Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Поволжского округа от 21.06.2012 по делу N А72-7365/2011 данное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 по делу N А72-7365/2011
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 по делу N А72-7365/2011
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено в части.
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2012 г. по делу N А72-7365/2011
Резолютивная часть постановления объявлена: 27 февраля 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 05 марта 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием:
от закрытого акционерного общества "Яблонька" - Коннов А.Е., доверенность от 01 июля 2011 года,
от ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области - Шабанова А.В., доверенность от 13 января 2012 года N 1, Эйдлин Д.В., доверенность от 13 января 2012 года N 25,
от Отдела надзорной деятельности по г. Ульяновску - не явился, извещен,
от заместителя главного государственного инспектора города Ульяновска по пожарному надзору П.М. Коргутлова - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Яблонька"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12 декабря 2011 года по делу N А72-7365/2011 (судья Ипполитова И.В.),
принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Яблонька" (ОГРН 1027301566995; ИНН 7328040141), г. Ульяновск,
к Главному Управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области, г. Ульяновск,
к Отделу надзорной деятельности по г. Ульяновску, г. Ульяновск,
к заместителю главного государственного инспектора города Ульяновска по пожарному надзору П.М. Коргутлову, г. Ульяновск,
о признании незаконным постановления от 16 сентября 2011 года о наложении административного взыскания за нарушение требований пожарной безопасности,
установил:
Закрытое акционерное общество "Яблонька" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Главному Управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области (далее - ответчик 1), Отделу надзорной деятельности по г. Ульяновску (далее - ответчик 2), заместителю главного государственного инспектора города Ульяновска по пожарному надзору П.М. Коргутлову (далее - ответчик 3) о признании незаконным постановления от 16.09.2011 о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12 декабря 2011 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным постановление от 16.09.2011 в части размера административного штрафа, превышающего 150.000 руб. и в части привлечения закрытого акционерного общества "Яблонька" к административной ответственности по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за правонарушение, выразившееся в необорудовании помещений магазина автоматической установкой пожаротушения и отсутствия в подвальном помещении двух эвакуационных выходов. В остальной части заявление закрытого акционерного общества "Яблонька" оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части, в удовлетворении которой отказано, жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Ответчик возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с
частью 5 статьи 268 АПК РФ апелляционным судом проверена законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
В судебное заседание представители Отдела надзорной деятельности по г. Ульяновску, заместителя главного государственного инспектора города Ульяновска по пожарному надзору П.М. Коргутлова не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со
статьями 123,
156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном
ст. ст. 266 -
268 АПК РФ.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
09.09.2011 государственным инспектором г. Ульяновска по пожарному надзору в отношении ЗАО "Яблонька" составлен протокол об административном правонарушении по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Событие административного правонарушения в протоколе описано следующим образом: 09.09.2011 в 16 час. 30 мин. в помещениях магазина ЗАО "Яблонька" по адресу: г. Ульяновск, пр. Ульяновский, 7 допущены нарушения требований пожарной безопасности в Российской Федерации, а именно: лестничные клетки магазина не оборудованы тамбур-шлюзами с подпором воздуха при пожаре, нарушены:
п. 3 ППБ 01-03, п. 7.23 СНиП 21-01-97*; в подвальном этаже магазина перед грузовыми лифтами не установлены тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре, нарушены:
п. 3 ППБ 01-03, п. 7.26 СНиП 21-01-97*; помещения магазина не оборудованы автоматической установкой пожаротушения, нарушены
п. 3 ППБ 01-03,
п. 36.1,
36.2 табл. 3 НПБ 110-03; подвальный этаж не имеет два эвакуационных выхода, нарушены:
п. 3 ППБ 01-03, п. 6.13* СНиП 21-01-97*.
Указанные установленные в ходе проверки обстоятельства послужили основанием для вынесения 16.09.2011 в отношении ЗАО "Яблонька" постановления о наложении административного наказания за совершение административного правонарушения в области требований пожарной безопасности, ответственность за совершение которого предусмотрена
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 170.000 руб.
