Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012 по делу N А55-32654/2011
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012 по делу N А55-32654/2011
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2012 г. по делу N А55-32654/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2012 года
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсигнеевой С.В.,
с участием:
от заявителя - Хакимов М.А., копия удостоверения находится в материалах дела,
от ответчика - Ломакин В.П., доверенность от 17.01.2012 г. N 223-2-1,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 мая 2012 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Муниципального бюджетного учреждения "Камышлинская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 февраля 2012 года по делу N А55-32654/2011 (судья Кулешова Л.В.) по заявлению Муниципального бюджетного учреждения "Камышлинская центральная районная больница" (ОГРН 1026303657599), Самарская область, Камышлинский район, с. Камышла,
к Главному управлению МЧС России по Самарской области, г. Самара
об оспаривании постановления об административном правонарушении,
установил:
Муниципальное бюджетное учреждение "Камышлинская центральная районная больница" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Главному управлению МЧС России по Самарской области (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным постановления от 06.12.2011 г. N 251/252/253/254/255/256/257/258/259/260/262/263/264/265/266/267/268/269/270/271/272 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 22 февраля 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что на здание Учреждения, расположенное по адресу: Самарская область, Камышлинский район, с. Камышла, ул. Победы, 68, не получено разрешение на ввод завершенного строительством объекта в эксплуатацию. Судом при принятии решения не приняты во внимание ч. 7 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Управлением была проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении Муниципального бюджетного учреждения "Камышлинская центральная районная больница". По результатам проверки был составлен акт проверки от 30.11.2011 г. N 129, в котором отражено, что в результате проверки выявлены следующие факты нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС от 18.06.2003 г. N 313 (ППБ 01-03).
Здание ЦРБ, с. Камышла, ул. Победы, 68:
- металлические и деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом (п. 3, 36 ППБ 01-03, п. 7.1 СНиП 21.01-97*);
- не представлены протоколы испытаний наружной пожарной лестницы (п. 41 ППБ 01-03);
- не представлены протоколы испытаний ограждений на крыше (п. 41 ППБ 01-03).
Помещения фельдшерского пункта с. Русский Байтуган, ул. Школьная, 20:
- план эвакуации людей при пожаре не соответствует требованиям ГОСТ (п. 16 ППБ 01-03);
- помещения не защищены автоматической пожарной сигнализацией (табл. 1.2 НПБ 110-03);
- полы на путях эвакуации отделаны горючими материалами, не представлены сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы общего коридора (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- стены на путях эвакуации отделаны горючими материалами, не представлены сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы общего коридора (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- центральное крыльцо отделано горючим материалом (дерево) (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*).
Помещения фельдшерско-акушерского пункта с. Новое Усманово, ул. Рабочая, 4:
- помещения не защищены автоматической пожарной сигнализацией (табл. 1.2 НПБ 110-03);
- план эвакуации людей при пожаре не соответствует требованиям ГОСТ (п. 16 ППБ 01-03);
- полы на путях эвакуации отделаны горючими материалами, не представлены сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы общего коридора (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- стены на путях эвакуации отделаны горючими материалами, не представлены сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы общего коридора (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- части помещений ФАП не разделены с помещениями СДК противопожарными преградами (п. 7.4 СНиП 21-01-97*).
Помещения фельдшерского пункта с. Старое Усманово, ул. Советская, 3:
- помещения не защищены автоматической пожарной сигнализацией (табл. 1.2 НПБ 110-03);
- план эвакуации людей при пожаре не соответствует требованиям ГОСТ (п. 16 ППБ 01-03);
- полы на путях эвакуации отделаны горючими материалами, не представлены сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы общего коридора (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- стены на путях эвакуации отделаны горючими материалами, не представлены сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы общего коридора (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- части помещений ФАП не разделены с помещениями СДК противопожарными преградами (п. 7.4 СНиП 21-01-97*).
Помещения фельдшерского пункта с. Балыкла, ул. Центральная, 22:
- помещения не защищены автоматической пожарной сигнализацией (табл. 1.2 НПБ 110-03);
- план эвакуации людей при пожаре не соответствует требованиям ГОСТ (п. 16 ППБ 01-03);
- полы на путях эвакуации отделаны горючими материалами, не представлены сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы общего коридора (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- стены на путях эвакуации отделаны горючими материалами, не представлены сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы общего коридора (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- потолки на путях эвакуации отделаны горючими материалами (пластик), не представлены сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы общего коридора (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- части помещений ФП не разделены с помещениями Почты России противопожарными преградами (п. 7.4 СНиП 21-01-97*);
- центральное крыльцо (сени) отделано горючим материалом (дерево) (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*).
- на перепаде полов (порог основного выхода) отсутствует пандус с уклоном 1:6 (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.28* СНиП 21-01-97*);
- деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом (п. 3, п. 36 ППБ 01-03, п. 7.1 СНиП 21-01-97*).
Помещения фельдшерского пункта с. Неклюдово, ул. Школьная, 1:
- план эвакуации людей при пожаре не соответствует требованиям ГОСТ (п. 16 ППБ 01-03);
- полы на путях эвакуации отделаны горючими материалами, не представлены сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы общего коридора (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- стены на путях эвакуации отделаны горючими материалами, не представлены сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы общего коридора (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- части помещений ФП не разделены с помещениями школы противопожарными преградами (п. 7.4 СНиП 21-01-97*).
Помещения фельдшерского пункта с. Никиткино, ул. Центральная, 17"А":
- помещения не защищены автоматической пожарной сигнализацией (табл. 1.2 НПБ 110-03);
- план эвакуации людей при пожаре не соответствует требованиям ГОСТ (п. 16 ППБ 01-03);
- полы на путях эвакуации отделаны горючими материалами, не представлены сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы общего коридора (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- стены на путях эвакуации отделаны горючими материалами, не представлены сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы общего коридора (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- части помещений ФП не разделены с помещениями сельского клуба противопожарными преградами (п. 7.4 СНиП 21-01-97*).
Помещения фельдшерского пункта с. Старое Ермаково, ул. Центральная, 4"А":
- помещения не защищены автоматической пожарной сигнализацией (табл. 1.2 НПБ 110-03);
- план эвакуации людей при пожаре не соответствует требованиям ГОСТ (п. 16 ППБ 01-03);
- полы на путях эвакуации отделаны горючими материалами, не представлены сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы общего коридора (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- стены на путях эвакуации отделаны горючими материалами, не представлены сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы общего коридора (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- части помещений ФП не разделены с помещениями другого функционала противопожарными преградами (п. 7.4 СНиП 21-01-97*).
Здание офиса врача общей практики с. Старое Ермаково, ул. Школьная, 20А:
- план эвакуации людей при пожаре не соответствует требованиям ГОСТ (п. 16 ППБ 01-03).
Помещения фельдшерского пункта п. Чулпан, ул. Центральная, 6:
- план эвакуации людей при пожаре не соответствует требованиям ГОСТ (п. 16 ППБ 01-03);
- полы на путях эвакуации отделаны горючими материалами, не представлены сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы общего коридора (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- стены на путях эвакуации отделаны горючими материалами, не представлены сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы общего коридора (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- части помещений ФП не разделены с помещениями школы противопожарными преградами (п. 7.4 СНиП 21-01-97*).
Помещения фельдшерского пункта с. Новое Ермаково, ул. Центральная, 9:
- план эвакуации людей при пожаре не соответствует требованиям ГОСТ (п. 16 ППБ 01-03);
- полы на путях эвакуации отделаны горючими материалами, не представлены сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы общего коридора (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- стены на путях эвакуации отделаны горючими материалами, не представлены сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы общего коридора (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- части помещений ФП не разделены с помещениями школы противопожарными преградами (п. 7.4 СНиП 21-01-97*).
Помещения фельдшерского пункта с. Степановка, ул. Центральная 4:
- план эвакуации людей при пожаре не соответствует требованиям ГОСТ (п. 16 ППБ 01-03);
- полы на путях эвакуации отделаны горючими материалами, не представлены сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы общего коридора (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- стены на путях эвакуации отделаны горючими материалами, не представлены сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы общего коридора (п. 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- части помещений ФП не разделены с помещениями школы противопожарными преградами (п. 7.4 СНиП 21-01-97*).
30.11.2011 г. Управлением в отношении заявителя были составлены протоколы N N 251 - 272 об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 06.12.2011 г.. N 251/252/253/254/255/256/257/258/259/260/262/263/264/265/266/267/268/269/270/271/272 Учреждение привлечено к административной ответственности по частям 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. (л.д. 5-9).
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (ст. 38 Закона N 69-ФЗ).
На основании п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Здание стационара, расположенное по адресу: Самарская область, с. Камышла, ул. Победы, а также вышеуказанные помещения фельдшерских пунктов используется заявителем на праве оперативного управления, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает, что у административного органа отсутствовали основания для привлечения Учреждения к ответственности за следующие правонарушения, выявленные в пристрое с переходом к стационару Камышлинской ЦРБ: металлические конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом; не представлены протоколы испытаний ограждений на крыше, поскольку согласно писем Управления строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района Самарской области от 29.02.2012 г. N 2 и Комитета по управлению муниципальным имуществом от 22.05.2012 г. N 310 разрешение на ввод завершенного строительством объекта "Пристрой с переходом к стационару Камышлинской ЦРБ не выдано, данный объект в оперативное управление заявителю не передавался.
Однако материалами дела подтверждается наличие в действиях Учреждения иных нарушений Правил противопожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 313, Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 315, СНиП 21-01-97*, за которые в соответствии со ст. 38 Закона N 69 несет ответственность само медицинское учреждение.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя в совершении вменяемых административных правонарушениях заключается в том, что у Учреждения имелась возможность устранить выявленные нарушения, но им не были приняты все возможные меры по соблюдению правил и норм пожарной безопасности.
Заявителем в обоснование принятия мер по устранению выявленных нарушений в материалы дела представлены письма о выделении денежных средств из областного бюджета в адрес Вице-губернатора Самарской области А.П. Нефедова от 30.08.2010 г., от 19.07.2011 г., от 18.11.2011 г., в адрес Министра здравоохранения и социального развития Самарской области Гридасова Г.Н. от 16.11.2011 г., от 09.12.2011 г., от 27.01.2012 г. Также заявителем в материалы дела представлен договор от 07.02.2012 г. N 10-П на предмет выполнения работ по изготовлению 13 фотолюминесцентных планов эвакуации в соответствии с ГОСТ для помещений МБУ "Камышлинская центральная районная больница" в соответствии с требованиями и нормами пожарной безопасности.
Между тем данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Учреждением недостаточно приняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения требований пожарной безопасности. Принятие указанных мер учтено Управлением в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, при избрании минимального размера установленной санкции.
Основания для признания вменяемых правонарушений малозначительными и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Процессуальных нарушений привлечения заявителя к административной ответственности не установлено.
Поскольку административным органом за допущенные Учреждением нарушения в их совокупности применено наказание в виду минимально установленного частями 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ административного штрафа, оснований для отмены обжалованного судебного акта суд апелляционной инстанции не находит.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 февраля 2012 года по делу N А55-32654/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