Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012 по делу N А55-8506/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012 по делу N А55-8506/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2012 г. по делу N А55-8506/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2012 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2012 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детско-юношеского туризма и экскурсий г.о. Самара - Лайкова Е.Г., директор, копия паспорта приобщена к материалам дела,
от Отдела надзорной деятельности городского округа Самара УНД Главного управления МЧС России по Самарской области - Постников А.А., доверенность от 16.01.2012 года N 178-2-1,
от Департамента образования администрации г.о. Самара - Латыпова Н.М., доверенность от 20.03.2012 года N 12-01-02/1260,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детско-юношеского туризма и экскурсий г.о. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 мая 2012 года по делу N А55-8506/2012 (судья Корнилов А.Б.),
по заявлению Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детско-юношеского туризма и экскурсий г.о. Самара, г. Самара,
к Отделу надзорной деятельности городского округа Самара УНД Главного управления МЧС России по Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
Департамент образования администрации г.о. Самара, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детско-юношеского туризма и экскурсий г.о. Самара обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания N 598 от 22 декабря 2011 года, вынесенное заместителем начальника отдела надзорной деятельности г.о. Самара по пожарному надзору.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.03.2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детско-юношеского туризма и экскурсий г.о. Самара подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе и уточнениях к ней указывает, что согласно постановления предусмотрена административная ответственность по
ч. 1 статьи 20.4 Кодекса РФ за административное правонарушение:
Пункт 1. Двери, разделяющие коридор 1 и 2 этажа лестничной клетки не имеют приспособления для самозакрывания и уплотнения притворов устранено в день проверки, допущено из-за незавершенности ремонта, финансируемого Департаментом образования и в связи с рассмотрением вопроса о выделении новых площадей под ЦДЮТур (см. фото 1, 2, 3, 4).
Пункты 2, 3, 4. Данные работы должны были выполняться в ходе капитального ремонта, но он был приостановлен. Нарушения, указанные в пунктах 2.3.4 данного постановления предъявлены впервые. За 29 лет данное состояние не вызывало никаких нареканий со стороны пожарных инспекторов. Протоколов, отмечающих данные нарушения, никогда не было. Это же подтверждается заключением Государственного пожарного надзора о соответствии объекта пожарной безопасности (копия прилагается).
По итогам акта проверки от 3 ноября 2011 г. в Департамент образования были направлены письма (вх. N 16626 от 11.11.2011 г., N 16793 от 14.11.11. г.) с просьбой о выделении денежных средств для устранения данных нарушений. На данные письма был получен ответ Департамента образования (исх. N 126 от 11.11.2011 г., исх. N 12-01/10212 от 17.11.2011).
Так как решался вопрос о предоставлении новых помещений, вкладывать деньги в объект, передаваемый Департаменту по имуществу, Департамент образования не имел возможности. Занятия были перенесены на базы школ и туристский полигон с ноября 2011 г., т.е. угрозы для жизни и здоровья детей не было.
Согласно постановления предусмотрена административная ответственность по
ч. 3 статьи 20.4 КоАП РФ Центру вменяется эксплуатация электросветильника, необорудованного плафоном, в подсобном помещении. Данный плафон был снят завхозом в день проверки в связи с тем, что перегорела лампочка. Лампочку вернули, но в отсутствии плафона она не включалась. Промытый плафон был установлен рабочим на свое место в этот же день.
Податель жалобы также указывает, что Центру вменяется административное правонарушение по
ч. 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Пункт 1. Дверь запасного эвакуационного выхода, металлическая решете выполнены с открыванием не по направлению выхода из здания. Направлялись письма на финансирование данных пунктов в ходе данного ремонта (см. письма вх. N 136 от 15.01.2009 г. - Дефектная ведомость, вх. N 12508 от 07.12.2010 г.). Устранено в день проверки, допущено из-за незавершенности ремонта, финансируемого Департаментом образования и в связи с рассмотрением вопроса о выделении новых площадей для МБОУ ДОД ЦДЮТур. Данное замечание сделано впервые.
