Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 по делу N А55-18151/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 по делу N А55-18151/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Требование удовлетворено.
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2012 г. по делу N А55-18151/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Степановой Ю.В., с участием:
от ОАО "Самаранефтегаз" - представителя Губанеевой Е.А., доверенность от 01 января 2012 года N СНГ-123/12,
от министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представителя Дмитриенко Е.В., доверенность от 10 января 2012 года N 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 января 2012 года апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 декабря 2011 года по делу N А55-18151/2011, судья Мешкова О.В., принятое по заявлению ОАО "Самаранефтегаз", ИНН 6315229162, ОГРН 1026300956990, г. Самара, к министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 25 августа 2011 года N 257 о назначении административного наказания по
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ,
установил:
Открытое акционерное общество "Самаранефтегаз" (далее - ОАО "Самаранефтегаз", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство, административный орган) от 25 августа 2011 года N 257 о назначении административного наказания по
ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решением суда от 15 декабря 2011 года заявление ОАО "Самаранефтегаз" удовлетворено, оспариваемое постановление министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 25 августа 2011 года N 257 о назначении ОАО "Самаранефтегаз" административного наказания в виде штрафа в размере 65000 руб., предусмотренного
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, признано незаконным и отменено в связи с нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявления общества отказать, ссылаясь на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и соблюдение административным органом требований административного законодательства, предъявляемых к процедуре привлечения к административной ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Самаранефтегаз" использует территорию лесного фонда выдела 25 в квартале N 61, выделы 15, 19, 23, 25 в квартале 64 Сергиевского лесничества, Красно - Городецкого участкового лесничества, площадью 3,722 га на основании договора аренды N 159/10-03889-010/3224410/2269Д от 21 июня 2010 года для строительства линейного объекта.
Постановлением от 07 июля 2011 года заместителя прокурора Сергиевского района Самарской области в отношении ОАО "Самаранефтегаз" возбуждено дело об административном правонарушении по
ст. 8.32 КоАП РФ.
В ходе проверки прокуратурой Сергиевского района Самарской области установлено, что 29 июня 2011 года ОАО "Самаранефтегаз" на территории лесного участка, имеющего местоположение: Самарская область, Сергиевское лесничество, Красно-Городецкое участковое лесничество, квартал 61, выдел 25, квартал 64, выделы 15, 19, 23, 25 установлены нарушения требований законодательства РФ в сфере охраны и использования лесов.
В постановлении прокурора отражены следующие нарушения: в нарушение
ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации,
пункта 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" (далее - Правила пожарной безопасности в лесах) окаймление минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра на вышеуказанном участке отсутствует, кроме того, противопожарные аншлаги отсутствуют, кустарники и сорная растительность не убраны, трасса сильно заросшая, акты лесопатологического обследования за 2010 и 2011 годы не предоставлены. Также при проведении проверки установлено отсутствие пожарного оборудования, инвентаря на участке.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в постановлении прокурора допущена опечатка при указании пункта
Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417. Обязанности юридических лиц и граждан, осуществляющих использование лесов, по обеспечению пожарной безопасности установлены не
пунктом 15, а
пунктом 13 Правил пожарной безопасности в лесах.
Постановление прокуратуры Сергиевского района Самарской области от 07 июля 2011 года было направлено в адрес министерства для рассмотрения дела об административном правонарушении по существу.
Постановлением министерства N 257 от 25 августа 2011 года о назначении административного наказания ОАО "Самаранефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 65 000 руб. При этом согласно тексту постановления обществу вменено нарушение требований
статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации и
подпункта "в" пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, а также дополнительно
пункт 34 Правил пожарной безопасности в лесах.
В качестве события административного правонарушения указано, что ОАО "Самаранефтегаз" на арендованном лесном участке, имеющем местоположение: Самарская область, Сергиевское лесничество, Красно-Городецкое участковое лесничество, квартал 61, выдел 25, квартал 64, выделы 15, 19, 23, 25 не обеспечило содержание территории, необходимой для эксплуатации линейного объекта в состоянии, свободном от горючих материалов, не проложена противопожарная минерализованная полоса шириной 2 - 2,5 метра вокруг колодцев на трубопроводах.
Таким образом, в постановлении о назначении административного наказания N 257 от 25 августа 2011 года обществу вменено то, что им не проложена противопожарная минерализованная полоса шириной 2 - 2,5 метра вокруг колодцев на трубопроводах, то есть нарушение, которое не было указано и вменено в вину заявителю в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 07 июля 2011 года.
В силу
части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если ходатайство оставлено без удовлетворения.
В данном случае законный представитель ОАО "Самаранефтегаз" был надлежащим образом извещен о времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 07 июля 2011 года, что подтверждается требованием прокурора Сергиевского района Самарской области от 04 июля 2011 года исх. N 07-08/11 и ответом на него общества от 06 июля 2011 года N СНГ 05/2-10/1016 (л.д. 64, 65).
Однако согласно имеющейся отметке на постановлении от 07 июля 2011 года и объяснениям заявителя представитель ОАО "Самаранефтегаз" Шуваткина Ю.Н., представлявшая интересы общества по общей доверенности на от 01 декабря 2010 года N СНГ-352/10 (л.д. 54 - 55), на рассмотрение дела об административном правонарушении при возбуждении заместителем прокурора дела об административном правонарушении не была допущена и права с обязанностями ей также не разъяснялись в связи с недопуском к участию в деле.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении лишь было вручено представителю общества.
Доводы министерства со ссылкой на ответ прокуратуры о том, что Шуваткина Ю.Н. была допущена к участию в деле, противоречит отметкам на постановлении от 07 июля 2011 года и первоначально не отрицалось административным органом. Факт составления постановления в отсутствие представителя также подтверждается и содержанием постановления, где указано, что оно вынесено в соответствии с
п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ. При этом на участие защитника в постановлении не указано.
В соответствии с разъяснениями в
п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 года N 2 (в редакции от 10 ноября 2011 года) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц на основании
статьи 28.2 КоАП РФ, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица.
Согласно
ч. 5 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность от имени юридического лица выдается за подписью руководителя или иного лица, уполномоченного учредительными документами, с приложением печати этой организации.
В рассматриваемом случае доверенность от 01 декабря 2010 года N СНГ-352/10, выданная Шуваткиной Ю.Н., предоставляет ей право представлять интересы общества во всех органах и учреждениях федеральной исполнительной и законодательной власти, органах субъектов РФ, правоохранительных органах, прокуратуре, во всех судах судебной системы РФ, при проведении проверок, при производстве дел об административных правонарушениях в отношении ОАО "Самаранефтегаз". Отсутствие в доверенности указания на конкретные права и право представления по конкретному административному делу, предоставленные
КоАП РФ лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не влечет признания ее ненадлежащей.
Следовательно, прокуратура не имела права не допускать к рассмотрению дела об административном правонарушении представителя ОАО "Самаранефтегаз" Шуваткину Ю.Н. с надлежаще оформленной доверенностью.
Частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы и пользоваться иными процессуальными правами.
Не допустив представителя ОАО "Самаранефтегаз" к рассмотрению дела, прокурор лишил его возможности воспользоваться вышеуказанными правами.
В соответствии с
пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных
КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Несоблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, носящее существенный характер свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что в ходе производства по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения установленного
КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности юридического лица.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление министерства.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных
ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 15 декабря 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства - без удовлетворения.
Судебные расходы по данному делу взысканию не подлежат, поскольку исходя из положений
ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь
статьями 269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 декабря 2011 года по делу N А55-18151/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ПОПОВА