Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 по делу N А55-15191/2010
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 по делу N А55-15191/2010
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
Решение: Требование удовлетворено.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 2011 г. по делу N А55-15191/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С., при ведении протокола судебного заседания Балясовой Е.А., с участием:
от ООО "ТОЛЬЯТТИ-ПЛАСТИК" - представителя Сигаева Р.Н., доверенность от 31 декабря 2010 года N 12,
от Главного управления МЧС России по Самарской области - представителя Неверовой Н.А., доверенность от 14 января 2011 года N 102-1,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 февраля 2011 года апелляционную жалобу ООО "ТОЛЬЯТТИ-ПЛАСТИК"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 ноября 2010 года по делу N А55-15191/2010, судья Мешкова О.В., принятое по заявлению ООО "ТОЛЬЯТТИ-ПЛАСТИК", ИНН 6382025887, ОГРН 1026303952388, Самарская область, г. Тольятти, к Главному управлению МЧС России по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 24 июня 2010 года N 1713 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТОЛЬЯТТИ-ПЛАСТИК" (далее - ООО "ТОЛЬЯТТИ-ПЛАСТИК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления начальника отдела государственного пожарного надзора городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский - главного государственного инспектора городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский по пожарному надзору (далее - ОГПН городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский, административный орган) от 24 июня 2010 года N 1713 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
Решением суда от 12 ноября 2010 года в удовлетворении заявления общества отказано на том основании, что факт административного правонарушения подтвержден материалами дела, вина общества в совершении административного правонарушения доказана, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.
В апелляционной жалобе ООО "ТОЛЬЯТТИ-ПЛАСТИК" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, ссылаясь на отсутствие в его действиях вменяемого состава административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу ОГПН городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
Представитель административного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 18 мая 2010 года N 568 временно исполняющего обязанности начальника ОГПН городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский (главного государственного инспектора городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский по пожарному надзору) Мельникова Ю.Н. 10 июня 2010 года в отношении ООО "ТОЛЬЯТТИ-ПЛАСТИК" инспектором ОГПН городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский (государственным инспектором городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский по пожарному надзору) Неверовой Н.А. проведена внеплановая выездная проверка исполнения заявителем предписаний N 283/1/1 - N 283/1/16 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 18 марта 2010 года.
По результатам проверки установлен факт невыполнения в установленный срок предписаний N 283/1/1, 3/1/2, 283/1/3, 283/1/4, 283/1/5, 283/1/6, 283/1/7, 283/1/8, 283/1/9, 283/1/10, 283/1/11, 3/1/12, 283/1/13, 283/1/14, 283/1/15, 283/1/16 от 18 марта 2010 года, в связи с чем в отношении ООО "ТОЛЬЯТТИ-ПЛАСТИК" был составлен протокол N 1711 от 10 июня 2010 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности постановлением мэра городского округа Тольятти от 12 мая 2010 года N 1217-пЛ на территории городского округа Тольятти с момента опубликования данного постановления (13 мая 2010 года) до особого распоряжения установлен особый противопожарный режим. В связи с этим в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении N 1713 от 10 июня 2010 года. В вину обществу вменено: 09 июня 2010 года в 10 час 40 мин на территории, в зданиях, помещениях гипермаркета "Хозяйский" по адресу: Самарская область, г.о. Тольятти, Автозаводский район, ул. Офицерская, д. 12В, стр. 1, общество нарушило требования пожарной безопасности, установленные Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 (зарегистрированы в Минюсте России 27 июня 2003 года, регистрационный N 4838, утверждены приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313, введены в действие с 30 июня 2003 года). Наряду с ППБ 01-03 нарушены требования нормативных документов по пожарной безопасности, установленные пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 6.7* СНиП 21-01-97*, пунктами 3.14,3.15, 3.22 НПБ 104-2003 - в торговых залах и в южной части 2-го этажа здания во всех помещениях временного или постоянного пребывания людей количество звуковых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность не обеспечивает требуемый общий уровень звука, производимый оповещателями, не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении; наряду с ППБ 01-03 нарушены требования нормативных документов по пожарной безопасности, установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 6.7*, 7.29 СНиП 21-01-97*, пунктами 1, 3, 4 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), пунктом 3.1 НПБ 104-2003- помещение для проведения погрузочно-разгрузочных работ, хранения тары и упаковочного материала не защищено автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре; при эксплуатации эвакуационных выходов не обеспечено соблюдение требований норма документов по пожарной безопасности, установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 6.9*, 6.10* 21-01-97*- из помещения для проведения погрузочно-разгрузочных работ, хранения тары и упаковочного материала отсутствуют эвакуационные выходы, вследствие установленных в проемах наружных ограждающих конструкций подъемно-опускных ворот; станция пожаротушения не обеспечена схемой обвязки и инструкцией по управлению кой при пожаре. У узла управления не вывешена табличка с указанием защищаемых помещений типа и количества оросителей в секции установки; наряду с ППБ 01-03 нарушены требования нормативных документов по пожарной безопасности, установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 6.7* СНиП 21-01-97*, пунктами 1.2, 4.1, 5.1 таб. 2 п. 5 НПБ 104-2003- здание гипермаркета площадью пожарного отсека 3557,7 м(2) не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах 3-го типа; при эксплуатации эвакуационных выходов не обеспечено соблюдение требований норм документов по пожарной безопасности, установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 6.9*, 6.10*, 6.13* СНиП 21-01-97*, пунктом 1.102, 1.109 Строительных норм и правил "Общественные здания и сооружения" (СНиП 2.08.02-89*) - отсутствует второй эвакуационный выход с части 2-го южной стороне здания гипермаркета, которая не отделена от других частей этажа противопожарными преградами; наряду с ППБ 01-03 нарушены требования нормативных документов по пожарной безопасности, установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 8.8 СНиП 21-01-97*- в местах перепада высот кровель более 1 м (кровля здания, кровли вентиляционных камер) не установлены пожарные лестницы типа П1; при эксплуатации эвакуационных выходов не обеспечено соблюдение требований норм документов по пожарной безопасности, установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 6.9*, 6.10*, 6.13* СНиП 21-01-97*, пунктами 1.110, 1.111, 1.112 СНиП 2.08.02-89* - из здания гипермаркета выполнен один эвакуационный выход, вследствие установленных в проемах наружных ограждающих конструкций вестибюля здания автоматических раздвижных дверей, наличия проходов. турникетами и расчетными узлами по направлению к выходам из торгового зала (помещение N 6) и отсутствия требуемой суммарной ширины эвакуационных выходов из торговых залов при площади основных эвакуационных проходов менее 25% площади в каждом из торговых залов; наряду с ППБ 01-03 нарушены требования нормативных документов по пожарной безопасности, установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 7.1 СНиП 21-01-97*, пунктом 1.14* СНиП 2.08.02-89* - площадь 1-го этажа 2-х этажного здания гипермаркета II степени огнестойкости составляет более 3000 м(2)(); наряду с ППБ 01-03 нарушены требования нормативных документов по пожарной безопасности установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 8.11 СНиП 21-01-97*- ограждение эксплуатируемой плоской кровли здания выполнено не в соответствии с требованиями ГОСТ 25772-83* "Ограждение лестниц, балконов и крыш стальные. Общие технические условия" менее 600 мм; наряду с ППБ 01-03 нарушены требования нормативных документов по пожарной безопасности, установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 8.3* СНиП 21-01-97*- на кровлю здания с бесчердачным покрытием площадью 2896,6 м кв. выполнен один выход по вертикальной пожарной лестнице типа П1 при нормативном количестве не мене 3-х выходов; наряду с ППБ 01-03 нарушены требования нормативных документов по пожарной безопасности, установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 7.29 СНиП 21-01-97*, пунктом 12.16 НПБ 88-2001 часть балкона с ограждающими конструкциями с дверями перед выходом во внутреннюю лестничную клетку типа Л1 с северо-восточной стороне здания защищена одним дымовым пожарным извещателем; наряду с ППБ 01-03 нарушены требования нормативных документов по пожарной безопасности, установленные пунктами 1.1 1.4*, 1.7*. 7.29 СНиП 21-01-97*, пунктом 12.42 НПБ 88-2001- в здании гипермаркета ручные пожарные извещатели установлены на расстоянии более 50 м друг от друга; не производится очистка от горючих отходов вентиляционных камер и воздуховодов систем приточной и вытяжной вентиляции здания; при эксплуатации эвакуационных выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 6.30* СНиП 21-01-97* - наружная открытая лестница 3-го типа расположена на расстоянии менее 1 м от оконного проема; наряду с ППБ 01-03 нарушены требования нормативных документов по пожарной безопасности, установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 7.29 СНиП 21-01-97*, пунктами 1, 3, 14 таб. 2 п. 11 НПБ 110-2003 - в торговых залах (помещение N 1 и помещение N 6) пространство за подвесными потолками - высотой от покрытия до подвесного потолка более 0,4 м при прокладке в них кабелей и не защищено автоматической пожарной сигнализацией.