Пункт 2. Отсутствует возможность свободного открывания запасного эвакуационного выхода со 2 этажа изнутри (см. письма вх. N 136 от 15.01.2009 г. - Дефектная ведомость, вх. N 12508 от 07.12.2010 г.). Ключ от запасного выхода находился в доступном месте, рядом с закрытой дверью, объявление о нахождении ключа висело около замка. Данное замечание было устранено в день проверки (снята решетчатая металлическая дверь), допущено из-за незавершенности капитального ремонта, финансируемого Департаментом образования. Данное замечание сделано впервые.
Пункт 3. На пути основного эвакуационного выхода, ведущего со второго этажа на лестничную клетку, расположен учебный класс с размещением мебели, препятствующей свободной эвакуации. В ходе предыдущих проверок за 29 лет это нарушением не являлось, в связи с тем, что эвакуационный выход оставался шириной 2,95 м, в 2011-2012 учебном году рекреация как класс не эксплуатировалась, занятия были перенесены в соответствии с письмом Департамента образования на базу школы N 12. (см. Приложение: письмо Департамента образования N 12-01/9927 от 09.11.2011 г.). Мебель класса была убрана, т.е. замечание устранено в день проверки. То есть реальная угроза жизни и здоровью детей отсутствовала.
По пунктам 4, 5 предписания от сентября 2008 года выполнить Центр не имел возможности. Письма для финансирования данных работ направлялись в Департамент образования (вх. N 8169 от 22.09.2008 г., вх. N 136 от 15.01.2009 г., вх. N 886 от 06.02.2009 г., вх. N 1320 от 17.02.2010 г., заявка от 30.07.2010 г., письмо от 20.10.2010 г., вх. N 8050 от 16.06.2011 г., исх. N 15 от 10.02.2011 г.).
Пункт 6, 7. Центр не считает себя виновным, так как есть исполнитель работ, ответственный за грамотную установку пожарной сигнализации, а так же обслуживающая организация, от которой замечаний не поступало.
Замечания устранены в ходе проверки, предъявлялись впервые. По предписанию средства Департаментом выделены (Акт выполненных работ от 14.11.2011 г.).
Податель жалобы ссылается на то, что Центр детско-юношеского туризма и экскурсий городского округа Самара является муниципальным бюджетным образовательным учреждением. Доходов от распоряжения имуществом, переданного в оперативное управление не имеет, платные образовательные услуги в связи со спецификой контингента обучающихся (малоимущие, социально незащищенные) отсутствуют (приложение справка об отсутствии платных образовательных услуг). То есть учреждение полностью зависит от распорядителя бюджетных средств по отрасли образования - Департамента образования. У Центра отсутствовала реальная возможность устранения предписания, а, следовательно, и отсутствовала вина, привлекаемого к административной ответственности. Центр финансировался в строгом соответствии с утвержденной сметой. За нецелевое использование бюджетных средств в соответствии со
статьей 289 БК РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность. Так как Департаментом образования решен вопрос о выделении нового помещения Центру по адресу ул. Арцыбушевская, 3 "А", дальнейшее финансирование устранения указанных замечаний не предусмотрено.
По мнению подателя жалобы, учреждением приняты все зависящие от него меры на получение денежных средств на устранение нарушений, но оно не имело возможности для соблюдения всех правил и норм, за нарушение которых предусмотрено административная ответственность.
Податель жалобы также указывает, что суду первой инстанции были предъявлены документы, подтверждающие, что постановление об административной ответственности не было в срок предъявлено заявителю апелляции, а было получено учреждением после неоднократных официальных запросов.
В связи с нарушениями по установке сигнализации в запотолочном пространстве Центром направлены запросы в "Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ", а также получены консультации по СанПиНам от 2009 г., действующим по сегодняшний день. В соответствии с указанными СанПиНами никаких нарушений со стороны Центра допущено не было.
В судебном заседании представители Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детско-юношеского туризма и экскурсий г.о. Самара и Департамента образования администрации г.о. Самара доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Отдела надзорной деятельности городского округа Самара УНД Главного управления МЧС России по Самарской области считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В период с 11.10.2011 г. по 03.11.2011 г. на основании распоряжения N 301 от 05.10.2011 г., инспектором ОНД Ленинского района г.о. Самара Постниковым Александром Александровичем была проведена плановая выездная проверка юридического лица - Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детско-юношеского туризма и экскурсий городского округа Самара расположенного по адресу: г. Самара, ул. Братьев Коростелевых, 146.
