Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 по делу N А57-19994/2020
Требование: Об отмене определения о передаче дела для направления его в суд общей юрисдикции.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 по делу N А57-19994/2020
Требование: Об отмене определения о передаче дела для направления его в суд общей юрисдикции.
Решение: Определение оставлено без изменения.
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2021 г. по делу N А57-19994/2020
Резолютивная часть постановления объявлена "19" апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" апреля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Степуры С.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гурьяновой Н.Н., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наследие" на определение Арбитражного суда Саратовской области от 31 марта 2021 года по делу N А57-19994/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Наследие" (г. Саратов, пос. Мирный, д. б/н, пом. 3; ИНН 6450090100, ОГРН 1156451019801)
заинтересованные лица: Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Петровскому, Аткарскому и Екатериновскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Саратовской области (Саратовская область, г. Петровск, ул. Ломоносова, 11А); Главное Управление МЧС по Саратовской области (г. Саратов, Соборная пл. 7); Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области (г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 128А)
о признании незаконным и отмене постановления Главного государственного инспектора по Петровскому, Аткарскому и Екатериновскому районам Саратовской области по пожарному надзору от 22.09.2020 N 131 по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Наследие",
без вызова сторон
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Наследие" (далее - ООО "Наследие", Общество) с заявлением к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Петровскому, Аткарскому и Екатериновскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Саратовской области (далее - ОНД и ПР по Петровскому, Аткарскому и Екатериновскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Саратовской области) о признании незаконным и отмене постановления Главного государственного инспектора по Петровскому, Аткарскому и Екатериновскому районам Саратовской области по пожарному надзору от 22.09.2020 N 131 по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении ООО "Наследие".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГУ МЧС по Саратовской области, Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 31.03.2021 дело N А57-19994/2020 передано в Саратовский областной суд по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина, 85, для направления его в суд общей юрисдикции.
ООО "Наследие", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, заявление об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Письменных отзывов в порядке
статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на апелляционную жалобу не представлено.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с
частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке
статей 266,
268 -
272 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Основанием для передачи N А57-19994/2020 Арбитражным судом Саратовской области послужило установление неподсудности дела арбитражному суду.
Согласно
части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим
Кодексом.
В соответствии со
статьей 6 АПК РФ законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Согласно положениям
АПК РФ под установленным порядком обращения в арбитражный суд понимается, в том числе, и соблюдение заявителем правил о подсудности.
В параграфе 2 главы 4 АПК РФ определены правила подсудности дел, подведомственных арбитражным судам.
В силу
части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Подсудность дел предполагает установление законом разграничения как предметной компетенции, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и в рамках каждого вида юрисдикции - для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело; несоблюдение установленной федеральным законодателем подсудности дел нарушает конституционное предписание о законном суде, а через это - и само право на судебную защиту; рассмотрение дела вопреки правилам о подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу
статей 46 и
47 Конституции Российской Федерации, не является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы (
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 N 1-П).
В соответствии с правовой позицией, выраженной в
Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.04.2006 N 3-П, правосудие должен осуществлять только тот суд и тот судья, к ведению которых законом отнесено рассмотрение конкретного дела, при этом рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда.
В
Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 N 262-О разъяснено, что рассмотрение дел должно осуществляться судом, который в соответствии с установленными законом правилами подведомственности и подсудности обладает соответствующей компетенцией по рассмотрению конкретного дела.
Согласно
пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019 N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если после вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ при поступлении в суд общей юрисдикции искового заявления, административного искового заявления, подлежащего рассмотрению арбитражным судом, или при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю соответственно на основании
пункта 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ,
пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ,
пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ.
В соответствии с
частью 4 статьи 39 АПК РФ если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Предметом настоящего спора являются требования ООО "Наследие" о признании незаконным и отмене постановления Главного государственного инспектора по Петровскому, Аткарскому и Екатериновскому районам Саратовской области по пожарному надзору от 22.09.2020 N 131 по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Согласно
части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении (постановление, вынесенное должностным лицом) может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В силу
части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с
частью 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Необходимым условием для рассмотрения арбитражным судом дел по заявлениям юридического лица или индивидуального предпринимателя об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности является предпринимательский (экономический) характер административного правонарушения. При этом имеются в виду случаи, когда при совершении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем административного правонарушения, за которое они привлечены к административной ответственности, допущены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов, установленных применительно к соответствующим видам осуществляемой ими предпринимательской (экономической) деятельности с учетом содержания и особенностей данных видов деятельности. Административное правонарушение, совершенное юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и выразившееся в нарушении общих требований нормативных правовых актов, соблюдение которых является обязательным для всех юридических и (или) физических лиц, независимо от их категории и от видов осуществляемой ими деятельности, не может быть признано связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. То есть, в таком правонарушении отсутствует предпринимательский (экономический) характер.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в
Определении от 20.02.2014 N 261-О, дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны не арбитражным судам, а судам общей юрисдикции.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу
пункта 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно
части 3 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным
кодексом Российской Федерации и статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесенное судьей суда общей юрисдикции, может быть обжаловано в соответствии с
пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ в вышестоящий суд общей юрисдикции.
