Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 N 12АП-274/2015 по делу N А57-22337/2014
Требование: О привлечении ЗАО к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 N 12АП-274/2015 по делу N А57-22337/2014
Требование: О привлечении ЗАО к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2015 г. по делу N А57-22337/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "Тандер" - Солодских А.Г., доверенность от 08.04.2014 N 2-4/207,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер" (г. Краснодар, ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 28 декабря 2014 года по делу N А57-22337/2014 (судья Землянникова В.В.)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (г. Саратов)
о привлечении закрытого акционерного общества "Тандер" (г. Краснодар, ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "Тандер" (далее ЗАО "Тандер", общество) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 28 декабря 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЗАО "Тандер", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 20 января 2015 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя ЗАО "Тандер", проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 02.07.2014 года в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 297 от 22.04.2014 г. "О проведении внеплановых проверок в отношении ЗАО "Тандер" (по поручению Правительства РФ от 16.04.2014 г. N ОГ-П12-2585), была проведена внеплановая выездная проверка предприятий торговли и общественного питания ЗАО "Тандер", расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Академика Антонова О.К., д. 14 "Б"; г. Саратов, Колхозная площадь, б/н; г. Саратов, проспект им. С.М. Кирова, д. 43; г. Саратов, ул. Кутякова, д. 7; г. Саратов, ул. Чернышевского, 56 "А", г. Саратов, пл. Орджоникидзе, 1, по соблюдению обязательных требований законодательства в сфере защиты прав потребителей.
В ходе проведения проверки в отношении ЗАО "Тандер" по адресу:
г. Саратов, ул. Академика Антонова О.К, д. 14 "Б", установлено, что:
1) на момент проведения проверки в хлебопекарном и в кондитерском цехах находится продукция, на которую не сохранены этикетки производителя, в связи с чем, невозможно идентифицировать продукт и установить его реальные сроки годности, отсутствует информация об изготовителе и товаре, дате выработки и сроках реализации: орех фундук, в количестве 0,570 гр.; мука, в количестве 20 кг 900 гр.; маргарин для выпечки, в количестве 3 кг 476 гр., в связи с чем, не представляется возможным идентифицировать пищевую продукцию с предоставленными товарно-сопроводительными документами - отсутствие этикетки с транспортной тары производителя не позволяет идентифицировать продукцию и установить ее реальные сроки годности;
2) в мясном цехе, в холодильной камере охлажденные мясные туши свинины хранятся на вешалках соприкасаясь со стенами холодильника.
В результате чего были нарушены обязательные требования ст. 13; п. 9 ст. 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 " О безопасности пищевой продукции"; ст. 4 часть 4.2 пункт 1 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", глава IX пункт 93 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции".
В ходе проведения проверки в отношении ЗАО "Тандер" по адресу:
г. Саратов, Колхозная площадь, б/н, установлено, следующее:
1) на момент проверки в продаже находились 4 упаковки свежих шампиньонов без листков-вкладышей (этикеток) производителя, позволяющих идентифицировать продукт, установить наименование пищевой продукции, его реальные сроки годности, условия хранения, наименование и место нахождения изготовителя данной пищевой продукции.