В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые указанны в акте проверки N 301 от 03.1 Г. 2011 г., а именно:
- Двери, разделяющие коридоры 1-го и 2-го этажа от лестничной клетки, не имеют приспособлений для самозакрывания и уплотнением в притворах.
Нарушение: ППБ 01-03
п. 3,
п. 34. СНиП 21-01-97* п. 6.18*.
- Дверь складского помещения выполнена не противопожарной, с пределом огнестойкости менее 0,6 часа.
Нарушение: ППБ 01-03
п. 3, СНиП 21-01-97* п. 5.14, СНиП 2.08.02-89* п. 1.82.
- Для складского помещения, не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности и класс зоны по ПУЭ, информация не указана на двери помещений.
- Люк выхода в чердачное помещение выполнен не 2-го типа, противопожарным (сертифицированными), с пределом огнестойкости менее EI 30.
Нарушение: ППБ 01-03
п. 3, СНиП 21-01-97*8.4*.
- Допускается эксплуатация электросветильника, не оборудованного плафоном (рассеивателем) предусмотренного конструкцией светильника в подсобном помещении расположенного напротив кабинета бухгалтера.
Нарушение: ППБ 01-03
п. 60.
- Дверь запасного эвакуационного выхода, металлическая решетка выполнены с открыванием не по направлению выхода из здания.
Нарушение: ППБ 01-03
п. 52.
- Отсутствует возможность свободного открывания запасного эвакуационного выхода со второго этажа изнутри без ключа. Нарушение: ППБ 01-03
п. 52.
- На пути основного эвакуационного выхода, ведущего со второго этажа в лестничную клетку расположен учебный класс, с размещением мебели, препятствующей свободной эвакуации.
Нарушение: ППБ 01-03
п. 3,
52,
п. 53, СНиП 21-01-97* п. 6.9*.
- Лестничный марш запасного эвакуационного выхода со 2-го этажа здания выполнен с уклоном более 1:1, а также с шириной проступи лестничного марша менее 25 см.
Нарушение: ППБ 01-03
п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.30*.
- Лестница 3-го типа (запасной эвакуационный выход со 2-го этажа здания) выполнена на расстоянии менее 1 м от оконных проемов здания.
Нарушение: ППБ 01-03
п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.30*.
- Запотолочное пространство, ограниченное фальшпотолком (армстронг) на расстоянии более 0.4 метра (фактически 0.76 метра), не защищено автоматической пожарной сигнализацией. Нарушение: ППБ 01-03
п. 3,
40, НПБ 88-2001 п. 12.20.
- Допущено изменение объемно-планировочного решения, в результате которого уменьшена зона действия системы оповещения и управления эвакуацией (звуковой пожарный оповещатель закрыт гипсокартонном).
Нарушение: ППБ 01-03
п. 40.
По результатам плановой выездной проверки был составлен акт проверки N 301 от 03.11.2011 г., врученный законному представителю юридического лица - Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детско-юношеского туризма и экскурсий городского округа Лайковой Елене Гавриловне 03.11.2011 г.
В отношении юридического лица Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детско-юношеского туризма и экскурсий городского округа Самара 03.11.2011 г. был составлен протокол N 598 об административном правонарушении по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, протокол N 599 об административном правонарушении по
части 3 статьи 20.4 КоАП РФ, протокол N 600 об административном правонарушении по
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
При рассмотрении административных дел в отношении Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детско-юношеского туризма и экскурсий городского округа Самара 22.12.2011 г. к материалам административного дела был приобщен ответ из Департамент управления имуществом г.о. Самара от 09.12.2011 г. на запрос ОНД г.о. Самара от 23.11.2011 г. исх. N 1162-2-6 в котором сообщается, что в настоящее время за МОУ ДОД Центром детско-юношеского туризма закреплено на праве оперативного управления нежилое помещение площадью 215 кв. м, расположенное по адресу: ул. Братьев Коростелевых, 146 (1 этаж: комнаты NN 1, 10, 11, 12; 2 этаж: комнаты NN 1-3, 7-6, по техническому паспорту). Согласно пункту 2.3 договора от 24.07.2006 г. N 0007460 о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, указанное учреждение обязано содержать имущество в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации и обеспечивать его сохранность.
