Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 по делу N А65-131/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 по делу N А65-131/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2012 г. по делу N А65-131/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Марчик Н.Ю., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сальмановым А.Р.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 июня 2012 года в помещении суда апелляционную жалобу Исполнительного комитета Большеключинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 марта 2012 года по делу N А65-131/2012 (судья Мусин Ю.С.)
по заявлению Исполнительного комитета Большеключинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, село Большие Ключи Зеленодольского района Республики Татарстан,
к Управлению надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Татарстан в лице Отдела надзорной деятельности по Зеленодольскому муниципальному району, город Зеленодольск Республики Татарстан,
третье лицо: Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, город Зеленодольск Республики Татарстан,
об отмене постановления от 19 декабря 2011 года N 0326-2011-0792 о привлечении к административной ответственности,
установил:
Исполнительный комитет Большеключинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - заявитель, Исполнительный комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Татарстан в лице Отдела надзорной деятельности по Зеленодольскому муниципальному району (далее - административный орган, Управление надзорной деятельности), третье лицо: Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, об отмене постановления от 19 декабря 2011 года N 0326-2011-0792 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
ч. ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований Исполнительному комитету отказано.
Исполнительный комитет, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Исполнительный комитет указывает, поскольку здание было передано в безвозмездное пользование МБУ "Централизованная клубная система "Айшинская", то заявитель незаконно был привлечен к административной ответственности.
Представители сторон в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
От Управления надзорной деятельности в материалы дела поступил отзыв, в котором административный орган просит решение суда оставить без изменения, так как считает его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Также просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Исполнительный комитет представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Представитель третьего лица - Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, отзыва в материалы дела не представил.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями
ст. 156 АПК РФ, рассмотрел жалобу в отсутствие не явившихся представителей сторон.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административным органом проведена проверка соблюдения Исполнительным комитетом требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлено нарушение Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ГОСТ Р 12.2 143-2009, НПБ, сводов правил,
Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03).
В отношении заявителя 16 ноября 2011 года административным органом составлены протоколы об административных правонарушениях N 0326-2011-0943, N 0326-2011-0944, N 0326-2011-0945 (л.д. 67, 68, 69) с приложением фототаблиц (л.д. 70 - 73).
19 декабря 2011 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 0326-2011-0792 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной
ч. ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в суд с заявлением о его отмене.
В соответствии с Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон) обеспечение пожарной безопасности является важнейшей функцией государства, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
На основании
ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.94 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, установлены в Федеральном
законе от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ГОСТ 12.2 143-2009,
Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)",
СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования".
Приказом МЧС России от 18.06.2003 года N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03)" утверждены следующие требования пожарной безопасности.
В каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: определены и оборудованы места для курения; определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды; определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.
В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.
В зданиях с массовым пребыванием людей на случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонари. Количество фонарей определяется руководителем, исходя из особенностей объекта, наличия дежурного персонала, количества людей в здании, но не менее одного на каждого работника дежурного персонала.
В зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке; устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов; использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
При эксплуатации действующих электроустановок запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления, в сети ниже требуемого, необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку. Деревянные конструкции сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и т.п.), горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе, буфетах должны быть обработаны огнезащитными составами. У руководителя учреждения должен быть соответствующий акт организации, выполнившей эту работу, с указанием даты пропитки и срока ее действия.
В общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже должны размещаться не менее двух ручных огнетушителей.
Положениями "
СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 г. N 175) установлены следующие требования к пожарной безопасности.
При отсутствии на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме.
В соответствии с
п. 4 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 г. N 171) (ред. от 09.12.2010 г.) в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями.
В соответствии с
Приказом МЧС России от 20.06.2003 г. N 323 (ред. от 07.02.2008 г.) "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)" оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией: подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей; трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей; трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию; размещением эвакуационных знаков безопасности на путях эвакуации; включением эвакуационных знаков безопасности; связью пожарного поста-диспетчерской с зонами пожарного оповещения.
В соответствии требованиями
п. 4 ст. 82,
п. 6 ст. 90,
п. 4 ст. 107 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" линии электроснабжения помещений зданий, сооружений и строений должны иметь устройства защитного отключения, предотвращающие возникновение пожара при неисправности электроприемников.
Правила установки и параметры устройств защитного отключения должны учитывать требования пожарной безопасности, установленные в соответствии с Федеральным
законом от 22.07.2008 года N 123-ФЗ.
В зданиях, сооружениях и строениях с мансардами следует предусматривать люки в ограждающих конструкциях пазух чердаков. Пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы должны быть изготовлены из негорючих материалов.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
ст. ст. 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
ч. 3 -
8 настоящей статьи, установлена
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от 150 000 до 200 000 рублей.
В соответствии с
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 150 000 до 200 000 рублей.
Согласно
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 150 000 до 200 000 рублей.
Согласно
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается нарушение заявителем требований правил пожарной безопасности к зданиям, эвакуационным путям, системам пожарной сигнализации, общих требований
Правил пожарной безопасности, что образует составы административных правонарушений предусмотренных
ч. ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ.
В судебном заседании заявитель доказательств соблюдения требований правил пожарной безопасности и устранения выявленных правонарушений не представил.
Согласно реестра муниципальной собственности (л.д. 18) здание дома культуры находится в муниципальной собственности Большеключинского сельского поселения.
В силу
ст. 37 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" и ст. 25 Закона Республики Татарстан от 28.07.2004 г. N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в РТ" исполнительный комитет муниципального образования является его исполнительно - распорядительным органом.
Таким образом, довод заявителя о том, что МБУ "ЦКС "Айшинская" должно нести ответственность, предусмотренную за данные правонарушения, не может быть принято судом апелляционной инстанции.
Процессуальных нарушений при административном производстве судом не установлено.
Оснований для применения положений
ст. 2.9 КоАП РФ судом не усматривается.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка в решении суда, подтвержденная материалами дела.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со
ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь
ст. ст. 266 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 марта 2012 года по делу N А65-131/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
Е.М.РОГАЛЕВА