Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2011 по делу N А55-9365/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2011 по делу N А55-9365/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2011 г. по делу N А55-9365/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кольберг Н.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Администрации сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области - Симонетти А.И. (доверенность от 05 июля 2010 года N 48),
представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области - Нечипорука С.В. (доверенность от 20 июня 2011 года N 4596-2-1),
рассмотрев в открытом судебном заседании 03.10.2011 в помещении суда апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.07.2011 по делу N А55-9365/2011 (судья Селиваткин В.П.), принятое по заявлению Администрации с.п. Рождествено муниципального района Волжский Самарской области, с. Рождествено,
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области, г. Самара,
об отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Администрация с.п. Рождествено муниципального района Волжский Самарской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области об отмене постановления от 11.05.2011 N 74 о назначении административного наказания по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 15 000 руб. (т. 1, л.д. 4 - 6).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.07.2011 по делу N А55-9365/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 1, л.д. 155 - 157).
В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 4 - 6).
ГУ МЧС России по Самарской области апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель Администрации с.п. Рождествено муниципального района Волжский Самарской области поддержал апелляционную жалобу, просил решение суда от 20.07.2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ГУ МЧС России по Самарской области в судебном заседании отклонил апелляционную жалобу по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда от 20.07.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки соблюдения
Правил пожарной безопасности Администрацией сельского поселения Рождествено Волжского района Самарской области главным государственным инспектором м.р. Волжский Самарской области по пожарному надзору подполковником внутренней службы Нечипорук Сергеем Владимировичем был составлен протокол об административном правонарушении от 03.05.2011 N 74 (т. 1, л.д. 51 - 53).
Данным протоколом было зафиксировано административное правонарушение, предусмотренное
ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенное Администрацией сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области. Указанное правонарушение было совершено (выявлено) 22.04.2011 и заключалось в нарушении требований пожарной безопасности, а именно:
1. Расстояние от границ застройки населенных пунктов сельского поселения Рождествено до лесного массива не соответствует нормативным требованиям пожарной безопасности (с. Выползово - в южном направлении (10 квартал Рождественского объединенного участкового лесничества), требуемое расстояние - не менее 15 м, фактическое - менее 15 м, в некоторых местах примыкает к лесному массиву; п. Гаврилова Поляна - в северном, в южном, юго-западном, западном, северо-западном направлениях (5 квартал, 10 квартал Рождественского объединенного участкового лесничества), требуемое расстояние - не менее 15 м, фактическое - менее 15 м, в некоторых местах примыкает к лесному массиву).
2. На территории населенного пункта имеется свалка мусора, в том числе состоящая из горючих бытовых отходов (с. Рождествено, ул. Совхозная, 13 "Б").
Тем самым были нарушены требования пожарной безопасности установленные:
ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации" (утверждены Приказом МЧС РФ N 313 от 18.06.2003, который зарегистрирован в Минюсте РФ 27.06.2003, рег. N 4838) (
п. 3,
п. 21,
п. 32,
п. 112); СНиП 2.07.01-89* Строительные нормы и правила "Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений" (утверждены постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16.05.1989 N 78, срок введения в действие 01.01.1990) (прил. 1* п. 5*).
Кроме того, указанные факты нарушений
ППБ подтверждаются следующими документами:
актом проверки от 22.04.2011 N 46 (т. 1, л.д. 116 - 125), которым зафиксирован факт нарушения;
паспортом пожарной безопасности населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, разработанного на с. Выползово сельского поселения Рождествено и утвержденного Главой данного сельского поселения Мальцевым С.Г. Согласно сведениям, содержащимся в данном паспорте, общая протяженность участка (ов) границы населенного пункта с. Выползово с лесным участком составляет 0,5 км (т. 1, л.д. 86 - 88);
паспортом пожарной безопасности населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, разработанного на п. Гаврилова Поляна сельского поселения Рождествено и утвержденного Главой данного сельского поселения Мальцевым С.Г. Согласно сведений содержащихся в данном паспорте, общая протяженность участка (ов) границы населенного пункта п. Гаврилова Поляна с лесным участком составляет 2,5 км (т. 1, л.д. 89 - 91);
рапортом инспектора отдела НД м. р. Волжский УНД Главного управления МЧС России по Самарской области капитана внутренней службы Ильины Т.А. от 25.05.2011 с приложением фото и видео материалов, который указывает на факт нарушения (т. 1, л.д. 96 - 106);
письмом ФГУ Национальный парк "Самарская Лука" от 01.06.2011 N 875 (вх. от 01.06.2011 N 493-2-25), в котором отражается факт нарушения.