2) при фасовке сыров магазином, на этикетке прикрепленной к потребительской упаковке, не указаны дата изготовления, срок годности и условия хранения сыров, а именно в продаже представлены расфасованные сыры, на этикетках которых указано:
- сыр "Маасдам", м. д.ж. 45%, изготовитель: Германия, цена за 1 кг 329 руб. 90 коп., общим весом 579, 44 кг упаковано 02.07.14 г.;
- сыр "Пошехонский", м. д.ж. 45%, изготовитель: Украина, цена за 1 кг 200 руб. 80 коп., общим весом 136,08 кг, упаковано: 02.07.14 г.;
- сыр "Монастырский", м. д.ж. 50%, изготовитель: Украина, цена за 1 кг 297 руб. 40 коп., общим весом 155,482 кг, упаковано: 02.07.14 г.;
- сыр "Гоюс Рокишкио", м. д.ж. 40%, изготовитель: Литва, цена за 1 кг 468 руб., общим весом 0,380 кг, упаковано: 02.07.14 г.;
- сыр "Рокишкио", м. д.ж. 45%, изготовитель: Германия, цена за 1 кг 402 руб., общим весом 1,436 кг, упаковано: 02.07.14 г.;
- сыр "Радамер", м. д.ж. 45%, изготовитель: Германия, цена за 1 кг 440 руб., общим весом 0,908 кг, упаковано: 02.07.14 г.;
- сыр "Ламбер", м. д.ж. 50%, изготовитель: Германия, цена за 1 кг 451 руб., общим весом 1,018 кг, упаковано: 02.07.14 г.;
- сыр "Адыгейский", м. д.ж. 45%, изготовитель: Воронеж, цена за 1 кг 249 руб., общим весом 0,596 кг, упаковано: 02.07.14 г.;
- сыр "Мадета Золотая Нива", м. д.ж. 60%, изготовитель: Чехия, цена за 1 кг 476 руб. 40 коп., общим весом 0, 239 кг, упаковано: 02.07.14 г.;
- Сливочный сырный продукт, м. д.ж. 50%, изготовитель: Украина, цена за 1 кг 308 руб., общим весом 3,126 кг, упаковано: 02.07.14 г.;
- Сметанковый сырный продукт, м. д.ж. 50%, изготовитель: Украина, цена за 1 кг 308 руб., общим весом 2,832 кг, упаковано: 02.07.14 г.;
- сыр "Российский", м. д.ж. 50%, изготовитель: Украина, цена за 1 кг 319 руб., общим весом 2,85 кг, упаковано: 02.07.14 г.;
- сыр "Радость вкуса Мраморный", м. д.ж. 50%, изготовитель: Москва, цена за 1 кг 339 руб. 90 коп., общим весом 1,79 кг, упаковано: 02.07.14 г.;
- сыр "Моцарелла", м. д.ж. 45%, изготовитель: Литва, цена за 1 кг 323 руб. 40 коп., общим весом 0,934, упаковано: 02.07.14 г.;
- сыр "Голландский", м. д.ж. 45%, изготовитель: Украина, цена за 1 кг 204 руб. 60 коп., общим весом 1,446 кг, упаковано: 02.07.14 г.;
- сыр "Тильзитер", м. д.ж. 45%, изготовитель: Германия, цена за 1 кг 279 руб. 90 коп., общим весом 0,894 кг, упаковано: 02.07.14 г.;
- сыр "Гауда Хофмайстер", м. д.ж. 48%, изготовитель: Германия, цена за 1 кг 299 руб. 90 коп., общим весом 0,914 кг, упаковано: 02.07.14 г.;
- продукт сырный плавленый "Жинкина крынка", изготовитель: г. Омск, цена за 1 кг 135 руб. 20 коп., общим весом 1,126 кг, упаковано: 02.07.14 г.;
- сыр "Костромской", м. д.ж. 45%, изготовитель: Украина, цена за 1 кг 200 руб. 80 коп., общим весом 1,126 кг, упаковано: 02.07.14 г.
3) не представлена личная медицинская книжка 1-го сотрудника предприятия (Гриднева Н.В. - продавец универсал), у одно из сотрудников нарушен график прохождения медицинского осмотра - Живайкина Л.И. (отметка о прохождении медицинского осмотра от 06.04.2014 г., отметка о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации от 04.04.2012 г.).
В результате чего были нарушены обязательные требования ст. 17 п. 9 ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", ст. 4 п. 6 ТР ТС 022/2011 Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки", п. 5 части 4.12 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), ст. 17 п. 10 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
В ходе проведения проверки в отношении ЗАО "Тандер" по адресу:
г. Саратов, проспект им. С.М. Кирова, д. 43, установлено:
1) При фасовке сыров в ассортименте магазином, на этикетке прикрепленной к потребительской упаковке, не указаны дата изготовления, срок годности и условия хранения сыров, а именно в продаже представлены расфасованные сыры, на этикетках которых указано:
- сыр "Маасдам", м. д.ж. 45%, изготовитель: Германия, цена за 1 кг и отвес, упаковано 02.07.14 г.;
- сыр "Пошехонский", м. д.ж. 45%, изготовитель: Украина, цена за 1 кг и отвес, упаковано: 02.07.14 г.;
- сыр "Монастырский", м. д.ж. 50%, изготовитель: Украина, цена за 1 кг и отвес, упаковано: 02.07.14 г..
2) В торговом зале находится на реализации лук, который упакован в помещении магазина в полиэтиленовые пакеты; кабачки, чеснок, слива в развес, на которую не сохранены этикетки с транспортной тары производителя, в связи с чем, невозможно идентифицировать продукт и установить его реальные сроки годности, отсутствует информация об изготовителе и товаре, дате выработки и сроках реализации.
