Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 по делу N А65-23884/2012
Требование: Об оспаривании постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям и выходам.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 по делу N А65-23884/2012
Требование: Об оспаривании постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям и выходам.
Решение: Требование удовлетворено.
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2013 г. по делу N А65-23884/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2013 года
В полном объеме постановление изготовлено 28 февраля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семагиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27.02.2013 в помещении суда апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Республике Татарстан в лице отдела надзорной деятельности по Елабужскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.11.2012 по делу N А65-23884/2012 (судья Мусин Ю.С.), принятое по заявлению государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Татарстан "Елабужское медицинское училище" (техникум) (ИНН 1646003167, ОГРН 1021606957327), г. Елабуга Республики Татарстан, к Главному управлению МЧС России по Республике Татарстан в лице отдела надзорной деятельности по Елабужскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан, г. Елабуга Республики Татарстан, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства здравоохранения Республики Татарстан, г. Казань, об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Татарстан "Елабужское медицинское училище" (далее - училище) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Главному управлению МЧС России по Республике Татарстан в лице отдела надзорной деятельности по Елабужскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан (далее - административный орган) об оспаривании постановления от 10.09.2012 N 0324-2012-0331 о привлечении училища к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150000 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство здравоохранения Республики Татарстан.
Решением от 02.11.2012 по делу N А65-23884/2012 Арбитражный суд Республики Татарстан признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
В апелляционной жалобе административный орган просил отменить указанное судебное решение и оставить заявление училища без удовлетворения. По мнению административного органа, обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
Училище апелляционную жалобу отклонило по основаниям, приведенным в отзыве.
Министерство здравоохранения Республики Татарстан представило отзыв на апелляционную жалобу.
Рассмотрение дела было отложено с 30.01.2013 на 27.02.2013.
На основании
статей 156 и
266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения нового судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным выходам влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
пункту 1.94 СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" уклон маршей лестниц в надземных этажах следует принимать не более 1:2 (кроме лестниц трибун спортивных сооружений).
Как видно из материалов дела, на основании протокола об административном правонарушении от 05.09.2012 N 324-2012-0331 административный орган постановлением от 10.09.2012 N 0324-2012-0331 привлек училище к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4, в виде штрафа в размере 150000 руб. за нарушение требований пожарной безопасности, выразившееся в эксплуатации здания учебного корпуса N 1, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Казанская, д. 21, с нарушением требований
пункта 1.94 СНиП 2.08.02-89*, а именно: уклон лестницы основного эвакуационного выхода из учебного корпуса более 1:2.
Материалами дела подтверждается событие указанного административного правонарушения. Вывод суда первой инстанции об обратном является ошибочным.
Вместе с тем, материалами дела не подтверждается вина училища в совершении указанного административного правонарушения.
В соответствии с
частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое
КоАП РФ установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу
части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно
части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как следует из материалов дела, учебный корпус N 1 находится в оперативном управлении училища и является объектом культурного наследия республиканского значения.
В соответствии с
пунктом 3 статьи 52 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением требования об обеспечении неизменности его облика и интерьера в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта.
Согласно охранному обязательству от 16.03.2012 N А-122 на объект культурного наследия (памятник истории и культуры) училище обязалось обеспечить сохранность объекта культурного наследия регионального значения - "Комплекс Екатерининской прогимназии - здание уездного училища, 1850-е гг.", учебное здание N 1 (лит. А, А1) (согласно техпаспорта БТИ, инвентарный N 4746 от 26.02.2007) по адресу: Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Казанская, д. 21.
Указанный объект отнесен к числу объектов культурного наследия Постановлением Совета Министров Татарской АССР от 08.06.1987 N 264.
Материалами дела подтверждается, что училище обращалось в Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник по вопросу демонтажа лестничного марша и переустройству лестницы основного эвакуационного выхода из учебного корпуса в соответствии с действующим законодательством, строительными и противопожарными стандартами и нормами.
В письме от 29.12.2011 N 778 Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник указал училищу на недопустимость изменения объекта культурного наследия, в частности, лестничного марша.
Муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства при исполкоме Елабужского муниципального района" письмом от 15.10.2012 N 705 сообщило училищу о невозможности реконструкции лестницы в связи с конструктивной особенностью здания.
Кроме того, судом первой инстанции учтено, что в силу
статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут как лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, так и собственники имущества.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" указанный объект культурного наследия закреплен за училищем на праве оперативного управления на основании договора о закреплении имущества в оперативное управление за государственным учреждением от 13.06.2007 N 006-831 и дополнительного соглашения от 18.11.2009 N 101-2034 к этому договору.
По общему правилу, установленному
статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Как правильно указано судом первой инстанции, если здание, переданное государственному учреждению образования в оперативное управление, не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения им таких требований.
Сведений о финансировании собственником училища мероприятий, необходимых для выполнения требований
пункта 1.94 СНиП 2.08.02-89*, при рассмотрении настоящего дела не представлено.
Ответственность за нарушение
Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ-101-89), утвержденных Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541, возникает для образовательного учреждения в тех случаях, когда это не связано с конструктивными или иными недостатками здания, закрепленного за ним собственником.
Ошибочная ссылка суда первой инстанции на недействующую редакцию
части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не привела к принятию неправильного решения.
Следовательно, обжалуемое судебное решение отмене не подлежит.
Доводы, приведенные административным органом в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в связи с этим не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь
статьями 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 ноября 2012 года по делу N А65-23884/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Е.И.ЗАХАРОВА