Судом первой инстанции правомерно отклонены как несостоятельные доводы Администрации сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области о том, что ответственность за данное нарушение требований пожарной безопасности Администрация сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области не несет, поскольку, отвод земельных участков на территории сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области относится к компетенции Администрации муниципального района Волжский Самарской области.
На момент передачи земельных участков на территории сельского поселения Рождествено, в том числе на территории населенных пунктов с. Выползово и п. Гаврилова Поляна действовали СНиП 2.07.01-89* Строительные нормы и правила "Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений" (срок введения в действие 01.01.1990 г.), которые устанавливали требования пожарной безопасности, в том числе и в части соблюдения противопожарных расстояний (разрывов), расстояний от границ застройки населенных пунктов до лесного массива, которые были нарушены.
Кроме того, в соответствии с
п. 3 ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации" наряду с настоящими
Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Согласно п. 5* прил. 1* СНиП 2.07.01 - 89* "Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений" расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15 м. В соответствии с
п. 21 ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации" территория населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Так же, в соответствии с
п. 112 ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации" для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
В соответствии с
п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно
ст. 19 Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии с
ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится:
п. 8 - участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
п. 23 - организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил также доводы заявителя и поводу того, что вне компетенции Главы сельского поселения Рождествено находятся полномочия по выдаче разрешений на строительство объектов, расположенных на территории поселения.
В соответствии с
п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Вышеуказанные полномочия по вопросам местного значения поселения закреплены в уставе администрации сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области в редакции 2010 года (т. 1, л.д. 54 - 69).
В соответствии с
ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Как видно из материалов дела, указанные заявителем полномочия, в части выдачи разрешений на строительство объектов, расположенных на территории сельского поселения Рождествено были переданы Администрации муниципального района Волжский Самарской области соглашением от 29.12.2010. Данное соглашение вступило в силу 01.01.2011 и действует по 31.12.2011. Однако данное соглашение не освобождает Администрацию сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области от соблюдения требований пожарной безопасности на территории сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской и не снимает с нее ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы администрации по поводу отсутствия ее вины в совершении административного правонарушения в части нарушения требований пожарной безопасности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения Рождествено.
Из материалов дела следует, что на территории сельского поселения Рождествено в с.Рождествено по ул. Совхозная, 13, существует несанкционированная свалка мусора, в том числе состоящая из горючих бытовых отходов.
Это обстоятельство подтверждается протоколом об административном правонарушении от 03.05.2011 N 74, актом проверки.
В соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Договор, заключенный Администрацией сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области с МУП ПОЖКХ Волжского района по сбору и вывозу бытовых отходов (копия договора от 01.01.2011 N 32 "О предоставлении услуг по вывозу бытовых отходов" прилагается) не освобождает Администрацию сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области от соблюдения указанных выше требований пожарной безопасности на территории сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской и не снимает с нее ответственность за нарушение этих требований пожарной безопасности (т. 1, л.д. 79 - 80).
Как видно из материалов дела, дополнительно МУП ПОЖКХ Волжского района в ходе проверки пояснило, что сбор и вывоз бытовых отходов на территории сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области осуществляется согласно заявкам, подаваемых Администрацией данного поселения. Заявка на сбор и вывоз бытовых отходов в результате образовавшейся свалки мусора по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Рождествено, ул. Совхозная, 13 "Б" в МУП ПОЖКХ Волжского района не поступала (т. 1, л.д. 83).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что юридическим лицом - Администрацией сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области не приняты должным образом и в полном объеме все меры по обеспечению пожарной безопасности на территории сельского поселения Рождествено, тем самым были нарушены требования пожарной безопасности.
Согласно
п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных
Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (
ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа (
ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенных нарушений процедуры привлечения Администрации сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области к административной ответственности по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ ГУ МЧС России по Самарской области, которые могли бы повлечь за собой признание указанного постановления незаконным, судом не установлено.
В соответствии с
п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция статьи
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от 10 000 до 20 000 руб.
Наказание администрации определено в пределах санкции данной
статьи.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене постановления ГУ МЧС России по Самарской области от 11.05.2011 N 74 о привлечении администрации к административной ответственности по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Таким образом, доводы, положенные в основу апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции, однако учтены быть не могут, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно не влияют на законность принятого судебного акта.
Нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в
п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности не предусмотрено.
Руководствуясь
статьями 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20.07.2011 по делу N А55-9365/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА