Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012 по делу N А55-24274/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено в части.


Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012 по делу N А55-24274/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено в части.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2012 г. по делу N А55-24274/2011
Резолютивная часть постановления объявлена: 16 апреля 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 23 апреля 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Ю.Я.,
с участием:
от муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида N 325 городского округа Самара - не явился, извещен,
от МЧС России Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области - представителя Киселева А.Г. (доверенность от 27.01.2012 N 726-2-1),
от Департамента образования Администрации г.о. Самара - представителя Семенова А.В. (доверенность от 11.01.2012 N 12-01/40),
от Департамента управления имуществом г.о. Самара - не явился, извещен,
от Администрации г.о. Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе МЧС России Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 февраля 2012 года по делу N А55-24274/2011 (судья Черномырдина Е.В.),
принятое по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида N 325 городского округа Самара, п. Мехзавод,
к МЧС России Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области, г. Самара,
третьи лица: Департамент образования Администрации г.о. Самара, г. Самара,
Департамент управления имуществом г.о. Самара, г. Самара,
Администрация г.о. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 03 ноября 2011 года N 480 о назначении административного наказания за нарушения требований пожарной безопасности,
установил:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида N 325 городского округа Самара (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору майором внутренней службы Бурнаева Ю.Н. (далее - административный орган, МЧС) от 03.11.2011 N 480 о назначении административного наказания заявителю за нарушения требований пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 февраля 2012 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление от 03.11.2011 N 480 в части назначения административного наказания в виде штрафа в сумме 150000 рублей. Назначено муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад комбинированного вида N 325 городского округа Самара административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с выводами суда, административный орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
Представитель административного органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Департамента образования Администрации г.о. Самара в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида N 325 городского округа Самара направило ходатайство о рассмотрении дела без своего участия, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида N 325 городского округа Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
03.11.2011 в отношении заявителя вынесено постановление, которым учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 руб. (л.д. 8).
Как установлено в ходе проверки, заявителем нарушены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденные Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, а также строительные нормы и правила "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97*) приняты постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 регистрационный номер 18-7, а именно: дверь склада (кухня) не имеет требуемого предела огнестойкости (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. п. 5.14*, 7.4, 7.18).
Учреждение, не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, считая его необоснованным и незаконным, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми документами по пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Самарской области от 27 мая 2011 года N 258 "Об установлении особого противопожарного режима на территории Самарской области" был установлен на территории Самарской области особый противопожарный режим. В его период на территории области был ограничен въезд ТС и пребывание граждан в лесах, а также проведение работ связанных с разведением огня в лесном фонде и запрещено применение пиротехнических изделий и огневых эффектов в зданиях (сооружениях) и на открытых территориях. Руководителям организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности рекомендовано: провести внеплановые противопожарные инструктажи и дополнительные практические занятия для работников по отработке действий при возникновении пожаров и эвакуации из зданий (сооружений); привести в исправное состояние источники противопожарного водоснабжения и первичные, средства пожаротушения ограничить производство пожароопасных работ на взрывоопасных объектах, в полосах отчуждения линейных сооружений.
Протоколом об административном правонарушении зафиксирован факт нарушения заявителем Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, СНиП 21-01-97* (л.д. 10).
Статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Исходя из смысла названных норм, при избрании меры ответственности в каждом конкретном случае, административный орган должен исходить из того, что целью наказания является пресечение выявленного правонарушения и предупреждения совершения новых правонарушений. При этом, наказание не должно быть чрезмерно суровым и должно быть соотнесено с характером совершенного административного правонарушения, имущественным и финансовым положением юридического лица, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и обстоятельствами, отягчающими административную ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оспариваемое постановление административного органа о привлечении к административной ответственности не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит в числе прочего, что отсутствуют основания для применения конкретной меры ответственности, то суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части, либо об изменении решения.
Исходя из изложенного, а также положений ст. 30.7 КоАП РФ, с учетом того, что привлечение к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 150000 рублей не соответствует характеру содеянного и целям административной ответственности, учитывая, что учреждением впервые допущено выявленное правонарушение, заявитель раскаялся в содеянном, суд правомерно назначил заявителю наказание в виде предупреждения.
Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Самарской области от 17 февраля 2012 года и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17 февраля 2012 года по делу N А55-24274/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
В.С.СЕМУШКИН