Административным органом согласно протоколу также установлено, что в представленном в ОГПН "Определении расчетного значения уровня пожарного риска", выполненном ООО "НПО СТ" содержится следующий вывод: для обеспечения расчетного значения пожарного риска (не более одной миллионной в год) необходимо обеспечить выполнение комплекса инженерно-технических и организационных мероприятий: одновременное нахождение в здании не более 259 людей (200 человек посетители и 59 человек обслуживающего персонала; устройство системы оповещения и управления эвакуацией людей III типа; устройство автоматической пожарной сигнализации; устройство автоматического пожаротушения; обеспечение технической надежности элементов пожарной сигнализации, при которой вероятность эффективного срабатывания системы пожарной сигнализации Rобн = 0,98; обеспечение технической надежности элементов системы оповещения людей о пожаре и эвакуации, при которой вероятность эффективного срабатывания системы СОУЭ Rобн = 0,98; обеспечение свободного открывания дверей на путях эвакуации и по направлению выхода из задания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа; сохранение ширины эвакуационных путей и выходов; не превышение установленной пожарной нагрузки для помещений.
Однако на момент проверки 09 июня 2010 года и на момент составления протокола вышеуказанный комплекс инженерно-технических мероприятий в целях обеспечения уровня заявленного в пожарной декларации пожарного риска и направленный на обеспечение требований пожарной безопасности в здании гипермаркета "Хозяйский" по адресу: по адресу: Самарская область, г.о. Тольятти, Автозаводский район, ул. Офицерская, д. 12В, стр. 1, не выполнен обществом.
Согласно ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ, совершенное в условиях особого противопожарного режима, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения начальником ОГПН городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский - главным государственным инспектором городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский по пожарному надзору в пределах своих полномочий в отношении ООО "ТОЛЬЯТТИ - ПЛАСТИК" оспариваемого постановления N 1713 от 24 июня 2010 года о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Ссылка ООО "ТОЛЬЯТТИ - ПЛАСТИК" на нарушение административным органом Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", что выразилось в том, что административным органом нарушены сроки проведения проверки (что подтверждается, в частности, актом проверки от 10 июня 2010 года N 568, согласно которому периодом проведения проверки является 04.05.2010 - 10.05.2010 года, в то время как акт составлен 10 июня 2010 года, а согласно журналу учета мероприятий по контролю не имеется отметки о дате проведения проверки инспектором), судом первой инстанции обоснованно отклонена.
Судом первой инстанции установлено, что материалами арбитражного дела подтверждены факт несоблюдения обществом перечисленных требований Правил пожарной безопасности, а также вина ООО "ТОЛЬЯТТИ - ПЛАСТИК" в совершении вменяемого ему административного правонарушения. Установлено, что общество, имея возможность для соблюдения правил и норм пожарной безопасности (иного заявителем не обосновано и не доказано), не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. общество не предприняло достаточных мер ни организационных, ни технических для выполнения правил и норм, а также не провело мероприятий, которые само запланировало согласно пожарной декларации в целях минимизации степени пожарного риска на объекте, посещающем значительное количество людей.
Между тем суд первой инстанции не учел, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение, выявленное административным органом еще 18 марта 2010 года, истек 18 мая 2010 года.
Нарушения правил пожарной безопасности, допущенные заявителем, являются по своей сути длящимся правонарушением, в связи с чем срок давности привлечения организации за данное нарушение следует исчислять с момента его обнаружения.
Как видно из материалов дела, нарушения обществом правил пожарной безопасности административным органом были выявлены в ходе проверки 18 марта 2010 года, каких-либо новых нарушений в ходе повторной проверки, проведенной в июне 2010 года, не было выявлено. Следовательно, моментом обнаружения правонарушений в данном случае будет считаться день, когда административном органу впервые стало известно о допущенных обществом нарушениях, то есть 18 марта 2010 года. В результате проверки в июне 2010 года административным органом был установлен факт неисполнения ранее выданных предписаний, то есть неустранение заявителем ранее выявленных нарушений правил пожарной безопасности, а не обнаружение собственно нарушений правил пожарной безопасности.
Кроме того, за те же самые нарушения правил пожарной безопасности заявитель был привлечен к административной ответственности постановлением от 19 марта 2009 года N 762 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (т. 1, 121, 122).
В соответствии с пунктами 6, 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности, при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
На основании п. 1, 2 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 12 ноября 2010 года следует отменить. Принять новый судебный акт, которым заявление ООО "ТОЛЬЯТТИ-ПЛАСТИК" удовлетворить. Признать незаконным и отменить оспариваемое постановление.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12 ноября 2010 года по делу N А55-15191/2010 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление ООО "ТОЛЬЯТТИ-ПЛАСТИК" удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление начальника отдела ГПН городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский, главного государственного инспектора городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский по пожарному надзору от 24 июня 2010 года N 1713 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА