Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Поволжского округа от 23.04.2012 по делу N А65-16837/2011 данное постановление отменено в части отказа в отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, в отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 по делу N А65-16837/2011
Требование: Об отмене постановлений о привлечении к ответственности по ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 по делу N А65-16837/2011
Требование: Об отмене постановлений о привлечении к ответственности по ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено в части.
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2011 г. по делу N А65-16837/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой Е.О.,
с участием:
от Исполнительного комитета города Зеленодольск - не явился, извещен;
от Управления Государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по РТ Отдел Государственного пожарного надзора по Зеленодольскому району - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 декабря 2011 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Исполнительного комитета города Зеленодольск, г. Зеленодольск,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 октября 2011 года по делу N А65-16837/2011, судья Кириллов А.Е.,
по заявлению Исполнительного комитета города Зеленодольск, г. Зеленодольск,
к Управлению Государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по РТ Отдел Государственного пожарного надзора по Зеленодольскому району, г. Зеленодольск,
об отмене постановлений N 0326-2011-0604 от 08.07.2011 г. и N 0326-2011-0650 от 01.08.2011 г. Отдела Государственного пожарного надзора по Зеленодольскому району, г. Зеленодольск - о привлечении к административной ответственности,
установил:
Исполнительный комитет города Зеленодольск, г. Зеленодольск (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по РТ Отдела Государственного пожарного надзора по Зеленодольскому району, г. Зеленодольск (далее - ответчик) об отмене постановлений N 0326-2011-0604 от 08.07.2011 г. и N 0326-2011-0650 от 01.08.2011 г. о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 октября 2011 года требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным и отменил постановление Отдела Государственного пожарного надзора по Зеленодольскому району, г. Зеленодольск от 01.08.2011 г. N 0326-2011-0650. Производство по делу об административном правонарушении прекратил.
В удовлетворении оставшейся части требований суд отказал.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции, с учетом большого количества выявленных нарушений, пришел к выводу о том, что 5 дневного срока на устранение всех допущенных заявителем замечаний было не достаточно в связи, с чем признал Постановление 0326-2011-0650 от 01.08.2011 г. незаконным по основаниям, предусмотренным
пунктом 3 статьи 30.7 КоАП РФ, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, а именно наличия у заявителя возможности устранить все перечисленные в постановлении N 0326-2011-0604 от 08.07.2011 г. нарушения. Постановление N 0326-2011-0604 от 08.07.2011 г. посчитал законным и обоснованным, принятым в соответствии с его компетенцией.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит постановление отдела НД по Зеленодольскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по РТ от 08 июля 2011 г. N 0326-2011-0604 о привлечении Исполнительного комитета г. Зеленодольск к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 руб. признать незаконным, отменить; производство по делу об административном правонарушении прекратить; в остальной части решение оставить без изменения.
В апелляционной жалобе заявитель с вынесенным решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным постановления N 0326-2011-0604 от 08.07.2011 г. не согласен, считает его необоснованным по основаниям, изложенным в жалобе.
Ответчик отзыв на жалобу в порядке
статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со
статьями 123,
156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в соответствии с требованиями
статей 266 -
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходила из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела ответчиком в отношении заявителя были приняты постановления о привлечении к административной ответственности в отношении заявителя N 0326-2011-0604 от 08.07.2011 г. по
частям 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ и N 0326-2011-0650 от 01.08.2011 г. по
частям 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Не согласившись с принятыми постановлениями, заявитель обратился в арбитражный суд Республики Татарстан, судебным актом которого требования заявителя удовлетворены в части.
Согласно материалам административного дела заявителем были допущены нарушения требований
Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, по постановлению N 0326-2011-0604 от 08.07.2011 г.: установлено, что в помещениях заявителя не оборудована автоматическая пожарная сигнализация (
п. 3 ППБ 01-03,
п. 4 таблицы 1 НБП 110-03);
отсутствуют поэтажные двери лестничных клеток, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (а
п. 40 ППБ 01-03);
двери эвакуационных выходов на 1 этаже не открываются по направлению выхода из здания (
п. 52 ППБ 01-03);
установлены глухие металлические решетки на окнах коридора 1-го этажа (
п. 40 ППБ 01-03);
пожарные шкафы не изготовлены из негорючих материалов (п. 4.4. НПБ 151-2000,
п. 2, ст. 107 N 123-ФЗ);
дверь электрощитовой не выполнена противопожарной 2-го типа (Е1 30) (
п.п. 2,
3 ст. 88 N 123-ФЗ. п. 8.4 СНиП 21-01-97);
люк выхода на чердак не выполнены противопожарным 2-го типа с пределом огнестойкости не менее 0.6 часа, (
п. 3 ППБ 01-03,
п.п. 1,
2,
3 ст. 88. N 123-ФЗ, п. 8.4* СНиП 21-01-97*);
не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения (
п. 36 ППБ 01-03);
ответственное лицо за пожарную безопасность не обучено по программе пожарно-технического минимума (
п. 15 ППБ 01-03, Постановление КМ N 10 от 17.01.01 г.);
по населенному пункту город Зеленодольск: не реализуются в полном объеме полномочия органов местного самоуправления, по решению вопросив организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, а именно выполнение муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности, мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности (
п. 1 ст. 63 ФЗ-N 123 от 22.07.2008 г.);
