Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Поволжского округа от 22.01.2013 по делу N А55-15162/2012 данное постановление отменено, заявленные требования удовлетворены.
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2012 по делу N А55-15162/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2012 по делу N А55-15162/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2012 г. по делу N А55-15162/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2012 года
В полном объеме постановление изготовлено 02 ноября 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31.10.2012 в помещении суда апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа Новокуйбышевск Самарской области "Музей истории города Новокуйбышевска" на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.07.2012 по делу N А55-15162/2012 (судья Черномырдина Е.В.), принятое по заявлению муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа Новокуйбышевск Самарской области "Музей истории города Новокуйбышевска" (ИНН 6330021105, ОГРН 1026303122999), г. Новокуйбышевск Самарской области, к Главному управлению МЧС России по Самарской области, г. Самара, об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
с участием в судебном заседании:
представителей муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа Новокуйбышевск Самарской области "Музей истории города Новокуйбышевска" Трофимовой И.Ю. (доверенность от 31.10.2012) и Чубаковой Е.А. (директор; приказ от 10.01.2001 N 11),
представителя Главного управления МЧС России по Самарской области Ишкова Д.В. (доверенность от 01.11.2011 N 8531-1),
установил:
Муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа Новокуйбышевск Самарской области "Музей истории города Новокуйбышевска" (далее - МБУК "Музей истории города Новокуйбышевск", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления МЧС России по Самарской области (далее - административный орган) от 13.04.2012 N 98 о привлечении к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150000 руб.
Решением от 20.07.2012 по делу N А55-15162/2012 Арбитражный суд Самарской области отказал учреждению в удовлетворении указанного заявления.
В апелляционной жалобе МБУК "Музей истории города Новокуйбышевск" просило изменить указанное судебное решение в части взыскания штрафа в размере 150000 руб. В апелляционной жалобе учреждение заявило, что оно согласно с выводом суда первой инстанции о необоснованности привлечения к административной ответственности за то, что проходная лестничная клетка, площадка которой является частью коридора (2 этаж) не отделена перегородкой с дверью шириной не менее 1,2 м, высотой не менее 1,9 м, но не согласно с выводом суда первой инстанции о совершении административного правонарушения, выразившегося в том, что помещения хранения фондов не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.
Административный орган в отзыве просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Рассмотрение дела было отложено с 26.09.2012 на 31.10.2012.
В судебных заседаниях представители учреждения поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель административного органа в судебных заседаниях отклонил апелляционную жалобу и при этом заявил о несогласии с выводом суда первой инстанции о необоснованности привлечения учреждения к административной ответственности за то, что проходная лестничная клетка, площадка которой является частью коридора (2 этаж) не отделена перегородкой с дверью шириной не менее 1,2 м, высотой не менее 1,9 м.
Проверив решение суда первой инстанции в полном объеме в соответствии с требованиями
части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей сторон в судебных заседаниях, суд апелляционной инстанции не находит оснований отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, при проведении внеплановой выездной проверки в помещениях, расположенных в г. Новокуйбышевск по ул. Белинского, 14 и используемых МБУК "Музей истории города Новокуйбышевск", административным органом было установлено, что помещения хранения фондов не оборудованы автоматической установкой пожаротушения, что является нарушением
пункта 3 ППБ 01-03,
таблицы 3 НПБ 110-03; проходная лестничная клетка, площадка которой является частью коридора (2 этаж) не отделена перегородкой с дверью шириной не менее 1,2 м, высотой не менее 1,9 м, что является нарушением
пункта 3 ППБ 01-03,
пунктов 6.16,
6.24 СНиП 21-01-97*.
По результатам данной проверки административным органом составлены акт от 30.03.2012 N 78 и протокол от 09.04.2012 N 98 об административном правонарушении.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Постановлением от 13.04.2012 N 98 административный орган привлек МБУК "Музей истории города Новокуйбышевск" к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150000 руб.
Из материалов дела следует, что МБУК "Музей истории города Новокуйбышевск" является юридическим лицом, бюджетным учреждением, самостоятельно осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, имущество на праве оперативного управления.