При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в
части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и
пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
В пункте 10 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 года, разъяснено, что из положения
части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации следует, что в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством обжалуется любое постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное административным органом, при условии, что это правонарушение связано с осуществлением совершившим его юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предпринимательской или иной экономической деятельности.
При установлении такой связи необходимо учитывать, что в государственном регулировании предпринимательской и иной экономической деятельности используются как правовые средства, так и средства административного регулирования - разрешение совершения определенных действий (в том числе лицензирование); обязательные предписания совершения каких-либо действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; контроль и надзор и т.д.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством в нормативных правовых актах правил, норм и стандартов влечет за собой применение к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся предпринимательской и иной экономической деятельностью, административной ответственности.
Таким образом, для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов законодатель в данной норме установил необходимость в каждом конкретном случае учитывать следующие критерии:
1) административное правонарушение совершено определенным в
КоАП Российской Федерации субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота;
2) административное правонарушение совершено этим лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Указанный вывод прямо следует из содержания
пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Таким образом, Пленум и Президиум Верховного Суда Российской Федерации императивно указали, что если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области пожарной безопасности, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности в любом случае подлежат рассмотрению исключительно в судах общей юрисдикции.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае ООО "Наследие" привлечено к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Указанной нормой установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требованиями пожарной безопасности признаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности, а противопожарным режимом - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (
статья 1 Закона о пожарной безопасности).
На основании
пункта 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима), настоящие
Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу
статьи 37 Закона о пожарной безопасности организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Обществу вменяется нарушение соответствующих требований
Закона о пожарной безопасности и
Правил противопожарного режима, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, за нарушение которых общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации ("Нарушение требований пожарной безопасности ").
Указанная статья содержится в
главе 20 КоАП РФ "Административные правонарушения посягающие на общественный порядок и общественную безопасность".
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного
статьей 20.4 КоАП РФ, выражается в действиях, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области пожарной безопасности.
Объектом правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, представляющая собой совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер по борьбе с огнем.
В рассматриваемом случае обществом, по мнению административного органа, нарушены требования законодательства в области пожарной безопасности
Закона о пожарной безопасности, что влечет привлечение к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации.
При этом оснований полагать, что вмененное административное правонарушение было совершено обществом исключительно в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, не имеется.
Иными словами, привлечение к административной ответственности связано не столько с осуществлением обществом предпринимательской деятельности, сколько с необходимостью соблюдения требований пожарной безопасности.
Таким образом, исходя из позиции, изложенной в
пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, заявление об оспаривании постановления от 22.09.2020 N 131, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьей 20.4 КоАП РФ, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Аналогичная позиция изложена в
Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2019 N 305-ЭС19-22652, Постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2014
N 305-АД14-475, от 01.10.2014
N 304-АД14-776, от 27.10.2014
N 306-АД14-4214, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014) (вопрос 10), Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016) (вопрос 4), утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 и 19.10.2016 соответственно.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявление ООО "Наследие" об оспаривании постановления о привлечении к ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а подлежит передаче в Саратовский областной суд для дальнейшего его направления в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для признания настоящего спора не подлежащим рассмотрению в арбитражном суде и, как следствие, относящимся к подведомственности суда общей юрисдикции. Иная позиция заявителя основана на неверном толковании норм права.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, наличие у заявителя статуса юридического лица и направленность осуществляемой им хозяйственной деятельности на получение прибыли сами по себе не дают оснований для безусловного отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда. Выполнение лицом требований в области пожарной безопасности при использовании для предпринимательской деятельности проверяемого административным органом помещения и территории не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность. Следует признать, что правоотношения, вытекающие из соблюдения требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, не обусловлены лишь наличием статуса хозяйствующего субъекта (юридического лица, индивидуального предпринимателя), либо осуществлением экономической деятельности. Обязанность соблюдать правила пожарной безопасности имеется у всех лиц, независимо от участия их в предпринимательских отношениях, поэтому нарушение данных обязанностей не может рассматриваться как следствие участия в экономических отношениях.
В настоящем случае отсутствуют достаточные основания считать, что вмененное правонарушение носит предпринимательский (экономический) характер, связано с осуществлением предпринимательской (экономической) деятельности.
Доказательств обращения в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании постановления и отказа суда общей юрисдикции в принятии указанного заявления, судами первой и апелляционной инстанций не установлено, заявителем не представлено. Оценка фактических обстоятельств совершения правонарушения, выполнения административным органом процессуальных требований должна производиться компетентным судом, рассматривающим дело по существу.
На основании изложенного, заявление ООО "Наследие" об оспаривании постановления о привлечении к ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ не подлежало рассмотрению в арбитражном суде.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости в порядке
части 4 статьи 39 АПК РФ передачи дела в Саратовский областной суд для дальнейшего его направления в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено.
При таких условиях оснований для отмены обжалуемого определения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь
статьями 268 -
272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
определение Арбитражного суда Саратовской области от 31 марта 2021 года по делу N А57-19994/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и кассационному обжалованию не подлежит.
Судья
С.М.СТЕПУРА