22.12.2011 г. заместителем начальника отдела надзорной деятельности городского округа Самара майором внутренней службы Бурнаевым Ю.Н. в соответствии с
частями 2,
3,
статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детско-юношеского туризма и экскурсий городского округа Самара было привлечено за совершение административных правонарушений, предусмотренных
ч. 1,
ч. 3,
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в связи совершением лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более частями статей
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и рассмотрение дел, о которых подведомственно одному и тому же органу, должностному лицу, назначено административное наказание в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания к административной ответственности постановлением N 598 от 22.12.2011 года в виде административного штрафа в сумме 150.000 рублей (сто пятьдесят тысяч рублей).
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании указанного постановления о привлечении к административной ответственности незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
На основании
статьи 38 "Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности" ФЗ N 69 "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: "собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции" и
пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03) "Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору". Поэтому юридическое лицо Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детско-юношеского туризма и экскурсий городского округа Самара вправе распоряжаться, владеть и пользоваться имуществом предоставленное договором N 0007460 от 24.07.2006 г. о порядке использования муниципального имущества, закрепленного за образовательным учреждением на праве оперативного управления, а равно нести ответственность за нарушения требований пожарной безопасности.
В обоснование признания постановления недействительным, заявитель указывает на то, что в здании не закончен капитальный ремонт. Со стороны департамента образования не выделяется достаточное количество денежных средств, для завершения ремонта и выполнения всех требований пожарной безопасности.
Кроме того, по ряду нарушений, в частности - эксплуатация светильника без рассеивателя, наличие железной решетки на эвакуационном выходе, устройство учебного класса на эвакуационных путях, приняты меры к их устранению в день выявления.
Судом верно отмечено в решении, что указанные заявителем обстоятельства не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Несмотря на незаконченный ремонт, из пояснений заявителя следует, что здание продолжает эксплуатироваться. В нем находятся работники учреждения, исполняющие свои трудовые обязанности. Следовательно, здание должно соответствовать требованиям пожарной безопасности.
Устранение нарушений немедленно после их выявления может быть расценено только как обстоятельство, смягчающее ответственность. Смягчающие обстоятельства были учтены административным органом, поскольку за выявленные нарушения был назначен минимальный штраф, который предусмотрен
ст. 20.4 КоАП РФ.
На основании договора N 000740 от 24.07.2006 г. о порядке использования муниципального имущества, закрепленного за Центром на праве оперативного управления п. 2.2.1 "Учреждение владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления в пределах, установленных действующим законодательством и настоящим Договором в соответствии с назначением имущества и целями деятельности Учреждения, определенными Уставом", согласно п. 2.3.2 должно содержать имущество в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации и обеспечивать его сохранность.
Вмененные заявителю правонарушения связаны не только с конструктивными особенностями здания.
Имеются также и другие нарушения правил пожарной безопасности.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона РФ N 69-ФЗ от 21.12.1994 г. "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Нарушение требований пожарной безопасности представляет собой невыполнение или ненадлежащие выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
ст. 37 данного закона руководители организаций обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Судом сделан правильный вывод о том, что вина в совершении юридическим лицом - Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей Центр детско-юношеского туризма и экскурсий городского округа Самара административного правонарушения предусмотренного
частью 1,
3,
4, статьи 20.4 "Нарушение требований пожарной безопасности" КоАП РФ, доказана.
Отсутствуют также основания для признания правонарушения малозначительным, т.к. создается угроза безопасности для работающих для работающих в здании сотрудников центра и посетителей.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей Центр детско-юношеского туризма и экскурсий г.о. Самара в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь
статьями 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 мая 2012 года по делу N А55-8506/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