Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Поволжского округа от 01.10.2013 по делу N А55-22951/2012 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013 по делу N А55-22951/2012
Требование: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в части.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013 по делу N А55-22951/2012
Требование: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в части.
Решение: Требование удовлетворено.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2013 г. по делу N А55-22951/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Холодной С.Т., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Дурова Е.В., доверенность от 09.01.2013 г. N 3,
от ответчика - Филиппов К.Г., доверенность от 12.12.2011 г. N 9813-2-1,
от третьих лиц:
Управления по социальной политике администрации городского округа Отрадный - не явился, извещен,
Управления капитального строительства администрации городского округа Отрадный - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 мая 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу администрации городского округа Отрадный Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2012 года по делу N А55-22951/2012 (судья Бойко С.А.)
по заявлению администрации городского округа Отрадный Самарской области, Самарская область, г. Отрадный,
к Главному управлению МЧС России по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Управление по социальной политике администрации городского округа Отрадный, Самарская область, г. Отрадный,
Управление капитального строительства администрации городского округа Отрадный, Самарская область, г. Отрадный,
о признании частично недействительным предписания в части,
установил:
Администрация городского округа Отрадный Самарской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области к Главному управлению МЧС России по Самарской области (далее - ответчик, Управление) с заявлением, с учетом принятого в порядке ст. 49 АПК РФ изменения предмета требований, о признании недействительным предписания от 27.04.2012 г. N 45/1/1 в части пунктов 1, 3, 8, 17 - 20, 26, 27, 29, 30, 32, 33, 42, 51, 59, 61, 63, 64, 77 - 85, 92, 97 - 107, а также в части установления сроков устранения нарушений требований пожарной безопасности по п. 2, пунктов 45 - 77, пунктов 84 - 89, пунктов 91 - 93, п. 96 предписания, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, установив следующие сроки для устранения нарушений требований пожарной безопасности предписание от 27.04.2012 г. N 45/1/1: по п. 2 - до 31.12.2019 г., по пунктам 45 - 77 - до 01.02.2014 г., по пунктам 84 - 89, пунктам 91 - 93, п. 96 - до 31.12.2013 г.
Решением суда первой инстанции от 23.11.2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрации обратилась с апелляционной жалобой, в которой, с учетом уточнений, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление, с учетом дополнений, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. При этом Управление согласно с доводом заявителя о том, что п. 3 оспариваемого предписания исполнению не подлежит.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании 15.05.2013 г. объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 АПК РФ до 10 часов 35 минут 22.05.2013 г.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что сотрудниками отдела надзорной деятельности городского округа Отрадный и муниципального района Кинель-Черкасский Главного управления МЧС России по Самарской области в период с 02.04.2012 г. по 27.04.2012 г. в на территории городского округа Отрадный, в зданиях по адресам: г. Отрадный, ул. Отрадная, д. 15, ул. Гайдара, д. 35, ул. Ленина, д. 10, Первомайская, д. 53 была проведена проверка, в ходе которой выявлено нарушение требований пожарной безопасности, установленных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 313; НПБ 160-97 "Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования" (введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 24.07.1997 г. N 46, согласованы с Госстандартом России письмом от 15.04.1997 г. N 510-10/217); СНиП 21-01-97* Строительные нормы и правила "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты и введены в действие постановлением Минстроя России от 13.02.1997 г. N 18-7); Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (утверждены постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 27.07.1984 г. N 123); СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (утвержден и введен в действие приказом МЧС России от 25.03.2009 г. N 178); НПБ 103-95 "Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования (введен в действие приказом ГУГПС МВД России от 31.01.1995 г. N 5); ГОСТ - Р 12.4.026-2001 (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 19.09.2001 г. N 387-ст).
По результатам проверки заявителю было вынесено предписание N 45/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 27.04.2012 от 27.04.2012 г. N 45/1/1.
Постановлением о назначении административного наказания от 11.05.2012 г. N 189/190/191/192 заявитель был привлечен к административной ответственности по частям 1, 3, 4, 8 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 02.08.2012 г. по делу N А55-17962/2012 отказано в удовлетворении заявления администрации городского округа Отрадный к Главному управлению МЧС России по Самарской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 11.05.2012 г. N 189/190/191/192.
Считая предписание от 27.04.2012 г. N 45/1/1 незаконным в оспариваемой части, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства, установленные судебным актом по делу N А55-17962/2012 в отношении законности постановления от 11.05.2012 г. N 189/190/191/192, в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, в связи с чем отсутствуют основания для признания незаконным предписания в оспариваемой части.
Между тем судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора не учтено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" данный федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В частях 2 и 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В силу норм ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно Административному регламенту Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС от 01.10.2007 г. N 517 (далее - Регламент), а также Федеральному закону от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" выдача предписаний по устранению выявленных нарушений возможна только в отношении проверяемого лица.
Законодательством о пожарной безопасности, и в частности, п. 70 Регламента, установлена обязанность проверяющего выдать предписание по устранению нарушений с указанием сроков их устранения в случае выявления при проведении проверки нарушений лицом, в отношении которого проводится проверка, обязательных требований пожарной безопасности, а также принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан и привлечению к ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения.
Обязательной характеристикой, обусловливающей законность спорного предписания, является возможность его исполнения Администрацией.
В данном случае оспариваемое предписание от 27.04.2012 г. N 45/1/1 не соответствует вышеприведенным нормам и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку предъявлено неуполномоченному лицу.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2012 г. по делу N А12-14236/2011.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции на основании п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 270 АПК РФ подлежит отмене.
Поскольку в рассматриваемом случае Администрация оспаривает предписание от 27.04.2012 г. N 45/1/1 в части пунктов 1, 3, 8, 17 - 20, 26, 27, 29, 30, 32, 33, 42, 51, 59, 61, 63, 64, 77 - 85, 92, 97 - 107, а также в части установления сроков устранения нарушений требований пожарной безопасности по пунктам 2, 45 - 50, 52 - 58, 60, 62, 65 - 76, 86 - 89, 91, 93, 96, то предписание следует признать недействительным в указанной части.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2012 года по делу N А55-22951/2012 отменить.
Признать незаконным и отменить предписание Главного управления МЧС России по Самарской области от 27.04.2012 г. N 45/1/1 в части пунктов 1, 3, 8, 17 - 20, 26, 27, 29, 30, 32, 33, 42, 51, 59, 61, 63, 64, 77 - 85, 92, 97 - 107.
Признать недействительным предписание Главного управления МЧС России по Самарской области от 27.04.2012 г. N 45/1/1 в части установления сроков устранения нарушений требований пожарной безопасности по пунктам 2, 45 - 50, 52 - 58, 60, 62, 65 - 76, 86 - 89, 91, 93, 96.
Обязать Главное управление МЧС России по Самарской области устранить в месячный срок нарушения законных прав и интересов администрации городского округа Отрадный Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Т.С.ЗАСЫПКИНА