Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Поволжского округа от 11.09.2012 по делу N А72-10034/2011 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 по делу N А72-10034/2011
Требование: Об отмене предписания надзорного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 по делу N А72-10034/2011
Требование: Об отмене предписания надзорного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2012 г. по делу N А72-10034/2011
Резолютивная часть постановления объявлена: 28 мая 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 28 мая 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от МБУ "Управление гражданской защиты г. Ульяновска" - извещен, не явился,
от Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области - извещен, не явился,
от Управления надзорной деятельности Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области - извещен, не явился,
от заинтересованных лиц:
от заместителя главного государственного инспектора г. Ульяновска по пожарному надзору Коргутлов П.М. - извещен, не явился,
от Главного управления МЧС России по Ульяновской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 марта 2012 г. по делу N А72-10034/2011 (судья Каданцев Ю.А.),
по заявлению администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
к Управлению надзорной деятельности ГУ МЧС по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третьи лица:
МБУ "Управление гражданской защиты г. Ульяновска", г. Ульяновск,
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, г. Ульяновск,
Управление надзорной деятельности Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области, г. Ульяновск,
заинтересованные лица:
заместитель главного государственного инспектора г. Ульяновска по пожарному надзору Коргутлов П.М., г. Ульяновск,
Главное управление МЧС России по Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
Администрация города Ульяновска (далее заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управление надзорной деятельности ГУ МЧС по Ульяновской области (далее ответчик) о признании незаконным и отмене предписания N 623/1/343 от 30.09.2011 г. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13 марта 2012 г. по делу N А72-10034/2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда в связи с не полным выяснением обстоятельств дела и удовлетворить заявленное требование.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 29.08.2011 г. N 623 в отношении заявителя в период с 05.09.2011 г. по 30.09.2011 г. проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписания N 82/1/37 от 06.04.2011 г., срок исполнения которого истек 31.07.2011 г.
По результатам проверки составлен акт от 30.09.2011 г. N 623, заявителю выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 30.09.2011 г. N 623/1/343, в котором указано на необходимость устранения следующих нарушений:
1. Противопожарные расстояния от границ застройки городского поселения с индивидуальной застройкой более 2-х этажей до лесного массива составляет менее 50 метров, фактически в пос. Ленинском Заволжского района г. Ульяновска расстояние от границ застройки зданий по ул. Фестивальной N N 106, 104, 102, 100, 98, 87 - до лесного массива составляет 30 метров; по ул. Фестивальной N 108 - до лесного массива составляет 42 метра; по ул. Фестивальной N N 118, 116, 114, 110 - до лесного массива составляет 22 метра; по ул. Фестивальной N 120 - до лесного массива составляет 37 метров; по ул. Лесной N N 71, 73 - до лесного массива составляет 3 метра; по ул. Лесной N 71а - до лесного массива составляет 20 метров; по ул. Лесной N 78 - до лесного массива составляет 12 метров; по ул. 2-я Квартальная N N 13, 14, по ул. 3-я Квартальная N N 15, 16, по ул. 4-я Квартальная N 17, по ул. Лучистая N N 15, 18, по ул. Садовая N N 19, 20, по ул. Цветочная N N 21, 22, по ул. Рябиновая, 60 до лесного массива составляет 1 - 7 метров;
2. Противопожарные расстояния от границ застройки городского поселения с индивидуальной застройкой более 2-х этажей до лесного массива составляет менее 50 метров, фактически в пос. Поливно Ленинского района г. Ульяновска расстояние от границ застройки зданий по ул. Поливенской дома N N 3, 24, 26 до лесного массива составляет - 25 метров;
3. Противопожарные расстояния от границ застройки городского поселения с индивидуальной застройкой более 2-х этажей до лесного массива составляет менее 50 метров, фактически в микрорайоне "Лесхоз" Ленинского района г. Ульяновска расстояние от границ застройки зданий по ул. Подлесной дома N 14, 20, 22, 30, 32 до лесного массива составляет 20 метров; от границ застройки зданий по ул. Ветеринарная дом N 9 до лесного массива составляет 5 метров;
4. Противопожарные расстояния от границ застройки городского поселения до лесного массива составляет менее 50 метров, фактически в поселке Лесная Долина Засвияжского района г. Ульяновска расстояние от границ застройки зданий до лесного массива составляет - 14 - 35 метров.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что расстояние до лесных участок следует принимать не менее 15 метров не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания, поскольку расстояние до жилых домов, указанных в пунктах 1, 3, и 4 предписания менее 15 метров.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 20 этого Федерального закона установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Пункт 3 ППБ 01-03 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности), установлено, что наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
На основании ст. 38 этого Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
С учетом вышеприведенных норм оспариваемое предписание принято должностными лицами ГУ МЧС в рамках имеющихся у них полномочий.
Оспариваемым предписанием на заявителя возложена обязанность по устранению нарушений требований части 15 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в соответствии с которой противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-3165/2011 от 01.07.2011 г. признано незаконным и отменено постановление главного государственного инспектора города Ульяновска по пожарному надзору о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности от 21.04.2011 г. о привлечении мэрии города Ульяновска к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт признания незаконным постановления о привлечении к административной ответственности и его отмены свидетельствует лишь об отсутствии оснований для привлечения мэрии г. Ульяновска к административной ответственности.
Между тем, в рамках настоящего дела подлежит разрешению вопрос о наличии обязанности администрации города Ульяновска по соблюдению требований части 15 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Вступившим в законную силу постановлением мирового суда судебного участка N 5 Ленинского района г. Ульяновска от 02.12.2011 г. по делу N 5-803/11 мэрия города Ульяновска привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение предписания ГПН N 82/1/37 от 06.04.2011 г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности в установленный срок.
Постановлением мирового суда установлено что, противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений в пос. Ленинском, Поливно, Лесная Долина, микрорайоне Лесхоз составляют в отношении некоторых домов не просто менее 50 метров либо менее 15 метров, а от 1 до 5 метров. Доказательства обратного в судебном заседании не добыто". Эти же факты изложены и в оспариваемом предписании и они не опровергнуты заявителем.
Поскольку, как указано распоряжении от 29.08.2011 г. N 623, проверка, по результатам которой заявителю было выдано оспариваемое в рамках настоящего дела предписание от 26.07.2011 г., была проведена с целью контроля исполнения предписания N 82/1/37 от 06.04.2011 г., обстоятельства, установленные при рассмотрения дела N 5-803/11 мирового суда судебного участка N 5 Ленинского района г. Ульяновска, в котором участвовали те же лица, что и в настоящем деле, с учетом положений части 3 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение.
Заявитель не представил доказательств, опровергающих факты, изложенные в оспариваемом предписании, и выводы, изложенные в постановлении мирового суда судебного участка N 5 Ленинского района г. Ульяновска от 02.12.2011 г. по делу N 5-803/11.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 марта 2012 г. по делу N А72-10034/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Е.М.РОГАЛЕВА