В результате чего, были нарушены обязательные требования п. 5 части 4.12 ст. 4 технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011).
В ходе проведения плановой проверки в отношении ЗАО "Тандер" по адресу: г. Саратов, ул. Кутякова, д. 7 установлено следующее:
1) при фасовке сыров магазином, на этикетке, прикрепленной к потребительской упаковке, не указаны дата изготовления, срок годности и условия хранения сыров, а именно в продаже представлены расфасованные сыры, на этикетках которых указано:
- сыр "Гоюс Рокишкио", м. д.ж. 40%, цена за 1 кг 466 руб., общим весом 0,180 кг, упаковано: 02.07.14 г., цена отвеса 83,88;
аналогичным образом оформлены этикетки расфасованных сыров "Янтарный" колбасный, "Костромской", "Пошехонский", "Литовский", "Тильзинер", "Гауда Хофмастер", "Мраморный", "Маасдам", "Эддам Хофмастер".
2) в реализации находится замороженная пищевая продукция: крабовые палочки, рыбные палочки, реализуемые на развес, на которую не сохранены этикетки с тары поставщика, в связи с чем, не представляется возможным идентифицировать пищевую продукцию с предоставленными товарно-сопроводительными документами - отсутствие этикетки с транспортной тары (производителя) не позволяет идентифицировать продукцию и установить ее реальные сроки годности.
В результате чего были нарушены обязательные требования п. 5 части 4.12 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", ст. 17 п. 9, п. 13 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 " О безопасности пищевой продукции"; п. 1 часть 4.2 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 " Пищевая продукция в части ее маркировки".
В ходе проведения проверки в отношении ЗАО "Тандер" по адресу:
г. Саратов, ул. Чернышевского, 56 "А" установлено следующее:
1) выявлен факт приема и реализации плодоовощной продукции без информации о пищевой продукции на русском языке, а именно: на этикетке транспортной тары грибов свежих - "шампиньоны", в количестве 9 ящиков и перца болгарского свежего, 1 ящик, сведения о пищевой продукции не переведены на русский язык, в том числе: не указано на русском языке наименование страны по месту нахождения изготовителя.
2) в реализации находятся свежие арбузы в количестве 7 штук, на которые не сохранены этикетки с транспортной тары производителя, в связи, с чем утеряна информация об изготовителе, условиях хранения, а также сведения позволяющие идентифицировать партию пищевой продукции, что является нарушением п. 7.4, п. 8.24 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевой продукции" (далее СП 2.3.6.1066-01), которым определено, что этикетки (ярлыки) на таре поставщика должны сохраняться до окончания сроков годности (хранения) пищевых продуктов. Реализация продуктов питания в организациях торговли без этикеток (листов-вкладышей) запрещена.
3) при реализации рыбной продукции в гастрономическом отделе не соблюдается необходимый температурный режим, определенный производителем, а именно:
- необходимый температурный режим хранения для икры лососевой зернистой "Тунгутун", производителя ЗАО "СевероВосточная Компания ЛТД" г. Москва, согласно информации, указанной на этикетке, температура хранения составляет от минус 6С0 до минус 4С0. В торговом зале гипермаркета данная продукция реализуется при температуре минус 2С0,
- температура хранения рыбной продукции в среднетемпературной камере, установленной в гастрономическом отделе торгового зала так же не соответствует необходимому температурному режиму хранения, определенного изготовителем для продукции находящейся в камере на момент проверки: условия хранения для мойвы и скумбрии п/к изготовителя ООО " Морепродукт" составляют от 0С0 до минус 8С0, вомера х/к изготовителя ООО СП "Норли-Т" от минус 4С до минус 8С, по факту температура в камере составляет +1,4С, что так же подтверждается данными чек-листа контроля температуры, чем нарушен п. 7.5 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", которым определено, что хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции.
В результате чего были нарушены обязательные требования п. 2 ст. 4.2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", п. 9 ст. 17, ст. 4.2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", п. 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", п. 3.1 решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" N 021/2011
В ходе проведения проверки в отношении ЗАО "Тандер" по адресу:
г. Саратов, пл. Орджоникидзе, д. 1 установлено, что в реализации находятся обезличенные продукты: сыр Маасдам по цене 324 руб. 00 коп. за кг., 3 куска массой 0,75 кг, сыр Рокишкио по цене 389 руб. 90 коп. за кг., 4 куска массой 1 кг расфасованы в магазине в упаковочную пленку, маркировка с упаковки изготовителя с необходимой информацией о продукте отсутствует, на упаковке магазина отсутствует информация о дате изготовления, сроке годности и условиях хранения продукта, на остатке в холодильном оборудовании магазина кусок сыра Маасдам массой 3,2 кг, 2 куска сыра Рокишкио массой 3,4 кг которые подвергались расфасовке, без маркировочных ярлыков изготовителя с необходимой информацией о продукте; в реализации креветки королевские 3,1 кг по цене 393 руб. 30 коп. за кг., и креветки в панцире 3,1 кг по цене 219 руб. 90 коп. за кг., реализуемые на развес из полиэтиленового мешка без маркировки с необходимой информацией о продукте, этикетка с транспортной тары не сохранена. Таким образом, до потребителя не доводятся сведения о дате изготовления, сроке годности, условиях хранения, изготовителе, составе указанных продуктов.
В результате чего были нарушены обязательные требования п. 3 ст. 6, п. 1 ст. 10, ст. 13, п. 9, 10 ст. 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции"; ст. 3, п. 1 ч. 4.2 ст. 4, п. 5, 6 части 4.12 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 Пищевая продукция в части ее маркировки", п. 93 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013); п. 66 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013); ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"; п. 7.4, 8.24, СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001, п. 15 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".
Выявленные нарушения отражены в актах проверки от 17.07.2014 г. (по адресу: г. Саратов, пр. им. Кирова С.М., д. 43); от 21.07.2014 года (по адресу:
г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 56 "а"); от 04.07.2014 года (по адресу: г. Саратов, ул. Академика Антонова О.К., д. 14 "Б"); от 16.07.2014 года (по адресу: г. Саратов, ул. Кутякова д. 7); от 07.07.2014 года (по адресу: г. Саратов, ул. Орджоникидзе, д. 1); от 04.07.2014 года (по адресу: г. Саратов, ул. Колхозная площадь б/н).
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении N 359 от 02.09.2014 года, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении ЗАО "Тандер" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление административного органа, пришел к выводу о наличии в действиях ЗАО "Тандер" состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Суд указал, что Управлением доказана вина ЗАО "Тандер" во вмененном правонарушении, существенных нарушений при составлении протокола не допущено.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей
В соответствии с примечанием к данной статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Нормами статьи Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года N 880 утвержден технический регламент "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
Настоящий Регламент разработан в целях защиты жизни и (или) здоровья человека; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей); защита окружающей среды.
Технический регламент ТС распространяется на пищевую продукцию; процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, связанные с требованиями к пищевой продукции.
Пунктом 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 установлено, что изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В силу пунктов 9, 10, 13 статьи 17 ТР ТС 021/2011 Пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции. Работники, занятые на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
В случае если осуществляется реализация пищевой продукции, не упакованной в потребительскую упаковку, или часть информации о которой размещена на листках-вкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 утвержден технический регламент "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011).
Настоящий Регламент разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к пищевой продукции в части ее маркировки, обеспечения свободного перемещения пищевой продукции, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Указанный регламент Таможенного союза распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию в части ее маркировки.
В силу статьи 3 ТР ТС 022/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Пунктами 1, 2 части 4.2 статьи 4 ТР ТС 022/2011 установлены общие требования к маркировке пищевой продукции, помещенной в транспортную упаковку, а именно:
Маркировка транспортной упаковки, в которую помещена пищевая продукция, должна содержать следующие сведения:
1) наименование пищевой продукции;
2) количество пищевой продукции;
3) дату изготовления пищевой продукции;
4) срок годности пищевой продукции;
5) условия хранения пищевой продукции;
6) сведения, позволяющие идентифицировать партию пищевой продукции (например, номер партии);
7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции.
В случае если в транспортную упаковку помещена пищевая продукция без потребительской упаковки, предназначенная изготовителем для дальнейшей фасовки (конфеты, сахар-песок и другая пищевая продукция), маркировка транспортной упаковки, в которую помещена такая пищевая продукция, должна соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи.
Предусмотренная пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи и нанесенная в виде надписей маркировка пищевой продукции, помещенной в транспортную упаковку, должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи.
В силу пунктов 5, 6 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011 при фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствии потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения. Иные сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции (в том числе путем нанесения на потребительскую упаковку и (или) этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу или прилагаемый к каждой упаковочной единице продукции).
Сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, в отношении пищевой продукции, помещенной непосредственно в транспортную упаковку, а также пищевой продукции, фасование которой осуществляется организациями розничной торговли в присутствии потребителя, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции.
Решением Комиссии Таможенного союза от 9 октября 2013 г. N 68 утвержден технический регламент "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013).
Настоящий технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продуктов убоя и мясной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на продукты убоя и мясную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, а также процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются:
а) продукты убоя и мясная продукция:
мясо;
субпродукты;
жир-сырец и продукты его переработки, в том числе животные топленые жиры;
кровь и продукты ее переработки;
кость и продукты ее переработки;
мясо механической обвалки (дообвалки);
сырье кишечное;
сырье коллагенсодержащее и продукты его переработки (в том числе желатин);
мясные и мясосодержащие продукты из мяса;
мясные и мясосодержащие колбасные изделия;
мясные и мясосодержащие полуфабрикаты и кулинарные изделия;
мясные и мясосодержащие консервы;
бульоны мясные и мясосодержащие;
сухие мясные и мясосодержащие продукты;
продукты из шпика;
продукты убоя для детского питания;
мясная продукция для детского питания;
б) процессы производства, хранения, перевозки, реализации, утилизации продуктов убоя и мясной продукции.
В соответствии с пунктом 93 ТР ТС 034/2013 в холодильных камерах продукция размещается в штабелях на стеллажах или поддонах, высота которых должна быть не менее 8-10 см от пола. От стен и приборов охлаждения продукция располагается на расстоянии не менее 30 см. Между штабелями должны быть проходы, обеспечивающие беспрепятственный доступ к продукции.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.10.2013 N 67 утвержден технический регламент "О безопасности молока и молочной продукции".
Настоящий Регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Технический регламент ТС распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза и используемые в пищевых целях, включая:
а) сырое молоко - сырье, обезжиренное молоко (сырое и термически обработанное) - сырье, сливки (сырые и термически обработанные) - сырье;
б) молочную продукцию, в том числе:
молочные продукты;
молочные составные продукты;
молокосодержащие продукты;
побочные продукты переработки молока;
продукцию детского питания на молочной основе для детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), дошкольного возраста (от 3 до 6 лет), школьного возраста (от 6 лет и старше), адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси (в том числе сухие), сухие кисломолочные смеси, молочные напитки (в том числе сухие) для питания детей раннего возраста, молочные каши, готовые к употреблению, и молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста;
в) процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции;
г) функциональные компоненты, необходимые для производства продуктов переработки молока.
Согласно пункту 66 ТР ТС 022/2011 молоко и молочная продукция должны сопровождаться информацией для потребителей, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011) и дополнительным требованиям настоящего технического регламента.
В силу п. 7.4, 8.24, СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001, этикетки (ярлыки) на таре поставщика должны сохраняться до окончания сроков годности (хранения) пищевых продуктов.
В организациях торговли запрещается реализация продукции:
- без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность;
- с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре, без этикеток (или листов-вкладышей);
- при отсутствии необходимых условий для соблюдения температурных и влажностных условий хранения;
- мяса без ветеринарного клейма, условно годного мяса и мясопродуктов;
- непотрошеной птицы, за исключением дичи, яиц из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам, а также с загрязненной скорлупой, с пороками (красюк, туман, кровяное кольцо, большое пятно, миражные), с насечкой, "тек", "бой", утиных и гусиных яиц;
- творога, изготовленного из непастеризованного молока, молока и сливок с повышенной кислотностью (самоквас);
- консервов, имеющих дефекты: бомбаж, хлопуши, подтеки, пробоины и сквозные трещины, деформированных, с признаками микробиологической порчи (плесневение, брожение, ослизнение) и др.;
- загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожуры овощей и фруктов;
- дефростированных и повторно замороженных пищевых продуктов и продовольственного сырья;
- домашнего приготовления;
- с истекшими сроками годности;
- нерасфасованной и неупакованной, кроме групп продуктов, определенных законодательством Российской Федерации;
- без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативной и технической документации;
- в грязную тару покупателя и печатную макулатуру.
В силу статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Согласно пункту 15 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.
Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено при рассмотрении спора, вина ЗАО "Тандер" в совершении вменяемого в вину административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно: актами проверки от 17.07.2014 г. (по адресу: г. Саратов, пр. им. Кирова С.М., д. 43); от 21.07.2014 года (по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 56 "а"); от 04.07.2014 года (по адресу: г. Саратов, ул. Академика Антонова О.К., д. 14 "Б"); от 16.07.2014 года (по адресу: г. Саратов, ул. Кутякова д. 7); от 07.07.2014 года (по адресу: г. Саратов, ул. Орджоникидзе, д. 1); от 04.07.2014 года (по адресу: г. Саратов, ул. Колхозная площадь б/н); протоколом об административном правонарушении N 359 от 02.09.2014 года и другими.
Таким образом, ЗАО "Тандер" не соблюдены обязательные требования п. 3 ст. 6, п. 1 ст. 10, ст. 13, п. 9, 10 ст. 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции"; ст. 3, п. 1 ч. 4.2 ст. 4, п. 5, 6 части 4.12 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 Пищевая продукция в части ее маркировки", п. 93 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013); п. 66 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013); ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"; п. 7.4, 8.24, СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001, п. 15 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".
С учетом вышеизложенного, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ЗАО "Тандер" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Довод общества о нарушении Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области при проведении проверки положений ч. 16 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон N 294-ФЗ), является несостоятельным по следующим основаниям.
Из части 1, пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" следует, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Настоящим Федеральным законом устанавливается порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закон N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица N 173-в от 18.06.2014 года срок проведения проверки составляет 20 дней. К проведению проверки необходимо приступить с 02.07.2014 года. Проверку окончить не позднее 29.07.2014 года.
Таким образом, исходя из требований ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, ЗАО "Тандер" должен был быть уведомлен о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Из материалов дела следует, что уведомление о проведении внеплановой проверки N 5040 от 18.06.2014 года было направлено руководителю ЗАО "Тандер" (г. Краснодар) 19.06.2014 года и согласно сведениям, содержащимся на сайте Почты России: отслеживание почтовых отправлений вручено адресату 30.06.2014 года. Кроме того, 25.06.2014 года уведомление о проведении внеплановой проверки N 5040 от 18.06.2014 года было направлено руководителю ЗАО "Тандер" (г. Краснодар) на электронный адрес, указанный на официальном сайте Общества в сети Интернет.
Учитывая изложенное, доводы общества о том, что Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области при проведении проверки нарушены положения ч. 16 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являются необоснованными, направленными на уход от ответственности за совершенное административное правонарушение.
В апелляционной жалобе общество также указывает на то, что сводный акт проверки от 29.07.2014 не является допустимым доказательством по делу об административном правонарушении, поскольку не подписан должностными лицами, проводившими проверку.
Апелляционный суд считает данный довод несостоятельным, поскольку в оспариваемом решении суд первой инстанции не ссылался на акт проверки от 29.07.2014 как на доказательство совершения обществом вменяемого в вину административного правонарушения.
В обжалуемом решении суд первой инстанции обоснованно указал, что вина ЗАО "Тандер" в совершении вменяемого в вину административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно: актами проверки от 17.07.2014 г. (по адресу: г. Саратов, пр. им. Кирова С.М., д. 43 (т. 1 л.д. 56-57); от 21.07.2014 года (по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 56 "а") (т. 1 л.д. 65-67); от 04.07.2014 года (по адресу: г. Саратов, ул. Академика Антонова О.К., д. 14 "Б") (т. 1 л.д. 62-64); от 16.07.2014 года (по адресу: г. Саратов, ул. Кутякова д. 7) (т. 1 л.д. 68-69); от 07.07.2014 года (по адресу: г. Саратов, ул. Орджоникидзе, д. 1) (т. 1 л.д. 125-126); от 04.07.2014 года (по адресу: г. Саратов, ул. Колхозная площадь б/н) (т. 1 л.д. 58-61), которые содержат подписи должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки.
Апелляционный суд не установил нарушений закона при составлении указанных актов проверки, поэтому оснований для их исключения из состава доказательств не имеется.
Кроме того, факт вменяемого обществу в вину административного правонарушения подтверждается и другими доказательствами по делу об административном правонарушении.
Учитывая, что факт совершения административного правонарушения установлен, процессуальных нарушений привлечения ЗАО "Тандер" к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не выявлено, апелляционный суд считает, что заявление Управления удовлетворено судом первой инстанции правомерно.
Размер административного штрафа назначен судом в минимальном размере в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Порядок привлечения к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 28 декабря 2014 года по делу N А57-22337/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