По мнению заявителя, вынесенное постановление от 16.09.2011 является незаконным и нарушает права ЗАО "Яблонька" в сфере экономических правоотношений.
Судебная коллегия апелляционного суда, анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Статьей 2 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
В соответствии со
статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В рамках нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации приказом от 18 июня 2003 года N 313 утвердило
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), регулирующие правоотношения в области пожарной безопасности и устанавливающие обязательные для исполнения требования.
Как указано в
п. 3 Правил пожарной безопасности 01-03, наряду с
Правилами пожарной безопасности, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7 приняты и введены в действие государственные строительные нормы и правила СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность" зданий и сооружений".
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 утверждены нормы пожарной безопасности "
Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)".
В силу положений
статьи 15 Конституции Российской Федерации,
статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
ППБ 01-03, СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", НПБ 110-03 "
Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными и юридическими лицами на территории Российской Федерации.
Кроме того,
пунктом 1 Правил пожарной безопасности 01-03 установлено, что
Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Таким образом,
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации распространяются на ЗАО "Яблонька" и их требования обязательны для соблюдения заявителем, административный орган правильно определил субъект административной ответственности по
ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом положений
части 1 статьи 23.34,
части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено должностными лицами органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, в пределах предоставленных полномочий.
При этом, судом правомерно указано, что срок составления протокола, предусмотренный в
части 1 статьи 28.5 Кодекса, соблюден.
В протоколе отражены сведения, предусмотренные
частью 2 статьи 28.2 Кодекса, в том числе и объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
По смыслу
части 3 статьи 28.2 Кодекса протокол составляется в присутствии представителя лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В рассматриваемой ситуации протокол составлен в присутствии законного представителя ЗАО "Яблонька" Даншиной Маргариты Ивановны, что установлено при исследовании протокола и обстоятельств его составления, должностными лицами пожарного надзора соблюдена процедура возбуждения дела об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный
частью 1 статьи 4.5 Кодекса, административным органом не пропущен.
В соответствии с
п. 36.1,
36.2 табл. 3 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", подвальные и цокольные этажи площадью 200 кв. м и более, а также надземные этажи площадью 500 кв. м и более оборудуются автоматической установкой пожаротушения.
Согласно п. 6.13 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", не менее двух эвакуационных выходов должны иметь подвальные и цокольные этажи при площади более 300 кв. м или предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек.
В пунктах 3, 4 протокола от 09.09.2011 об административном правонарушении указано, что помещения магазина не оборудованы автоматической установкой пожаротушения; подвальный этаж не имеет двух эвакуационных выходов.
В протоколе от 09.09.2011 об административном правонарушении и постановлении от 16.09.2011 указано, что за совершение правонарушений п. 3, 4 предусмотрена ответственность по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Однако, такой состав, как нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным выходам, системам автоматического пожаротушения, предусмотрен
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
При наличии нормы, специально предусматривающей ответственность за совершение административного правонарушения, общая норма не подлежит применению.
Судом правомерно указано, что административный орган неправильно квалифицировал правонарушение, выразившееся в необорудовании помещений магазина автоматической установкой пожаротушения и отсутствии в подвальном этаже двух эвакуационных выходов, по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Пленум ВАС РФ в
п. 9 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в случае если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд, в соответствии с
частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Исходя из изложенного, постановление от 16.09.2011 в части привлечения ЗАО "Яблонька" к административной ответственности по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за правонарушение, выразившееся в необорудовании помещений магазина автоматической установкой пожаротушения и отсутствии в подвальном помещении двух эвакуационных выходов, является недействительным.
В пункте 7.23 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" указано, что в зданиях всех классов функциональной пожарной опасности, кроме Ф1.3, допускается по условиям технологии предусматривать отдельные лестницы для сообщения между подвальным или цокольным этажом и первым этажом. Эти лестницы должны быть ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре.
В протоколе от 09.09.2011 об административном правонарушении указано также на следующее нарушение: лестничные клетки магазина ЗАО "Яблонька" не оборудованы тамбур-шлюзами с подпором воздуха при пожаре.
Согласно п. 7.26 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений". в подвальном или цокольном этаже перед лифтами следует предусматривать тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.
ЗАО "Яблонька" факт отсутствия тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре указанные в протоколе об административном правонарушении не отрицает.
Событие правонарушения в указанной части доказано достаточными доказательствами.
Судом правомерно отклонен, как необоснованный, довод заявителя о том, что поскольку здание магазина построено в 1986 году СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятый и введенный в действие в 1997 году, не может быть применен к зданию, построенному ранее 1997 года.
Из материалов дела следует, и данными технических инвентаризаций доказано, что в помещениях магазина ЗАО "Яблонька" по адресу: г. Ульяновск, пр. Ульяновский, 7 произведена перепланировка и не единожды, в том числе по состоянию на 31.08.1991., 04.02.1997.
По данным ОГУП БТИ изменены планировочные решения торцевых помещений магазина.
Согласно планам БТИ, по состоянию на 1991 год в торцевой части правого крыла помещений магазина, рядом с лифтом, был вход в помещение площадью 70,3 кв. м, из которого в помещение "37" не было выхода.
По плану этой же части помещений на 07.06.1999 видно, что помещение площадью 70,3 кв. м перегорожено, с обустройством колонн и лестницы и оборудованием прохода в помещение "58" (бывшее "57").
Из плана 2005 года видно, что перегородки убраны, выход на улицу оборудован широкой лестницей.
С учетом наличия поэтажных планов помещений магазина с изменениями, внесенными в 1991, 1999, 2005 годах; экспертного заключения N 87 от 18.09.2011 перепланировки магазина "Детский мир" по пр-ту Ульяновскому, 7 (л.д. 14 Приложения N 1); результатом рассмотрения рабочего проекта по перепланировке магазина "Детский мир" начальником СЧ-3 УГПС МЧС Ульяновской области (л.д. 16 Приложения N 1), судом сделан правильный вывод о том, требования СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" распространяются на помещения магазина ЗАО "Яблонька" хотя оно и было введено в эксплуатацию ранее 1997 года.
Следовательно, на заявителя распространяются требования СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", действовавшие на момент перепланировки.
Не является основанием для освобождения заявителя от административного наказания ссылка на недопустимость повторного привлечения к административной ответственности за аналогичные правонарушения, поскольку неисполнение до настоящего времени (с 2007 года) требований норм противопожарной безопасности свидетельствует о пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Исходя из изложенного, допущенные заявителем нарушения требований пожарной безопасности, указанные в пункте 1, 2 постановления от 16.09.2011, доказаны.
Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии вины не установлены.
Совершенное заявителем административное правонарушение, в части пунктов 1, 2, посягает на общественную безопасность, поэтому такое правонарушение не может быть признано малозначительным.
Обстоятельства совершения административного правонарушения в силу
частей 2 и
3 статьи 4.1 КоАП РФ учтены при назначении административного наказания.
В соответствии с
ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более частями статей
Кодекса и рассмотрение дел, о которых подведомственно одному и тому же должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса установлена ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с
частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются, в частности, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Главное Управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области в постановлении о привлечении к административной ответственности не указало на наличие обстоятельств отягчающих вину общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения, применив размер административного штрафа, превышающий минимальный без наличия отягчающих обстоятельств.
Следовательно, административное наказание в виде административного штрафа, в размере, превышающем 150.000 руб., назначено ЗАО "Яблонька" неправомерно.
При отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств, отсутствуют основания для применения Главным Управлением Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области административного наказания в виде административного штрафа превышающего минимальный размер предусмотренный санкцией
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
На основании положений
п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в
частях 2 и
3 статьи 4.1 КоАП РФ. Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь
частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.
Судебная коллегия апелляционного суда соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ЗАО "Яблонька" следует установить административное наказание в виде административного штрафа в размере 150.000 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь
ст. ст. 266 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12 декабря 2011 года по делу N А72-7365/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.И.ЗАХАРОВА