не предусмотрено противопожарное водоснабжение в соответствии с нормативными требованиями во всех улицах и микрорайонах города, а именно отсутствуют пожарные гидранты в п. Гари ул. Лесная, Сахарова, Ульянова, Революции; в микрорайоне Волна во всех улицах; в микрорайоне Мирный (ч. сектор) ул. Молодежная, Йошкар-Олинская, М. Джалиля, Нариманова, Агрономическая, Ш. Камала, Юннатская, Свердлова, Дружбы., в соц. городе ул. Тимирязева, Тихая, Ватутина, К. Якуба, Чайкиной, Гайдара, Серафимовича, Грибоедова, Вахитова, Краснофлотская, Песчаная, Свободная. Овражная; в Зеленом Доле ул. Торфяная. Катина, Южная, Кооперативная, Буденного, Гая, Набережная, Пушкина, пер. Малый, Гая, Железнодорожная (
п. 3 ППБ 01-03, п. 2.11 СНиП 2.04.02-84*,
п. 1 ст. 68 ФЗ-N 123 от 22.07.2008 г.);
город не полностью обеспечен средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, а именно п. Гари, микрорайон Волна (
п. 114 ППБ 01-03);
конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники не рассчитана на нагрузки от пожарных автомобилей, а именно п. Гари, микрорайон Волна, микрорайон Мирный (ч. сектор) (
п. 9 ст. 67 ФЗ-N 123);
отсутствуют пирсы с твердым покрытием для отбора воды пожарной техникой в любое время года на естественных водоемах: городское озеро ул. Космонавтов, р. Волга в районе ул. Загородная, озеро в п. Гари водоем вблизи микрорайона Волна (
п. 94 ППБ 01-03);
допускается перекрытие проездов используемых для целей пожаротушения, а именно улица Ленина, во дворах ул. Ленина, ул. Комарова (
п. 23 ППБ 01-03);
у гидрантов (водоисточников), а также по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), с нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника (
п. 90 ППБ 01-03).
Факты административных правонарушений подтверждены Актами проверок, Протоколами об административном нарушении.
В соответствии со
статьей 6 Федерального закона РФ "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21.12.1994 года должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов закреплены в
статье 19 Федерального закона РФ N 69-ФЗ. К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся:
организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
участие в выполнении федеральных и региональных целевых программ;
разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов;
осуществление в пределах их компетенции экономического и социального стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности;
содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопасности;
обучение населения мерам пожарной безопасности и его привлечения к предупреждению и тушению пожаров;
содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны;
организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности.
На основании
подпункту 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
статья 63 Первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Пункт 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 313, устанавливает обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами РФ, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу
статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Заявитель доказательства принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению требований пожарной безопасности в суд не представил.
В ходе производства по делу ответчик действовал законно с соблюдением процессуальных гарантий защиты прав лица привлекаемого к ответственности, протокол и постановление вынесены при наличии доказательств надлежащего извещения о времени и месте совершения указанных процессуальных документов.
Заявитель был надлежащим образом уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, для разъяснения представителю прав и обязанностей лица, привлекаемого к административной ответственности, ознакомления с материалами дела, вручении копии протокола. Уведомление N 1098 от 28.07.2011 г. о вызове для составления протокола было вручено заявителю 28.06.2011 г.
Протокол N 0326-2011-0604 составлен 29.07.2011 г. в отсутствие законного представителя и вручен 29.06.2011 г. Определение о назначение места и времени рассмотрения данного протокола было вручено 29.06.2011 г., дата рассмотрения протокола была назначена на 08.07.2011 г.
На рассмотрение протокола об административном правонарушении законный представитель юридического лица не явился. Копия постановления была вручена 30.06.2011 г.
Событие административного правонарушения и вина лица привлекаемого к административной ответственности подтверждены материалами дела.
Указание на устранение нарушений в части нарушений
п. 3;
23;
40;
94 ППБ 01-03 опровергнуты ответчиком представленными доказательствами и фототаблицами.
Доводы о недоказанности факта необеспеченности противопожарным водоснабжением объектов в п. Гари ул. Лесная, Сахарова, Ульянова, Революции; в микрорайоне Волна во всех улицах; в микрорайоне Мирный (ч. сектор) ул. Молодежная, Йошкар-Олинская, М. Джалиля, Нариманова, Агрономическая, Ш. Камала, Юннатская, Свердлова, Дружбы., в соц. городе ул. Тимирязева, Тихая, Ватутина, К. Якуба, Чайкиной, Гайдара, Серафимовича. Грибоедова. Вахитова, Краснофлотская, Песчаная, Свободная. Овражная; в Зеленом Доле ул. Торфяная. Катина, Южная, Кооперативная, Буденного, Гая Набережная, Пушкина, пер. Малый, Гая Железнодорожная (
п. З ППБ 01-03, п. 2.11 СНиП 2.04.02-84*,
п. 1 ст. 68 ФЗ-N 123 от 22.07.2008 г.) подтвержден списком безводных участков (Приложением N 12) к расписанию выезда подразделений Зеленодольского гарнизона пожарной охраны, утвержденного Главой Зеленодольского муниципального района 17.05.2011 г.
Арбитражный суд обоснованно посчитал, что совершенное административное правонарушение не является малозначительным, поскольку такие нарушения как отсутствие системы сигнализации, оповещения и глухие решетки на окнах несут исключительную опасность для жизни и здоровья людей.
Совершенное заявителем правонарушение содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, не является малозначительным.
Арбитражный суд сделал правильные и обоснованные выводы относительно того, что обжалуемое заявителем постановление N 0326-2011-0604 от 08.07.2011 г. ответчика является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь
статьями 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 октября 2011 года по делу N А65-16837/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Н.Ю.МАРЧИК