Помещения, расположенные в г. Новокуйбышевск по ул. Белинского, 14, закреплены за МБУК "Музей истории города Новокуйбышевск" на праве оперативного управления и используются им для осуществления своей деятельности.
В силу
статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно
пункту 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 и действовавших в период проведения проверки и вынесения оспариваемого постановления, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии со
статьей 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть и пользоваться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
МБУК "Музей истории города Новокуйбышевск", в оперативном управлении которого находятся указанные нежилые помещения, обязано обеспечивать сохранность переданного ему имущества, осуществлять его эксплуатацию в соответствии с установленными нормами и правилами, своевременно производить ремонт.
Таким образом, учреждение является субъектом административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за бюджетным учреждением носит целевой характер - обеспечение выполнение его функций, что связано и с обеспечением безопасности находящихся в учреждении сотрудников и посетителей, персонала, предоставляемое собственником для этих целей здание должно отвечать, в том числе, и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности.
Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу
статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения, учитывая, что бюджетные учреждения финансируются собственником.
Ответственность самого учреждения за нарушение правил пожарной безопасности возникает в случаях, когда нарушение правил пожарной безопасности не связано с конструктивными или иными недостатками закрепленного за ним собственником здания.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии вины МБУК "Музей истории города Новокуйбышевск" в совершении нарушения, выразившегося в том, что проходная лестничная клетка, площадка которой является частью коридора (2 этаж) не отделена перегородкой с дверью шириной не менее 1,2 м, высотой не менее 1,9 м, так как данное нарушение связано с конструктивными или иными недостатками здания (помещений), закрепленного (закрепленных) собственником за учреждением.
В соответствии
таблицей 3 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315, общественные помещения (включая помещения хранения музейных ценностей независимо от площади
(пункт 29), подлежат оборудованию автоматическими установками пожаротушения.
Кроме того,
пунктом 5.1.7 "ВППБ 13-01-94. Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации" (введены в действие Приказом Минкультуры РФ от 01.11.1994 N 736) предусмотрено, что хранилища фондов музеев должны быть оснащены автоматическими средствами сигнализации и пожаротушения, независимо от наличия разделения на отсеки несгораемыми перегородками.
Административный орган правомерно признал МБУК "Музей истории города Новокуйбышевск" виновным в совершении нарушения, выразившегося в том, что помещения хранения фондов не оборудованы автоматической установкой пожаротушения, так как данное нарушение не связано с конструктивными или иными недостатками помещений, закрепленных собственником за учреждением.
МБУК "Музей истории города Новокуйбышевск" не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности для соблюдения указанных норм, за нарушение которых
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению этих норм.
Доказательств обращения за выделением необходимых финансовых средств при формировании бюджета на 2012 год с учетом потребности в установке автоматической установкой пожаротушения при рассмотрении настоящего дела не представлено.
По рассматриваемому делу не имеется никаких сомнений в виновности учреждения в совершении указанного нарушения, которые могли бы быть истолкованы в его пользу на основании
части 4 статьи 1.5 КоАП РФ.
Совершение указанного нарушения является достаточным основанием для привлечения учреждения к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Утверждение МБУК "Музей истории города Новокуйбышевск" о том, что указанное складское помещение фактически не является фондохранилищем, является бездоказательным.
К тому же приказом по учреждению от 27.01.2012 N 8 главный хранитель Зеленская Н.М. назначена ответственной за противопожарную безопасность именно помещений фондохранилища. О помещениях склада в этом приказе не говорится.
Оснований для применения
статьи 2.9 КоАП РФ, которой предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, судом первой инстанции, с учетом разъяснений, содержащихся в
пунктах 18 и
18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено. Как верно указано судом первой инстанции, допущенное правонарушение является по своему характеру социально опасным, угрожает жизни и здоровью сотрудников и посетителей учреждения.
Установленный
КоАП РФ порядок привлечения к ответственности административным органом не нарушен, протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных
статьей 28.2 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, наказание назначено в минимальном размере, установленном санкцией
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно оценил их.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а также представителями учреждения и административного органа в судебных заседаниях в обоснование их несогласия с решением суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Руководствуясь
статьями 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 июля 2012 года по делу N А55-15162/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА