Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу N А65-26176/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу N А65-26176/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2013 г. по делу N А65-26176/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2013 года
В полном объеме постановление изготовлено 08 апреля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Ю.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27.03.2013-03.04.2013 в помещении суда по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, заявление общества с ограниченной ответственностью "ЖилЭнергоСервис-Камские Поляны" (ИНН 1651056446, ОГРН 1091651000297), пгт Камские Поляны Нижнекамского района Республики Татарстан, к Федеральному государственному пожарному надзору ГУ МЧС России по Республике Татарстан в лице отдела государственного пожарного надзора по Нижнекамскому муниципальному району Республики Татарстан, г. Нижнекамск Республики Татарстан, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Территориальное общественное самоуправление "ЖКХ Камских Полян" (ИНН 1651064084, ОГРН 1111651005388), пгт Камские Поляны Нижнекамского района Республики Татарстан, об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
с участием в судебном заседании представителя ООО "ЖилЭнергоСервис-Камские Поляны" Белевой Е.И. (доверенность от 09.11.2012),
представители ГУ МЧС России по Республике Татарстан в лице ОГПН по Нижнекамскому м. р. Республики Татарстан и ООО "ТОС "ЖКХ Камских Полян" не явились, надлежащим образом извещены,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЖилЭнергоСервис-Камские Поляны" (далее - ООО "ЖилЭнергоСервис-Камские Поляны") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ОНД по Нижнекамскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан (далее - административный орган) от 02.10.2012 N 335-2012-1165 о назначении административного наказания.
Решением от 04.12.2012 по делу N А65-26176/2012 Арбитражный суд Республики Татарстан отказал ООО "ЖилЭнергоСервис-Камские Поляны" в удовлетворении указанного заявления.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней ООО "ЖилЭнергоСервис-Камские Поляны" просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт.
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве.
Определением от 25.02.2013 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным
кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции установил, что заявление ООО "ЖилЭнергоСервис-Камские Поляны" об оспаривании указанного постановления административного органа принято Арбитражным судом Республики Татарстан к производству определением от 18.10.2012
Определением от 12.11.2012 суд первой инстанции отложил судебное разбирательство на 27.11.2012 и фактически привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Территориальное общественное самоуправление "ЖКХ Камских Полян" (далее - ООО "ТОС "ЖКХ Камских Полян"), обязав его представить отзыв на заявление. Явку третьего лица суд первой инстанции признал обязательной.
В судебном заседании 27.11.2012 была объявлена резолютивная часть обжалованного судебного решения.
Из материалов дела видно, что ООО "ТОС "ЖКХ Камских Полян" в судебном заседании 27.11.2012 участие не принимало.
При этом в материалах дела не имелось доказательств направления в ООО "ТОС "ЖКХ Камских Полян" определения суда первой инстанции от 12.11.2012 об отложении судебного разбирательства и привлечении указанного общества к участию в деле в качестве третьего лица. Ходатайства ООО "ТОС "ЖКХ Камских Полян" о рассмотрении дела в отсутствие его представителя в материалах дела также не имелось.
Рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции (
пункт 2 части 4 статьи 270 АПК РФ).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции от 04.12.2012.
В связи с нахождением судьи Драгоценновой И.С. в очередном ежегодном отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 27.03.2013, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 в порядке, предусмотренном
статьями 17,
18,
184 АПК РФ, произведена замена судьи Драгоценновой И.С. на судью Попову Е.Г.
На основании
статей 156 и
266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в отсутствие представителей административного органа и ООО "ТОС "ЖКХ Камских Полян", которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
ООО "ЖилЭнергоСервис-Камские Поляны" представило письменное дополнение по делу.
ООО "ТОС "ЖКХ Камских Полян" представило письменное объяснение, в котором указало, что не имеет отношения к нарушениям, выявленным административным органом.
В судебном заседании представитель общества просила признать незаконным и отменить оспариваемое постановление административного органа, считая, что совершенное обществом административное правонарушение является малозначительным.
В судебном заседании 27.03.2013 был объявлен перерыв до 03.04.2013, о чем указано в протоколе судебного заседания. Информация о перерыве размещена в сети Интернет на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда. После перерыва судебное заседание было продолжено.
Проверив материалы дела в порядке, предусмотренном
статьями 167 -
170 АПК РФ, заслушав объяснения представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной проверки административный орган 19.09.2012 составил в отношении ООО "ЖилЭнергоСервис-Камские Поляны" акт N 514 и протоколы об административных правонарушениях N 335-2012-1163, N 335-2012-1164 и N 335-2012-1165, которыми установлено:
- в нарушение
пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункта 1.82 СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения" дверь помещения электрощитовой не соответствует требованиям пожарной безопасности, что влечет административную ответственность по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
- в нарушение
пунктов 70,
468 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Постановление N 390) руководитель объекта не обеспечил помещение офиса и помещение дежурного персонала достаточным количеством первичных средств пожаротушения, в нарушение
пункта 475 Постановления N 390 огнетушители, имеющиеся на объекте, не имеют порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской, в нарушение
пункта 42 "в" Постановления N 390 в подсобном помещении и в помещении электрощитовой светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, что влечет административную ответственность по
части 3 статьи 20.4 КоАП РФ;
- в нарушение
пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
таблицы N 1 норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315,
пункта А.1 и
таблицы А.1 приложения А к "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические.
Нормы и правила проектирования", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 175, не произведен монтаж автоматической установки пожарной сигнализации в помещении офиса и помещении дежурного персонала, что влечет административную ответственность по
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03.06.2011 N 120-ФЗ) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 КоАП РФ и
частями 3 -
8 статьи 20.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
На основании вышеуказанных протоколов административный орган вынес постановление от 02.10.2012 N 335-2012-1165 о назначении обществу административного наказания, предусмотренного
частями 1,
3 и
4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150000 руб.
Административный орган также выдал обществу предписание от 19.09.2012 N 514/1/1-7 об устранении упомянутых нарушений требований пожарной безопасности.
В силу
части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно
части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При рассмотрении настоящего дела административный орган не представил надлежащих доказательств, опровергающих довод общества о том, что помещение электрощитовой им не арендуется.
Таким образом, материалами дела не подтверждается вина общества в совершении правонарушений, выразившихся в том, что дверь помещения электрощитовой не соответствует требованиям пожарной безопасности, а также в том, что в помещении электрощитовой светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями).
Факт совершения обществом остальных правонарушений в помещениях, арендуемых на основании договора аренды от 01.10.2011 N 20-А/11, и его вина в совершении этих правонарушений материалами дела подтверждаются.
Из материалов дела также видно, что административным органом соблюден установленный
КоАП РФ порядок возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, требования Административного
регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375, административным органом выполнены, дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным лицом - заместителем начальника отдела надзорной деятельности по Нижнекамскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России Исхаковым Н.З., нарушение
Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, обществу оспариваемым постановлением не вменялось, предусмотренный
статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности ко дню вынесения оспариваемого постановления не истек.
Согласно
статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.
В
пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
ООО "ЖилЭнергоСервис-Камские Поляны" представило в суд апелляционной инстанции составленный административным органом акт проверки от 07.03.2013 N 42, из которого следует, что предписание от 19.09.2012 N 514/1/1-7 об устранении вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности общество полностью выполнило.
Таким образом, совершенное обществом административное правонарушение в настоящее время не представляет угрозы охраняемым общественным отношениям и, исходя из оценки конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, может быть квалифицировано как малозначительное.
В
пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь
частью 2 статьи 211 АПК РФ и
статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
В связи с малозначительностью совершенного обществом административного правонарушения суд апелляционной инстанции признает незаконным и отменяет оспариваемое постановление административного органа.
Руководствуясь
статьями 167 -
170,
268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2012 года по делу N А65-26176/2012 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление отдела государственного пожарного надзора по Нижнекамскому муниципальному району Республики Татарстан ГУ МЧС России по Республике Татарстан от 02 октября 2012 года N 335-2012-1165 о назначении обществу с ограниченной ответственностью "ЖилЭнергоСервис-Камские Поляны" административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных
частями 1,
3 и
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 150000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
Е.И.ЗАХАРОВА