат исследованию в случае рассмотрения дела о привлечении субъекта к соответствующей административной ответственности (в части установления виновности).
Таким образом, по мнению апелляционной коллегии, оспариваемое предписание в части установления срока его исполнения является законным и обоснованным, отвечает принципам определенности и исполнимости.
Доказательства нарушения прав и законных интересов ТСЖ предписанием в оспариваемой части и отказом, выраженном в письме N 2631-4-8-24 от 29.06.2021 ТСЖ, не представлены.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения суда, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных по делу обстоятельств.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь
статьями 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 ноября 2021 года по делу N А57-15787/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном
статьями 275 -
276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.В.ПУЗИНА
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
Ю.А.КОМНАТНАЯ